14-05-2023
Homogenic | ||||
Студийный альбом Бьорк | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска | ||||
Записан |
El Cortijo Studios, Малага, Испания, август 1996 — август 1997 |
|||
Жанры | ||||
Длительность |
43:58 |
|||
Продюсеры |
Бьорк, Майкл Дрейвс (англ.)русск., Хоуи Би (англ.)русск., Гэй Сайсворф (англ.)русск., Марк Белл (англ.)русск. |
|||
Страна | ||||
Лейбл | ||||
Хронология Бьорк | ||||
|
||||
Синглы из Homogenic | ||||
|
Homogenic — четвёртый студийный альбом исландской певицы Бьорк, выпущенный на лейбле One Little Indian Records в 1997 году. Он был спродюсирован самой певицей, Майклом Дрейвсом (англ.)русск., Хоуи Би (англ.)русск., Гэем Сайсворфом (англ.)русск. и Марком Беллом (англ.)русск.. В Homogenic был представлен новый музыкальный стиль Бьорк, основой которого стала определённая однородность материала, соединение электронных битов и аранжировок струнных, в песнях, которые были посвящены родине исполнительницы — Исландии. Первоначально Homogenic записывался в Лондоне, но позже запись была перенесена в Испанию.
Homogenic стал первой большой вехой в череде сотрудничества между Бьорк и Марком Беллом, которого она называла одним из тех музыкантов, которые наиболее сильно повлияли на её карьеру. Альбом достиг двадцать восьмой позиции в американском чарте Billboard 200 и четвёртой — в британском UK Albums Chart. Были выпущены пять синглов из Homogenic: «Jóga», «Bachelorette», «Hunter», «Alarm Call» и «All Is Full of Love». Homogenic был положительно оценен критикой, как после релиза, так и в более поздних рецензиях. Сэл Синкуэмани из Slant Magazine назвал его «если и не лучшим электронным альбомом всех времён, то уж точно лучшим в этом десятилетии»[2].
Содержание |
После изматывающего концертного тура 1996 года, Бьорк возвратилась к себе домой в Майда-Уэйл (англ.)русск. с необходимостью начать создание новых песен, как формы терапии[3]. Бьорк разрешила звукоинженеру Майклу Дрейвсу (англ.)русск. работать в её домашней студии, чтобы скорее начать процесс записи новых песен. Певица хотела сделать альбом с «простым звучанием», «за один присест»[3]. Рабочим названием альбома было Homogeneous, но вскоре Бьорк поменяла его на Homogenic[3].
Сессии Дрейвса и Бьорк не были жёстко регламентированными и исполнительница предоставила ему полную свободу в действиях. Она покидала студию только для того, чтобы приготовить для них двоих еду[4]. Одной из первых песен, созданных в результате сотрудничества, стала «5 Years», для которой Дрейвс создал энергичный бит[4]. Процесс записи Homogenic был прерван из-за вспыхнувшего в СМИ обсуждения инцидента с Рикардо Лопесом, фаната Бьорк, который долгое время преследовал её и покончил жизнь самоубийством[5][6]. Чтобы справиться со стрессом, Бьорк стала представлять себе, что она являлась героиней испанской мыльной оперы[6]. Воображение такого персонажа вдохновило её на создание песни «So Broken», которую она напевала на собственной кухне[6]. Композиция впоследствии была включена в японскую версию альбома[7].
Для того чтобы продолжить запись без постоянного, нежелательного интереса к личной жизни певицы со стороны СМИ, барабанщик Тревор Мораис, выступавший с ней на концертах, предложил Бьорк свою студию в Испании. Она отправилась в Малагу, где встретилась с гитаристом в стиле фламенко Раймундо Амадором[6]. Первоначально Бьорк предполагала остаться в Малаге на небольшой период времени, но позже приняла решение записать основную часть Homogenic в этом городе[6]. Певица отправилась в последнее путешествие, перед тем как окончательно обосноваться в Испании на время записи. На Рождество она отправилась в Исландию, как всегда делала, проживая в Лондоне[6]. Находясь там, она написала большое количество новых песен, включая «Jóga»[8]. Перед тем как вернуться в Испанию, она также совершила двухнедельный пресс-тур по миру в поддержку её только что вышедшего альбома ремиксов Telegram[9].
