22-07-2023
Станция «Детское Село»
Витебская линия
|
|
Октябрьская железная дорога | |
Дата открытия: |
1838[1] |
---|---|
Прежние названия: |
Царское Село (до 1918 года) |
Проекты переименования: |
Царское Село (2010 год), Царское Село - город Пушкин (2012 год)[2] |
Тип: |
пассажирская |
Количество платформ: |
2 |
Тип платформ: |
1 островная и 1 боковая |
Форма платформ: |
прямая |
Архитекторы: |
Е. А. Левинсон |
Инженеры-конструкторы: |
А. А. Грушке |
Выход к: | |
Тарифная зона: |
3 |
Код станции: |
032707 |
Код в «Экспресс-3»: |
2004182 |
Де́тское Село́ — железнодорожная станция Октябрьской железной дороги в городе Пушкине.
Содержание |
Станция Царское Село была открыта в составе первой в России Царскосельской железной дороги, до 22 мая 1838 года являлась конечной станцией. После революции переименована вместе с городом в Детское Село, сохранила это название после того, как город в 1937 году получил имя Пушкин. К 2010 году, к 300-летию города, станции планировалось вернуть название Царское Село[3]. Однако этого не произошло, несмотря на одобрение руководства ОАО «Российские железные дороги». В октябре 2011 года администрация Пушкинского района выступила с предложение назвать станцию Царское Село — Город Пушкин, обосновывая это тем, что название Детское Село «дезориентирует наших гостей»[4]. По состоянию на декабрь 2011 года, вновь планируется вернуть станции её первоначальное название[5].
Первое здание вокзала было построено на границе города в 1837 году по проекту архитектора Г. Фоссати (итал. Gaspare Fossati) в стиле английской готики. Он представлял собой двухэтажное кирпичное здание с четырёхугольной башней-шпицем и двумя боковыми одноэтажными деревянными крыльями. К одноэтажным корпусам были пристроены навесы, опирающиеся на чугунные столбы и кованые фигурные кронштейны.
В 1902—1904 годах на месте старого здания было построено новое по проекту группы архитекторов под руководством С. А. Бржозовского. Симметричное в плане здание было возведено в формах западноевропейской средневековой архитектуры, характерных для периода поздней эвтектики. Слева от вокзала располагался Великокняжеский павильон. Обе постройки были разрушены в войне 1941—1945 годов.
Современное здание железнодорожного вокзала построено в 1946—1950 годах по проекту ленинградского архитектора Е. А. Левинсона и инженера А. А. Грушке. Проект был отмечен Сталинской премией третьей степени . Комплекс вокзала включает главный двухэтажный корпус и поставленные с ним в одну линию три павильона. Все сооружения связаны широкими арками — проходами на перрон и двориком с фонтаном и пропилеями. В павильонах находятся спуски в тоннели — переходы под железнодорожными путями. Общая композиция плана, строгие классические формы типичны для Царского Села. Авторы стремились придать зданию вокзала черты, близкие к сооружениям дворцово-парковых ансамблей, созданным во второй половине XVIII века. В оформлении фасадов и интерьеров отражена связь города с А. С. Пушкиным. Фасад главного корпуса декорирован медальонами и барельефными портретами учителей и друзей поэта Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, П. Я. Чаадаева, В. К. Кюхельбекера. В зале ожидания, разделённом двумя рядами колонн на три нефа, в конце среднего из них, в нише, установлена бронзовая статуя А. С. Пушкина работы скульптора М. Г. Манизера. Плафон зала декорирован скульптурными панно, изображающими сооружения царскосельских парков. Кассовый зал перекрыт лучковым сводом с росписью в виде деревьев с широко раскинутыми ветвями. В тимпанах на торцевых стенах помещены барельефы с профильным портретом А. С. Пушкина. Скульптурные десюдепорты и люстры из кованого железа, белого матового и синего стекла дополняют убранство зала.
30 октября 2007 года на станции начала работу автоматизированная система контроля оплаты проезда.[6]
В 1895 году для приёма императорских поездов, прибывавших в Царское Село через станцию Александровская, был построен Царский павильон у Фермского парка. С 1903 года он стал принимать поезда, следовавшие по так называемой Императорской ветке. В 1912 году на месте сгоревшего был возведён новый Императорский павильон.
Станция перестала действовать к середине XX века, вокзал сильно пострадал в период Великой Отечественной войны, но до настоящего времени не восстановлен.
Выход в город (турникеты)
Вид с первой платформы
Вид на станцию с севера
Привокзальная площадь
Южная часть здания вокзала
Панорама
Санкт-Петербург — Павловск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Остановочные пункты железной дороги | ||
Предыдущая станция: 21 км |
Витебское направление ОктЖД |
Следующая станция: Павловск |
Детское Село (станция).