Lt304888.ru

Туристические услуги

Катастрофа A320 в Абсайме

02-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 296 Air France
250px
Общие сведения
Дата

26 июня 1988 года

Время

14:45 (UTC+2)

Характер

CFIT

Причина

Полёт на предельно низкой высоте, ошибка экипажа

Место

аэропорт Мюлуз-Абсайм (фр.)русск. (Франция)

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно


A320 компании Air France

Модель

A320-111

Авиакомпания

Air France

Пункт вылета

Париж — Шарль-де-Голль

Остановки в пути

Базель-Мюлуз-Фрайбург
Базель-Мюлуз-Фрайбург

Пункт назначения

Париж — Шарль-де-Голль

Рейс

ACF 296 Q

Бортовой номер

F-GFKC

Дата выпуска

6 января 1988 года (первый полёт)

Пассажиры

130

Экипаж

6

Погибшие

3

Выживших

133

Катастрофа A320 в Абсайме (фр.)русск. — авиакатастрофа, произошедшая в воскресенье 26 июня 1988 года.

Авиалайнер Airbus A320-111 компании Air France в рамках проходившего на аэродроме Мюлуз-Абсайм (фр.)русск. авиасалона должен был выполнить показательный полёт на небольшой высоте, тем самым впервые представив широкой публике новую модель A320. Но во время этого полёта самолёт оказался на критически низкой высоте и на глазах сотен людей врезался в лес в конце взлётно-посадочной полосы, при этом полностью разрушившись. В результате катастрофы погибли 3 пассажира. Это первое происшествие в истории Airbus A320.

Экипаж

  • Командир — Мишель Асслин (фр. Michel Asseline). Родился 5 мая 1944 года. В 1966 году закончил школу гражданской авиации, после чего осенью начал работать в Air France. В марте 1967 года был квалифицирован на пилота Caravelle SE-210. Затем с мая 1968 по август 1969 года обучался в академии военной авиации, которую закончил в звании лейтенанта, после чего вернулся в Air France в качестве пилота SE-210 и B-707. В мае 1979 года был квалифицирован на командира SE-210, а также на пилота-инструктора SE-210 и B-727. В декабре 1982 года квалифицирован для полётов на B-737 в составе лётного экипажа из двух человек. С января 1985 по ноябрь 1987 года был квалифицирован для полётов на A300 и A310. При подготовке миссии провёл около 150 часов на тренажёрах A320, после чего в декабре 1987 года был назначен начальником подразделения по приёмке самолётов A320 и обучению экипажей для полётов на них. В общей сложности Асселин был квалифицирован на командира следующих типов: Caravelle SE-210, B-707, -727, -737; A300, A310, а с 11 марта 1988 года — и на A320. Общий налёт на конец мая 1988 года — 10 463 часа, из них на A320 — 138 часов[1].
  • Второй пилот — Пьер Мазьер (фр. Pierre Mazières). Родился 12 января 1943 года. В 1966 году закончил школу гражданской авиации (в одном классе вместе с Мишелем Асслином). 28 августа 1969 года получил свидетельство гражданского пилота, а в декабре начал работать в Air France пилотом SE-210. В 1972 году был квалифицирован на пилота B-707. В июле 1980 года был квалифицирован на командира B-727. В декабре 1982 года получил квалификацию пилота-инструктора B-727, а в марте 1983 года — B-737. 25 марта 1988 года закончил обучение, а 29 марта был квалифицирован для полётов на A320. Общий налёт на конец мая 1988 года — 10 853 часа, из них на A320 — 44 часа[1].
  • Старший бортпроводник — Жан-Клод Баржетон (фр. Jean-Claude Bargeton). Дата рождения — 15 мая 1948 года. На бортпроводника был квалифицирован 23 июня 1972 года, для полётов на A320 аттестован 14 апреля 1988 года. Общий налёт составлял 1969 часов, в том числе 11 часов 23 минуты на A320. В момент катастрофы занимал позицию у левой передней двери[1].
  • Бортпроводница — Шантэ де Шалонж (фр. Chantai de Chalonge). Дата рождения — 9 марта 1951 года. На бортпроводника была квалифицирована 16 июля 1973 года, для полётов на A320 аттестована 14 апреля 1988 года. Общий налёт составлял 6784 часа, в том числе 21 час 50 минут на A320. В момент катастрофы находилась в ряду 12D[1].
  • Бортпроводница — Мюриэль Дажер (фр. Muriel Dager). Дата рождения — 3 июня 1957 года. На бортпроводника была квалифицирована 16 мая 1979 года, для полётов на A320 аттестована 15 апреля 1988 года. Общий налёт составлял 3022 часа, в том числе 22 часа 50 минут на A320. В момент катастрофы находилась у левой двери в конце салона[1].
  • Бортпроводник — Брюно Пишо (фр. Bruno Pichot). Дата рождения — 23 февраля 1951 года. На бортпроводника был квалифицирован 20 сентября 1973 года, для полётов на A320 аттестован 28 апреля 1988 года. Общий налёт составлял 8223 часа, в том числе 20 часов 20 минут на A320. В момент катастрофы находился у правой двери в конце салона. В 1975 году уже был участником ещё одного происшествия, когда в Бомбее (Индия) потерпел аварию Boeing 747, но никто из четырёх сотен людей на борту тогда не погиб[2].