После того как она вернулась в Испанию в конце января, Бьорк приняла решение, что продюсер Нелли Хупер (англ.)русск., который спродюсировал альбомы Debut и Post, не будет привлечён к работе над новым, так как, по её словам, «они перестали удивлять друг друга»[10][11][12]. Первым желанием Бьорк было — спродюсировать альбом самостоятельно, но позже она отвергла эту идею и привлекла к записи группу близких ей по взглядам музыкантов, включая Дрейвса, Хоуи Би (англ.)русск., Гая Сигсуорта (англ.)русск. и Марка Белла (англ.)русск., участника группы LFO[10]. Хоуи Би ранее работал с Бьорк над Debut и Post, а Сайсворф сыграл партии клавесина на Post[11][12]. Американская хип-хоп группа Wu-Tang Clan также внесла небольшой вклад в запись Homogenic, но не смогла продолжить работу, так как вернулась к записи собственного альбома Wu-Tang Forever, которая заняла намного больше времени, чем они планировали[10].
Большинство мелодий альбома сначала возникали в голове Бьорк, которая впоследствии создавала гармонии с помощью струнных на синтезаторе Casio (англ.)русск. и приносила готовый материал программерам, которые дописывали ритмические партии и биты[13]. Бьорк изначально была одержима идеей привлечь к работе на её альбомами Debut и Post Марка Белла, но её желание реализовалось только на Homogenic[14]. Белл спродюсировал большинство песен на альбоме, включая «Pluto», «Alarm Call» и партии баса в «Jóga». Рассказывая о сотрудничестве с Беллом, Бьорк утверждала, что «ценит и уважает то, что он [Белл] для меня сделал. Если бы я отвечала на вопрос, кто больше всего повлиял на меня, то это бы были Штокхаузен, Kraftwerk, Брайан Ино и Марк Белл»[10]. Одними из неортодоксальных методов записи стали: желание Бьорк записываться на открытой веранде и привлечение непрофессионалов. Например — Ребекку Стори, которая изначально была нанята няней. Она была включена в процесс, после того как проявила к нему интерес[15][16].
Аранжировки струнных были добавлены в самом конце записи[16]. Бьорк по старой дружбе попросила Эумира Деодато доделать, переписать и создать их с нуля для тех песен, которые певица не аранжировала самостоятельно[16]. Чтобы сохранить в альбоме исландскую тему, исполнительница привлекла к записи Исландский струнный октет[16]. К июню 1997 года запись альбома вышла за рамки графика, так как Бьорк не была уверена в окончательном списке композиций и недовольна некоторыми записанными вокальными партиями[17].
Перед началом записи, Бьорк овладело желание создать альбом с простым и лёгким звучанием[3]. В свою очередь, Хитер Фарес из Allmusic описывала его звучание, как «слияние морозных струнных (что стало влиянием „Исландского струнного октета“), контрапунктных, абстрактных битов и удивительных штрихов к общей картине, таких как аккордеон и стеклянная гармоника»[1]. Альбом, стилистически, сильно отличался от предыдущих релизов певицы и Нева Конин из журнала Rolling Stone утверждал, что он «будет с трудом переварен любителями сладких мелодий и энергичных танцевальных коллажей её предыдущих работ»[18].
Бьорк выдвинула на первый план в Homogenic идею отдать дань её родной Исландии. Продюсер Маркус Дрейвс говорил, что Бьорк хотела, чтобы альбом звучал, как «грозный вулкан, вокруг которого разросся мягкий мох…»[3]. В интервью Oor, исполнительница объясняла, что «в Исландии, всё вращается вокруг природы, 24 часа в день. Землетрясения, снегопады, дождь, лёд, извержения вулканов и гейзеров… Всё кажется первобытным и не подконтрольным. С другой стороны, Исландия очень современная, везде хай-тек. Здесь, как нигде в мире, самое большое число людей, которые владеют и умеют обращаться с компьютерами. Я отразила это противоречие на Homogenic. Электронные биты отразили ритм, сердцебиение жизни. А винтажные струнные создали старомодную атмосферу, добавили колорит»[19].
