20-10-2023
Компьютерная ролевая игра (англ. Computer Role-Playing Game (CRPG или RPG)) — жанр игр, основанный на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. Вместо полного названия термина часто используется английская аббревиатура CRPG или просто RPG. Яркие примеры компьютерных ролевых игр: серии TES, Gothic, Wizardry, Ultima, Fallout, Baldur's Gate, Might & Magic. Примером наиболее близкой к настольным ролевым играм CRPG среди фанатов ролевых игр обычно считается Planescape: Torment.
В ролевой игре игрок управляет одним или несколькими персонажами, каждый из которых описан набором численных характеристик, списком способностей и умений; примерами таких характеристик могут быть хит-поинты (англ. hit points, HP), либо боевые показатели типа силы, ловкости, защиты или уклонения. В ходе игры они могут меняться: одной из целей игрока является повышение возможностей персонажей за счёт улучшения их параметров, обычно выражаемое в «уровнях» персонажа. Игровой процесс, как правило, строится на исследовании игрового мира, боях с разного рода противниками и выполнении заданий-«квестов», за которые вручаются разнообразные награды.
Элементы игрового процесса RPG встречаются и в других компьютерных играх: пошаговых стратегиях, стратегиях реального времени, шутерах от первого и третьего лица.
Э. Роллингз и Д. Моррис считают, что компьютерные ролевые игры не являются отдельным жанром, поскольку в их основе лежит концепция Dungeons & Dragons с добавлением к экшн-приключенческому формату элементов симулятора жизни в вымышленном мире[1].
Содержание |
Выделяют ролевые игры западной школы и ролевые игры японской школы (jRPG). Разница между ними такова.
Западные ролевые игры | Японские ролевые игры |
---|---|
Игрок может сгенерировать собственного персонажа, устанавливая ему характеристики и умения. На худой конец — выбрать персонажа из нескольких классов. | Исходные характеристики игрового персонажа или партии жёстко заданы. |
Картинки персонажей нейтральны (Fallout), либо есть выбор из нескольких портретов (Might and Magic). | Игровой персонаж проработан вплоть до внешности и характера. |
«Обрывочный» сюжет, предусматривающий множество вариантов развития событий. Проходя игру, пользователь из обрывков строит жизнь персонажа — и мира, в котором тот обитает. | Проработанный сюжет, удерживающий игрока у монитора. Сюжет линеен или с небольшим количеством развилок. |
Ролевая система позволяет развивать персонажа в разных направлениях, проходить игру разными стилями — например, воином, лучником или магом. | Прокачка персонажа служит «замко́м», не дающим пройти игру ранее, чем надо. Зачастую в развитии персонажа нет выбора, или этот выбор ограничен. |
Журнал «Лучшие компьютерные игры» также выделяет поджанр «эпическая игра»,[2] определяя его так:
Мы играем за некоего персонажа, выполняя «всё», что ему по роду деятельности положено. |
Другими словами, это ролевая игра в её традиционном понимании. Очевидно, термин был введён потому, что понятие «ролевая игра» закрепилось за играми с ролевой системой и всеми её атрибутами: опытом, «прокачкой», инвентарём и диалогами.
К «эпическим» «ЛКИ» относит такие игры, как Pirates, «Космические рейнджеры» и др.
Отсюда и далее статья посвящена только ролевым играм западной школы.
Предположительно, первыми компьютерными ролевыми играми были Dungeon (1975) и dnd (1974). Текстовые CRPG выросли из текстовых адвенчур и MUDов. Среди первых из них были dnd и Akalabeth (1980), давшая начало известной серии Ultima.
С конца 1980-х жанр компьютерных ролевых игр прочно укрепился на PC платформе. В 1985-87 выходят такие игры как Nethack, вероятно, наиболее известная из текстовых RPG, Bard's Tale, первая игра Interplay, Might & Magic, первая игра серии, долгое время являвшейся эталоном для жанра, Ultima IV, игра с нетривиальной системой моральных ценностей, Wizardry, Dungeon Master (Серия Zork). С этого начинается золотой век CRPG, каждый год которого приносил новые качественные игры в жанре. Ролевые игры приобретают красочность и интерактивность, появляются попытки отойти от изображения ситуации двумерными картинками. В то же время на консолях выпускаются игры, внёсшие огромный вклад в развитие жанра: Final Fantasy, Dragon Quest и Phantasy Star, причём последняя первой в мире осмелилась сделать главным героем девушку.
В жанре онлайн-RPG появляется Everquest, игра, ставшая крайне популярной.
Жанры компьютерных игр | |
---|---|
Action |
Стелс-экшен • 3D-шутер (FPS • TPS) • Shoot 'em up • Тактический шутер • MMOFPS • Платформер • Файтинг • Beat 'em up • Слешер |
RPG |
Тактическая • Японская • Action • Hack and slash • MMORPG • Roguelike • ZPG |
Стратегия | |
Квест | |
Симулятор |
Авто- (Симрейсинг • Гонки на выживание) • Авиа- • Железной дороги • Космический • Мото- • Танковый • Ме́ха • Подводных лодок • Бога • Жизни • Cвиданий • Градостроительный • Спортивный • Спортивный менеджер • Экономический |
Другие |
RPG.