Lt304888.ru

Туристические услуги

Культура Армении

27-08-2023

Культура Армении
Литература
Архитектура
Музыка
Театр
Танец
Ковроделие
Миниатюра
Изобразительное
искусство
Мифология
Книгопечатание
Образование
Кино
Кулинария

Культу́ра Арме́нии — совокупность материально-технических и духовных достижений армянского народа, созданного как на нынешней территории Армении, так и на всей исторической Армении. История культуры формированного армянского народа берет начало с VI—V веков до. н. э. и является продолжением еще более древней культуры Урарту[1].

Также в статье отдельно рассматривается культура других народов и народностей, проживавших и проживающих на территории Армении и государств, предшествующих современной Армении и Армянской ССР.

Содержание

Архитектура

С VI века до н. э. в древней Армении развивалась языческая архитектура, с начала IV века — армянская христианская архитектура. Ксенофонт сообщает, что жилища древних армян имели башни[3]. Наиболее значимый памятник армянской античной архитектуры — храм Гарни, построенный царем Великой Армении Трдатом I в 70-е годы н. э.. От эпохи эллинизма сохранились остатки городов Арташат и Тигранакерт[4] — древних столиц Великой Армении. Плутарх называет Арташат «армянским Карфагеном»[5]. В III—IV веках в связи с формированием в Армении феодальных отношений, а также принятия в 301 году христианства в качестве государственной религии начинается новый этап в истории армянской архитектуры. Среди наиболее ранних образцов армянской церковной архитектуры известны как однонефные зальные (Ширванджух, V в.), так и трехнефные базиликальные (Касах, IV в.; Ерерук, V в.) церкви[4]. В V—VII веках армянскими архитекторами были разработаны многообразные типы центрических купольных храмов: квадратные в плане (в Вохджаберде, V в.); четырёхапсидные (в Црвизе, Арзни, V—VI вв.); прямоугольные в плане, с выступающими 4 апсидами и с 4 подкупольными пилонами (собор в Эчмиадзине) или без пилонов (Мастара); прямоугольные, с вписанным внутрь крестом (Аван, 591—602; Рипсиме); восьмиапсидные (Зоравар, VII в.) и др.[4]. Сочетание центрической и базиликальной композиций в V—VI столетиях привело к созданию таких купольных базилик, как Текор (конец V в.) и Одзун (середина VI в.)[4]. В V веке в армянской столице Двин был построен палата главы армянского католикоса, являвщимся одним из самых ранних дворцовых зданий средневековой Армении[2]. Шедевром армянской архитектуры VII столетия считается храм Звартноц, возведенный между 641661 гг. С конца IX века, после восстановления суверенитета армянского государства монументальное строительство переживает новый подъем[4]. Армянское зодчество этого времени теснейшим образом продолжает архитектурные традиции предыдущих столетий[2]. Характерным явлением данного этапа развития архитектуры становится обогащение декор. Развивается как гражданское, так и культовое строительство. В частности, в столице Ани были сооружены обширные оборонительные стены, дворцы, в течение 989—1001 гг. царями Гагиком I и Смбатом II здесь был построен Кафедральный собор, архитектором которого выступил знаменитый Трдат. Кроме центральной Армении, строительство развивалась во всех частях страны. Так, в 915—921 гг. Гагик Арцруни в Васпуракане возвел Церковь Святого Креста (зодчий Мануэл), отличающуюся богатейшими рельефами. В Сюнике были возведены Татев (895—905 гг.), Ваганаванк (911 г.), Гндеванк (930 г.) и др. церкви. Крупные монастырские комплексы были построены на северо-востоке Армении — Санаин (957—962 гг.), Ахпат (976—991 гг.) и т. д. В это же время стратегические пути были прикрыты крепостями, среди которых наиболее мощными являлись Амберд, Тигнис и некоторые др. Новый подъем гражданской архитектуры отмечается в XII—XIII столетиях — строятся гостиницы, трапезные, книгохранилища, караван-сараи[4]. Особо примечательное явление армянской архитектуры времени — гавиты-притворы. Подъем армянской архитектуры конца XII — XIII веков связан с освобождением Армении Закарянами. Были созданы ряд новых каменных конструкций, в том числе перекрытие на перекрещивающихся арках[4]. Наиболее известные памятники времени: Аричаванк (1201), Макараванк (1205), Тегер (1213—1232), Дадиванк, (1214), Гегард (1215), Сагмосаванк (1215—1235), Ованаванк (1216), Гандзасар (1216—1238), Агарцин (1281) и некоторые др.