Вокал Бьорк на Homogenic варьируется от примитивных криков, до традиционного вокального метода, используемого «Исландским мужским хором», который состоит в комбинации пения и речитатива, что наиболее полно представлено в песне «Unravel»[20][21]. Большинство текстов песен альбома посвящены любви и неудачным взаимоотношениям. Песня «Jóga» была написана, как посвящение лучшей подруге певицы (имя которой вынесено в заглавие песни), массажистке, которая ездила с ней в тур[8]. Бьорк назвала основной темой «All is Full of Love» «веру в любовь» и отмечала: «любовь происходит не только между двумя людьми. Она повсюду вокруг нас»[22]. «All Neon Like» содержит строчки из поэмы «Techno Prayer», которую Бьорк написала в 1996 году. Песня «5 Years» появилась через пару недель после разрыва певицы с музыкантом Трики и музыкальные журналисты посчитали, что она была написана вследствие этого[1][23]. «Bachelorette» была изначально написана по просьбе режиссёра Бернардо Бертолуччи для фильма «Ускользающая красота»[23]. Бьорк позже связалась с Бертолуччи по факсу и сообщила, что песня войдёт в её альбом[23]. «Bachelorette» и «Jóga» были написаны совместно с исландским поэтом Sjón (англ.)русск., поскольку исполнительница хотела внести в тексты эпос[23][24]. «Immature» посвящена ошибкам в отношениях и была написана вскоре после разрыва певицы с Голди[25]. Бьорк описала идею «Pluto», как «состояние самоочищения, которое необходимо чтобы разрушить всё и начать с начала»[26]. «Unravel» — это песня, посвящённая оплакиванию прошедшей любви, с короткими вспышками надежды[27]. Тематика альбома отражена в его обложке, разработанной Александром Маккуином[28]. Бьорк объясняла Маккуину, что тот вымышленный герой, который поёт в Homogenic — это кто-то, кому «пришлось стать воином. Воином, который идёт воевать не с оружием, а с любовью. Я меня была причёска, которая весила десять килограмм, специальные контактные линзы, маникюр, не дававший есть руками, широкая лента вокруг талии и высокие башмаки, к которых было очень трудно ходить»[28].
Homogenic был выпущен позже, чем предполагали в One Little Indian Records. Бьорк вышла далеко за график записи, а обложка альбома, оформлением которой занимался фотограф Ник Найт (англ.)русск., не была доработана до конца и требовались новые съёмки[17]. Ближе к концу августа 1997 года, One Little Indian отложил релиз на месяц[17]. Homogenic был выпущен 22 сентября 1997 на лейбле One Little Indian в Великобритании и 23 сентября на лейбле Elektra Records в Северной Америке, как на компакт-дисках, так и на кассетах[1][29][30][31]. Позже вышли переиздания на виниле и в формате DualDisc (англ.)русск.[1]. Японская версия альбома включала несколько бонусов и ремиксов[7]. Версия в формате DualDisc включала оригинальный компакт-диск и DVD с улучшенным звуком и музыкальными видео, снятыми на синглы[32].
После релиза, диск попал в чарт альбомов США 11 октября 1997 года, где пробыл девять недель и достиг 28-го места[33]. Homogenic пробыл в чарте Канады одну неделю, достигнув 20-й строчки[33][34]. В Великобритании, альбом дебютировал в чарте 4 октября 1997 года, пробыв в нём тринадцать недель и достигнув четвёртого места[35]. Пять песен из Homogenic были выпущены в качестве синглов. Музыкальное видео к «Jóga» снял режиссёр Мишель Гондри. Оно было снято в середине 1997 года, а песня выпущена, как первый сингл[36][37]. «Bachelorette» была выпущена в декабре того же года, на неё также был снят клип, под руководством Гондри[37]. В 1998 году были выпущены ещё два сингла: «Hunter», видео на который снял Пол Уайт, и «Alarm Call», режиссёром музыкального видео к которому стал Александр Маккуин[37]. Последним синглом стала песня «All Is Full of Love», выпущенная в 1999 году. Клип к песне был снят режиссёром Крисом Каннингхеймом (англ.)русск.[37]. «Jóga» был единственным синглом, который не попал в чарт Великобритании, а «All Is Full of Love» — единственным попавшим в чарты США, достигнув восьмого места в Hot Dance Singles Sales[35][38]. Канадская Canadian Recording Industry Association сертифицировала Homogenic, как золотой 22 июня 1998 года, а американская RIAA — 31 августа 2001 года[39][40].
