25-07-2023
Терминатор | |
Terminator | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Майкл Бин |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Cinema 84 |
Длительность |
105 мин. |
Бюджет | |
Сборы | |
Страна | |
Язык |
Английский |
Год | |
Следующий фильм |
Терминатор 2: Судный день (1991) |
IMDb |
ID 0088247 |
«Термина́тор» (англ. The Terminator) — культовый[2][3] фантастический фильм режиссёра Джеймса Кэмерона 1984 года.
В центре сюжета — противостояние солдата и робота-терминатора, прибывших в 1984-й год из постапокалиптического 2029 года. Цель терминатора: убить Сару Коннор — девушку, чей ещё нерождённый сын выиграет войну человечества с машинами. Влюблённый в Сару солдат Кайл Риз пытается помешать терминатору. В фильме поднимаются проблемы путешествий во времени, вопросы судьбы, создания искусственного интеллекта, поведения людей в экстремальных ситуациях.
Благодаря фильму слово «терминатор» превратилось в нарицательное. Коронная фраза картины «I'll be back» («Я вернусь») входит в число самых известных киноцитат.
Содержание |
Актёр | Роль |
---|---|
Арнольд Шварценеггер | Терминатор |
Майкл Бин | Кайл Риз |
Линда Хэмилтон | Сара Коннор |
Пол Уинфилд | лейтенант полиции Эд Трекслер |
Лэнс Хенриксен | детектив Вукович |
Эрл Боэн | Доктор Питер Силберман |
Дик Миллер | клерк в ломбарде |
Франко Коломбо | Терминатор в будущем |
Созданный в недалеком будущем военный компьютер Скайнет развязал войну, а затем поработил остатки человечества. Однако у людей появился великий лидер — Джон Коннор, организовавший Сопротивление и сумевший к 2029 году выиграть Войну. Поверженный Скайнет отправляет в прошлое — 1984 год — терминатора с целью убить мать Коннора — Сару Коннор, чтобы не допустить его рождения. Робот располагает информацией только об имени матери Коннора и начинает убивать всех женщин по имени Сара Коннор.
В 1984 году Саре 19 лет. Она учится в университете и подрабатывает официанткой, не подозревая о своей великой миссии. На её защиту люди посылают человека — сержанта Сопротивления Кайла Риза. Силы противников неравны. Ризу противостоит чрезвычайно мощная боевая машина, неуязвимая для огнестрельного оружия. Терминатор (серия 800, модель 101) неотличим от человека: он специально предназначен для внедрения в человеческое общество и уничтожения людей. Ризу приходится не только бороться с роботом, но и убеждать верить ему шокированную Сару. После непродолжительной погони их хватает полиция, которая принимает Риза за сумасшедшего террориста. Терминатор вламывается в полицейский участок, в котором находятся Сара и Кайл, и расстреливает всех полицейских, но Саре и Ризу вновь удаётся сбежать. В тяжёлых испытаниях недоверие, испытываемое Сарой к Ризу, сменяется симпатией. Когда они отрываются от Терминатора, им удается поговорить, и они понимают, что им придётся прожить всю оставшуюся жизнь вместе — в бегах. Сара расспрашивает Кайла о женщинах его времени, и он говорит, что у него никогда не было девушки. В порыве откровенности он признается Саре, что был влюблен в неё уже заочно — по фотографии, которую дал ему Джон Коннор. Риз говорит Саре, что единственной причиной, по которой он согласился на перемещение в прошлое, была его любовь к ней. Однако он тут же сожалеет о сказанном. Сара поражена. Она не знала, что может произвести такое впечатление на человека. В порыве страсти они проводят ночь вместе: таким образом, именно Кайл Риз становится отцом Джона Коннора.
Тем временем Терминатор узнаёт об их укрытии и начинает погоню на мотоцикле, догоняя Сару и Кайла, угнавших машину. Кайл пытается подорвать Терминатора самодельной взрывчаткой на ходу, но тщетно. Терминатор ранит Кайла, и очередная бомба взрывается рядом. Сара, видя, что Кайла контузило, совершает манёвр и подрезает мотоцикл Терминатора. Терминатор слетает с мотоцикла и оказывается на пути грузовика-бензовоза, который его сбивает. Машина Кайла и Сары также переворачивается. Терминатор получил легкие повреждения и, выбравшись из-под колес грузовика, раскидывает водителей, садится за руль и начинает преследовать Сару с раненым Кайлом. Во время погони Кайлу удаётся подорвать бензовоз самодельной взрывчаткой. Кайл и Сара думают, что победили, когда Терминатор вдруг поднимается из обломков грузовика, лишённый сгоревшего кожного покрова, и продолжает преследование. Убегая от него, они пытаются укрыться в находившемся рядом заводе Cyberdyne Systems, где робот вскоре нагоняет их. Во время сражения с Терминатором Кайл взрывает его, однако при этом погибает сам, а Сара получает сильное ранение в ногу. Но Терминатор оказывается не повержен и на этот раз: лишённый взрывом ног и одной руки, он продолжает функционировать и ползком гонится за Сарой. Девушке удаётся заманить робота под гидравлический пресс и раздавить его. При этом остатки процессора и часть металлической руки Терминатора попадают к сотрудникам компании «Кибердайн Системс» - будущей создательнице Скайнет. Таким образом, попытка коррекции будущего приводит к противоположному результату – всё встаёт на свои места. Сара Коннор принимает решение кардинально изменить свою жизнь, посвятив её воспитанию сына.
