22-04-2023
Veni Creator Spiritus (лат. Приди, Дух животворящий) — католический гимн. Вероятный автор поэтического текста — Рабан Мавр. Анонимная мелодия хорала (восьмого тона) впервые регистрируется в швабской рукописи ок. 1000 года. В богослужении католиков используется в оффиции от Вознесения до Пятидесятницы, а также в некоторых окказиональных торжественных службах.
Существуют протестантские версии гимна (на английском, немецком языках).
Начиная с позднего Средневековья композиторы наряду с текстом использовали также оригинальную мелодию хорала, на которую писали собственную многоголосную обработку, как Гильом Дюфаи и Жиль Беншуа, которые для альтернативного исполнения положили на музыку (в технике фобурдона) нечётные строфы гимна, или Джон Данстейпл, написавший на тот же cantus firmus четырёхголосный изоритмический мотет[1]. Текст и мелодию Veni creator spiritus обрабатывали многие композиторы эпохи Возрождения, например, Лассо (мотет), Палестрина (cantus firmus шестиголосной мессы), Феста, Кабесон, Булл, Бёрд (обработки мелодии для органа и клавесина) и др.
Интерес к гимну спал в эпоху барокко. В XIX веке и позже композиторы использовали, как правило, только текст гимна, который клали на собственную музыку, как Берлиоз в мотете или Малер в первой части Восьмой симфонии. Реже использовалась только мелодия (без текста), как у Хиндемита, который закончил свой Концерт для органа с оркестром фантазией на тему Veni creator spiritus. Во второй половине XX века к гимну обращался Пендерецкий, написавший мотет на этот текст (с собственной музыкой).
Veni creator Spiritus.