Из-за того, что выпуск Homogenic был отложен на месяц, тур в его поддержку проходил перед аудиторией, которая не была знакома с новыми песнями, так как ранее они нигде не обнародовались[17]. Турне стартовало в начале сентября. Концертная группа состояла лишь из одного музыканта — Марка Бэлла. Концерты прошли в Германии, Нидерландах, Франции, Бельгии, Испании и Великобритании; они были короткими, с длительностью около получаса и на них исполнялись только новые песни[17]. Ещё один тур был организован в конце октября и продлился чуть менее четырёх недель. Выступления прошли в Италии, Швейцарии, Франции, Великобритании, Шотландии, Германии, Ирландии и Дании[42]. В конце ноября, у Бьорк диагностировали пиелонефрит и не смотря на то, что она чувствовала себя здоровой, ей рекомендовали взять трёх-недельный отпуск. В итоге, было отменено её северо-американское турне[42]. В 1998 году, был объявлен совместный тур певицы и группы Radiohead по Северной Америке, но вскоре был отменён из-за сложностей с перестроением сцены для шоу[43]. Вскоре, в середине года, Бьорк провела ещё один тур в Европе и других странах, включая Чили, Бразилию и Аргентину[43]. На разогреве в этом турне выступал электронный музыкант µ-Ziq[44].
Обзоры | |
---|---|
Оценки обзоров | |
Источник | Рейтинг |
Allmusic | [1] |
The A.V. Club | (смешанная)[45] |
Robert Christgau | [46] |
Entertainment Weekly | (A)[47] |
NME | (9/10)[48] |
Pitchfork Media | (9.9/10)[49] |
Rolling Stone | [18] |
Slant Magazine | [2] |
Spin | (9/10)[50] |
Tiny Mix Tapes | [51] |
Оценки альбома музыкальными критиками были положительными. В Entertainment Weekly ему дали высшую оценку, утверждая, что «Homogenic мог оказаться пресным и скучным — как операция по смене пола Стинга. Но результат свидетельствовал о том, что Бьорк осталась такой же незаурядной, в то время, как даже те песни, которые посвящены взрослой жизни, оказались удивительно искажёнными»[47]. В журнале Rolling Stone альбом получил четыре балла из пяти, где его назвали «одним из самых смелых — и самым впечатляющим — альбомом года»[18]. В NME диск получил девять баллов из десяти, где отмечали, что он «возможно один из её самых странных, но и её самый лучший [альбом]… Очевидно… что Бьорк создала свой самый эмоциональный, очень заряжающий и заводной альбом, который в то же время, стал жгучим триумфом духа приключений»[48]. Негативную оценку он получил от Стивена Томсона из The A.V. Club, который писал, что «в Homogenic выдержана стилистика и он достаточно креативен, как мы и могли ожидать, но как целое произведение, он едва ли даст возможность песням Бьорк самостоятельно заявить о себе»[45].
Американские критики ставили Homogenic на высокие места в итоговых годовых списках лучших альбомов. В опросе Pazz & Jop критиков газеты Village Voice диск был помещён на девятое место[52]. В Spin его поместили на четвёртую позицию в списке «20 лучших альбомов года»[53]. Британские критики также ставили альбом на высокие позиции в списках и рейтингах. Melody Maker поместил его на 33-ю строчку списка «Альбомы года», а NME — на пятнадцатую строку, по опросу критиков[54][55].
Поздние рецензии также отличались положительной оценкой. Райан Шрейбер из Pitchfork Media дал Homogenic 9,9 баллов из 10-ти, утверждая, что он был «абсолютно блестящим»[49]. В Tiny Mix Tapes писали, что Бьорк создала что-то столь освежающе уникальное, что причислить альбом к какому-либо жанру или навесить на его музыку ярлык не представляется возможным. В издании отмечали, что диск «стал основой музыки будущего» и Бьорк намного опередила своё время[51]. Хитер Фарес из Allmusic поставила альбому пять баллов из пяти и назвала Homogenic «её наиболее целостной работой». Автор писала, что если альбом и не показал музыку Бьорк со всех возможных сторон, то однозначно отразил самые лучшие из них[1].