Многие идеи фильма неоднократно обыгрывались в предшествующей научно-фантастической литературе и кинематографе. Например, терминатор-убийца, использующий человеческую плоть для маскировки, описан в повести Станислава Лема «Маска» (1976). Одним из ключевых образов фильма Майкла Крайтона «Мир Дикого Запада» (1973) был замаскированный под человека робот, который вышел из-под контроля и преследовал героев; в этом же фильме впервые был снятый с использованием спецэффектов вид «из глаз» робота. Идею путешествия во времени впервые высказал Герберт Уэллс в знаменитом романе «Машина времени», а Рэй Бредбери в рассказе «И грянул гром» популярно описал, к чему может привести вмешательство в прошлое.
Более конкретные сюжетные совпадения стали причиной судебного иска со стороны американского писателя-фантаста Харлана Эллисона. В его рассказе «Солдат» повествуется о пехотинце, который из апокалиптической войны попадает в наше время. Выслушав его рассказы, политики приходят в ужас и решают, что теперь сделают всё возможное, чтобы избежать страшного будущего, однако финал рассказа остаётся тревожно неопределённым: неясно, не приведут ли принятые меры к тому самому развитию событий. В другом рассказе — «Демон со стеклянной рукой», человечество будущего порабощено инопланетной расой, и единственный уцелевший человек спасается от преследования в далёком прошлом. С собой он носит обломок таинственной стеклянной руки. Также Эллисон утверждал, что в его рассказе «У меня нет рта и я должен кричать» описан аналог Скайнета — разумный компьютер, уничтоживший человечество. Два первых рассказа были экранизированы в телевизионном сериале «Внешние Пределы» (1963—1965). Продюсеры фильма решили урегулировать спор без судебного разбирательства: при выходе фильма на видео Эллисон был указан как один из авторов сюжета.
Из других интересных совпадений можно отметить малоизвестную пьесу С. Шепарда «Фонсик и экстерминаторы» («Forensic & the Navigators») (1967), написанную в жанре абсурда. По ходу действия появляются два терминатора, чья миссия заключается в очистке местности. Само слово употребляется в более традиционном значении — «дезинфектор». Но интересно, что в разговоре героев упоминается о некой войне и заходит речь о собаках.
Утверждается, что идея фильма буквально приснилась Джеймсу Кэмерону. В 1981 году в Риме, заканчивая работу над своим первым крупным фильмом «Пираньи-2», Кэмерон заболел лихорадкой. В бреду он увидел человека с красным глазом, преследовавшего девушку. Сценарий написал в 1982 году в соавторстве со своим другом Уильямом Вишером. Найти финансирование долго не удавалось, крупные кинокомпании отказались браться за проект. В итоге сценарий был продан за символическую цену в один доллар начинающему продюсеру Гэйл Энн Хёрд (будущей второй жене Кэмерона).
Уже тогда у Кэмерона возник замысел о роботе из жидкого металла, способном изменять свою форму в зависимости от обстоятельств, а действие фильма целиком происходит в будущем. Но с одной стороны, в середине 1980-х спецэффекты ещё не достигли необходимого уровня, а с другой — у проекта был весьма скромный бюджет. Поэтому режиссёру пришлось перенести место действия фильма из будущего в настоящее, и отказаться от идеи использования «жидкого» Терминатора. Эта идея была реализована во втором фильме.
Вначале Кэмерон полагал, что Терминатор должен выглядеть как человек стандартной комплекции, чтобы не выделяться в толпе. Так что эта роль писалась под Лэнса Хенриксена. Джеймс Кэмерон заявил:
Пригласить Арнольда Шварценеггера на роль Терминатора не представлялось возможным. Терминатор должен быть лазутчиком, проникающим к противнику и вы не сможете не заметить Терминатора в толпе немедленно, разве что если вся толпа будет похожа на Арнольда. В этом нет никакого смысла. Но красота фильмов заключается в том, что им не нужно быть логичными. Они должны быть только правдоподобными. Если внутреннее чутьё на то что кинопродукт понравится публике не подведёт, то аудиторию не будет волновать что на экране происходит нечто неправдоподобное.