Самолёт

Airbus А320-111 с бортовым номером F-GFKC (серийный — 009) был выпущен Airbus Industrie в начале того же 1988 года и 6 января совершил свой первый полёт. Пассажировместимость его салона составляла 153 места. 22 июня авиалайнер получил сертификат лётной годности и 24 июня передан авиакомпании. К моменту катастрофы он имел 22 часа 30 минут налёта и 18 посадок. На Аэробусе были установлены два турбореактивных двигателя CFMI 56-5A1 производства CFM International (сотрудничество американской General Electric и французской Snecma). Левый и правый двигатели имели соответственно серийные номера 731122 и 731120 и на момент катастрофы имели наработку 27 часов 20 минут и 33 часа 45 минут соответственно[2].

Так как авиалайнер поступил лишь относительно недавно, то и замечаний по нему было немного[2]:

  • 25 и 26 июня — база данных бортового компьютера (F.M.O.C.) № 2 отличается от базы компьютера № 1;
  • 26 июня — зависание показаний высотомера, имеющего систему DMC;
  • 25 июня — срабатывание сигнала тревоги относительно положения створки передней стойки шасси. Этот сигнал даже был зафиксирован речевым самописцем перед сигналом об опасной высоте.

До 26 июня эти замечания не были полностью устранены, что, по данным расследования комиссии, сыграло роль в создании катастрофической ситуации[2].

Согласно документам, на момент катастрофы расчётный взлётный вес составлял 59 040 килограмм при центровке 25,8 % САХ. Но по результатам расследования комиссии было установлено, что фактический взлётный вес составлял около 59 635 килограмм при центровке 30,7 % САХ. Такое отклонение, которое сыграло свою роль в происшествии, было вызвано рядом ошибок[2]:

  • около 80 килограмм — в аэропорту Париж — Шарль-де-Голль было указано, что в салоне 3 члена экипажа, тогда как их было 4;
  • около 300 килограмм — в аэропорту Мюлуз было указано, что на борту 126 пассажиров, тогда как их было 130;
  • 215 килограмм — в документах забыли указать расположенный в багажном отсеке груз.

Катастрофа

26 июня борт F-OFKC должен был выполнить серию чартерных рейсов с пассажирами из аэроклуба Мюлуза. Согласно программе, самолёт должен бы осуществить перелёт из аэропорта Париж — Шарль-де-Голль в Базель-Мюлуз-Фрайбург, затем совершить два круговых полёта, после которых вернуться в Базель-Мюлуз-Фрайбург, а затем и в Париж — Шарль-де-Голль. Оба круговых полёта первоначально планировалось провести в Вогезах, но по метеоусловиям был сперва перенесён на Альпы, а затем, по запросу аэроклуба Мюлуза, на аэродром Мюлуз-Абсайм (фр.)русск., чтобы в рамках проходившего там авиасалона провести демонстрацию нового авиалайнера в полёте[3].

Культурные аспекты

Катастрофа была показана в 9 сезоне канадского телесериала Расследования авиакатастроф в эпизоде Пилот или самолёт.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Rapport, p. 7
  2. 1 2 3 4 5 Rapport, p. 8
  3. Rapport, p. 6

Литература

  • COMMISSION D’ENQUÊTE sur l’accident survenu le 26 juin 1988 à Mulhouse-Habsheim (68) à l’Airbus A 320, immatriculé F-GFKC (фр.). BEA (24 avril 1990). Проверено 19 июля 2013.

Катастрофа A320 в Абсайме.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01