В 2002 году, Homogenic был помещён изданием Slant Magazine на десятую строчку в списке «Величайшие электронные альбомы 20-го века»[56]. В 2003 году, Homogenic занял 21-ю строчку в списке ста лучших альбомов 1990-х, по версии издания Pitchfork Media, в котором утверждали, что он стал «одной из самых идеальных записей всех времён и, вполне возможно, Бьорк уже никогда не сможет приблизиться к уровню столь бесспорно захватывающей красоты»[57]. В 2007 году, Slant Magazine дал диску наивысший, из возможных, балл, описывая его, как «великолепный и пробуждающий воспоминания» и называя его одним из лучших альбомов 1990-х[2]. В ретроспективе карьеры Бьорк в 2007 году, Spin дал альбому пять баллов из пяти[58]. В 2011 году, Slant Magazine поместил диск на первое место в своём редакционном списке лучших альбомов 1990-х[59].
Homogenic получил несколько наград и номинаций от авторитетных музыкальных премий. Он был номинирован в категории «Лучший альбом альтернативной музыки» на церемонии «Грэмми» 1998 года, но проиграл диску OK Computer группы Radiohead[60][61]. Мишель Гондри был номинирован как режиссёр клипа к «Bachelorette» в номинации «Лучшее короткое музыкальное видео» на церемонии «Грэмми» 1999 года, но проиграл Юнасу Окерлунду с его видео к песне Мадонны «Ray of Light»[62][63]. Homogenic помог Бьорк получить награду в категории «Лучшая иностранная певица» на премии BRIT Awards[43].
Слова и музыка всех песен Бьорк,[1][29] кроме указанных.
№ | Название | Автор | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Hunter» | 4:15 | |
2. | «Jóga» | Бьорк, Sjón (англ.)русск. | 5:05 |
3. | «Unravel» | Бьорк, Гэй Сайсворф (англ.)русск. | 3:21 |
4. | «Bachelorette» | Бьорк, Sjón | 5:12 |
5. | «All Neon Like» | 5:53 | |
6. | «5 Years» | 4:29 | |
7. | «Immature» (Mark Bell’s Version) | 3:06 | |
8. | «Alarm Call» | 4:19 | |
9. | «Pluto» | Бьорк, Марк Белл (англ.)русск. | 3:20 |
10. | «All Is Full of Love» (Howie’s Version) | 4:32 |
Бонус-трек для Японии[7][64] | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Автор | Длительность | ||||||
11. | «Jóga» (Howie B Main Mix) | Бьорк, Sjón | 5:00 | ||||||
12. | «Sod Off» | 2:54 | |||||||
13. | «Immature» (Björk’s Version) | 2:48 | |||||||
14. | «So Broken» | 5:59 | |||||||
15. | «Nature Is Ancient» | Бьорк, Белл | 3:39 | ||||||
16. | «Jóga» (Alec Empire Remix) | Бьорк, Sjón | 8:44 |
Dolby Surround | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Автор | Длительность | ||||||
1. | «Hunter» (Dolby Surround Mix) | 4:15 | |||||||
2. | «Jóga» (Dolby Surround Mix) | Бьорк, Sjón | 5:05 | ||||||
3. | «Unravel» (Dolby Surround Mix) | Бьорк, Гэй Сайсворф | 3:21 | ||||||
4. | «Bachelorette» (Dolby Surround Mix) | Бьорк, Sjón | 5:12 | ||||||
5. | «All Neon Like» (Dolby Surround Mix) | 5:53 | |||||||
6. | «5 Years» (Dolby Surround Mix) | 4:29 | |||||||
7. | «Immature» (Mark Bell's Version) (Dolby Surround Mix) | 3:06 | |||||||
8. | «Alarm Call» (Dolby Surround Mix) | 4:19 | |||||||
9. | «Pluto» (Dolby Surround Mix) | Бьорк, Марк Белл | 3:20 | ||||||
10. | «All Is Full of Love» (Video version) (Dolby Surround Mix) | 4:46 | |||||||
11. | «Jóga» (Music Video) | ||||||||
12. | «Bachelorette» (Music Video) | ||||||||
13. | «Hunter» (Music Video) | ||||||||
14. | «Alarm Call» (Music Video) | ||||||||
15. | «All Is Full of Love» (Music Video) |
Музыканты
|
Запись и оформление
|
Альбом
|
Синглы
|