Оригинальный текст (англ.)Casting Arnold Schwarzenegger as our Terminator, on the other hand, shouldn't have worked. The guy is supposed to be an infiltration unit, and there's no way you wouldn't spot a Terminator in a crowd instantly if they all looked like Arnold. It made no sense whatsoever. But the beauty of movies is that they don't have to be logical. They just have to have plausibility. If there's a visceral, cinematic thing happening that the audience likes, they don't care if it goes against what's likely
Одной из первых задач Кэмерона было найти исполнителя на роль Кайла Риза. Кинокомпания Орион хотела пригласить звезду с растущей популярностью в США, но которая бы уже отметилась и за рубежом. Один из основателей Ориона Майк Медавой повстречался с Арнольдом Шварценеггером и отправил к нему агента со сценарием для фильма Терминатор. У Кэмерона возникли сомнения о пригодности Шварценеггера для роли Риза, он полагал, что Терминатор должен быть физически погабаритнее Риза. Студия рекомендовала О. Симпсона, но Кэмерон посчитал что Симпсон будет неправдоподобен в роли убийцы. Кэмерон согласился встретиться со Шварценеггером и провести с ним кинопробы. Кэмерона позабавили рассуждения Шварценеггера кто должен сыграть отрицательного персонажа. Он начал зарисовывать лицо Шварценеггера в свой блокнот и попросил Шварценеггера помолчать. Вернувшись в Дейли Кэмерон заявил что Шварценеггер не подходит для роли Риза, но «будет дьяволом в роли Терминатора». По словам режиссёра, ему пришлось долго уговаривать Шварценеггера, сопровождая свои слова обещаниями о том, что эта роль будет значительно расширена. Арнольд, напротив, утверждает, что именно он разглядел в роли Терминатора огромный потенциал и был вынужден уговаривать Кэмерона уступить её. Перед съёмками фильма Шварценеггер три месяца тренировался с оружием.
Так или иначе, Терминатором стал Шварценеггер, а Лэнс Хенриксен исполнил небольшую роль детектива Вуковича. Впоследствии Кэмерон всё-таки снял Хенриксена в роли человекообразного робота — андроида Бишопа в фильме Чужие. Друзья Шварценеггера были в шоке, полагая, будто роль терминатора поставит крест на его актёрской карьере. Однако эта злодейская роль, состоящая всего из 17 предложений, сделала его звездой мировой величины. Великолепный образ абсолютно безэмоционального робота стал классическим эталоном для кинематографа. Авторство знаменитой фразы «I’ll be back» принадлежит самому Арнольду: в сценарии она звучала в форме «I’ll come back».
Картина вышла в прокат 26 октября. При скромном бюджете в 6,4 млн долларов фильм многократно окупился. В США он собрал 38,4 млн $ и занял 9-е место в прокате 1984 года. Сборы в мире — 42 млн $. Фильм более популярен за рубежом, чем в США.
Получил Гран-При Международного фестиваля фантастических фильмов в Авориазе (Франция) и 3 награды американской Академии научно-фантастических фильмов и фильмов ужасов (в том числе «лучший научно-фантастический фильм»). В рейтинге лучших фильмов всех времён и народов на сайте IMDb «Терминатор» занимает 184-е место (50-е среди боевиков и 27-е среди научно-фантастических фильмов). В 2008 году был включён Библиотекой Конгресса США в список фильмов, признанных культурным достоянием США[4].
В СССР стал известен почти одновременно со второй частью в эпоху перестроечного видеобума середины — конца 80-х в переводах Леонида Володарского, Андрея Гаврилова и Василия Горчакова. Фигурировал первоначально под названием «Киборг-убийца» (перевод Леонида Володарского, Андрея Гаврилова). Стал одним из самых ярких впечатлений от американского кинематографа. В России в первой половине 1990-х транслировался на ТК «Останкино» с многоголосым закадровым переводом студии кинопрограмм телерадиокомпании «Останкино», с 1996 года — на ОРТ с переводом кинокомпании «Селена Интершэшнл». На Ren-TV многоголосый закадровый перевод озвучен компанией Кипарис, на НТВ — телекомпанией НТВ+.
Вышла одноимённая книга, написанная сценаристом Уильямом Вишером в соавторстве с Ренделом Фрейксом (1984, переведена на русский в 1992 году). Существует ещё одна новеллизация, написанная британским писателем Шоном Хатсоном (1984, на русский не переводилась).
В 1991 году Джеймс Кэмерон снял не менее культовое и на порядок более масштабное продолжение «Терминатор-2: Судный день». В 1996 при участии Кэмерона и команды создателей первых фильмов в Лос-Анджелесе был запущен 3D аттракцион «Терминатор: битва сквозь время», для которого А. Шварценеггер, Э. Ферлонг и Р. Патрик (актёры, игравшие в «Терминаторе-2») специально снялись в мини-фильме, повествующем о войне будущего.
Вселенной «Терминатора» в определённом смысле повезло в том, что она, в отличие от других культовых фантастических блокбастеров 80-х, избежала многочисленных низкокачественных продолжений. Одной из причин такого положения, помимо добросовестности Кэмерона, была запутанная ситуация с авторскими правами. Когда данная проблема была решена, в 2003 году на экраны вышел третий фильм саги — «Терминатор-3: Восстание машин», созданный совсем другой командой, но по-прежнему со Шварценеггером в главной роли (из оригинального актёрского состава в фильме также принял участие Эрл Боэн в камео доктора Сильбермана). В 2009 году состоялась премьера фильма Терминатор: Да придёт спаситель с Кристианом Бэйлом в роли Джона Коннора и Антоном Ельчиным в роли молодого Кайла Риза. Лицо Шварценеггера в качестве облика Терминатора было воссозданного с помощью компьютерных технологий. Кроме того, в 2008 году был снят телевизионный сериал «Терминатор: Хроники Сары Коннор» (в российском показе «Терминатор: Битва за будущее»). Его сюжет представляет собой самостоятельное продолжение второй части, игнорируя события третьего фильма. Сериал был закрыт после второго сезона из-за низких рейтингов при показе.
Основные сцены, удаленные в официальной версии:
Фраза Терминатора — «I’ll be back» (рус. я вернусь) стала очень популярна и неоднократно занимала различные места в рейтингах цитат:
Фраза стала визитной карточкой Арнольда Шварценеггера. Он произнёс её в одиннадцати своих последующих фильмах и неоднократно использовал в публичных выступлениях во время своей избирательной кампании и нахождении на посту губернатора Калифорнии.
Оригинальный негатив фильма снят на 35-мм киноплёнке сферической оптикой в кашетированном формате с соотношением сторон кадра 1,85:1. Прокатные фильмокопии отпечатаны контактным способом в том же формате[10]. Длина фильма 2935 метров в обычной версии и 2924 в сокращённой. Оригинальная фонограмма — оптическая одноканальная по системе Dolby.
Вселенная Терминатора | |
---|---|
Фильмы | Терминатор | Терминатор 2: Судный день | Терминатор 3: Восстание машин | Терминатор: Да придёт спаситель |
Дополнение | Т2 3-D: Битва сквозь время |
Телесериалы | Терминатор: Битва за будущее (Список эпизодов) | Терминатор. Да придёт спаситель! Сериал |
Создатели | Джеймс Кэмерон | Уильям Вишер | Джонатан Мостоу | Марио Кассар | Эндрю Вайна | Стэнли Уинстон | Макджи | Брэд Фидель |
Актёры | Арнольд Шварценеггер | Линда Хэмилтон | Майкл Бин | Эдвард Фёрлонг | Роберт Патрик | Ник Стал | Клэр Дэйнс | Кристанна Локен | Лена Хеди | Томас Деккер | Саммер Глау | Брайан Остин Грин | Кристиан Бэйл | Антон Ельчин | Сэм Уортингтон |
Персонажи | Джон Коннор | Сара Коннор | Кайл Риз | Майлз Дайсон | Кэтрин Брустер |
Роботы | T-1 | T-70 | T-600 | T-700 | T-800 | T-850 | T-888 | Камерон Филлипс | T-1000 | T-X | T-1000000 | Охотники | Жнец | Мототерминатор | Гидробот |
См. также | Скайнет | I’ll be back | Хронология событий | Комиксы | Книги | Компьютерные игры (англ.) |
Фильмы Джеймса Кэмерона | |
---|---|
Художественные |
Ксеногенезис (1978) • Пиранья 2: Нерест (1981) • Терминатор (1984) • Чужие (1986) • Бездна (1989) • Терминатор 2: Судный день (1991) • Правдивая ложь (1994) • Титаник (1997) • Аватар (2009) • Аватар 2 (2015) |
Документальные |
Экспедиция «Бисмарк» (2002) • Призраки бездны: Титаник (2003) • Чужие из бездны (2005) |
Сценарист/продюсер |
Рэмбо: Первая кровь 2 (1985) • На гребне волны (1991) • Странные дни (1995) • Тёмный ангел (2000) • Солярис (2002) • Расшифрованный исход (2006) • Санктум (2011) |
[[]]
Terminator.