Литература

Существует мнение, согласно которому еще в III—I вв. до н. э. у древних армян существовали особые «жреческие письмена», которым создавались храмовые книги и летописи[6]. Из авторов дохристианской Армении известен Олюмп, живший в I—II вв. н. э., «Храмовые истории» которого не сохранились. В I в. до н. э. на греческом языке писал драмы царь Великой Армении Артавазд II.

Григор Нарекаци (рукопись 1173 года)

Армянский язык является одним из древнеписьменных среди индоевропейских языков[7]. Армянская оригинальная литература начала развитие с 406 г., когда ученый и священник Месроп Маштоц создал армянский алфавит. V век принято называть «Золотым веком» в истории армянской литературы. С V века бурно развивается армянская историография. В этом столетии жили историки Корюн, Агатангелос, Фавстос Бузанд, Лазарь Парпеци и др., богословы Езник Кохбаци, Иоанн Мандакуни и др. Первый оригинальный памятник армянской литературы — «Житие Маштоца», написан в 440-гг.. В том же столетии процветает также гимнография и агиография. В области развития армянской гимнографии немаловажный вклад внес поэт V столетия Степанос Сюнеци (первый). В VI веке новых вершин достигает армянская философская мысль благодаря деятельности Давида Анахта, создается богословский сборник «Книга посланий» и т. д.. Уже с конца VII века сохранились образцы светской поэзии. В VII—VIII вв. процветает схоластико-догматическая литература, в то же время свои труды создали известные историки Себеос, Иоанн Мамиконян, Гевонд, Мовсес Каганкатваци и др.. Окончательное освобождение от арабского ига в конце IX века создает предпосылки для армянского Возрождения. В области художественной литературы в первую очередь это связано с именем поэта Григора Нарекаци, в области историографии — Товма Арцруни, Ованеса Драсханакертци и Ухтанеса. В XI веке вторжение в страну византийцев а после и сельджуков не создавали благоприятные условия для развития литературы, тем не менее были созданы труды таких авторов как Степанос Таронаци, Аристакеса Ластивертци и др.. Ключевое значение для дальнейшего развития богатых традиции армянской литературы сыграло создание в 1080 году Киликийского армянского государства. В то же время значительный импульс развитию всех отраслей культуры дало освобождение Восточной Армении Закарянами в конце XII—начале XIII веков. В историческую арену пришли крупные поэты Ованес Имастасер, Нерсес Шнорали, Григор Тга, Нерсес Ламбронаци, баснописцы Мхитар Гош, Вардан Айгекци и многие другие. В XI веке древнеармянский язык начинает постепенно развится в среднеармянский. В XIII веке на среднеармянском литературном языке писали Фрик — основоположник поэзии социального протеста, и Костандин Ерзнкаци — зачинатель любовной лирики. Вершины историографии эпохи Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци, Маттеос Урхаеци. В творчестве авторов XIII—XVI вв. Ованеса Ерзнкаци, Ованеса Тулкуранци, Мкртича Нагаша, Григора Ахтамарци, Нерсеса Мокаци, Наапета Кучака развиваются жизнеутверждающие настроения армянской литературы эпохи. В тот же самый период достигает высокого развития жанр поэмы, крупнейшими представителями которого были Григор Церенц, Хачатур Кечареци, Аракел Сюнеци, Аракел Багишеци, Симеон Апаранци и др.

Музыка

Армянские невмыхазы, рукопись XII века

В III в. до н. э. уже было формировано качественное своеобразие армянской музыки[4]. В трудах древнеармянских авторов сохранились отдельные образцы еще дохристианского армянского музыкального творчества[8]. Это творчество впервую очередь связано с гусанами, которые в эпоху эллинизма первоначально служили в храме древнеармянского бога Гисанэ[8]. Армянская христианская музыка наряду с арамейской, еврейской, каппадокийской, лежит в основе общехристианской музыкальной культуры[9], представляя большое значения для изучения, как музыкальная культура страны первым принявший христианство в качестве государственной религии[10]. С конца IV столетия в высших школах Армении было введено обучение пению и песнетворчеству. В V веке формировалась армянская гимнография — творчество шараканов. В том же столетии были системазированы гласы[4]. После появления оригинальной письменности, уже с V века известны также сведения об армянской музыкальной инструментарий[11]. В VII веке Барсег Тчон составил первый сборник шараканов — «Чонынтир шаракноц». Уже в раннем средневековье в Армении была разработана теория акустики. Большой вклад в развитие армянской музыки внесли такие музыканты и теоретики раннесредневековой Армении как Давид Керакан, Давид Анахт, Комитас Ахцеци и др.[11], в трудах которых освещались вопросы эстетики и теории музыки — учение о звуке и т. д.[4]. На рубеже VIII—IX веков формировалась армянская система музыкальной нотации — хазы, создание которых связано с именем Степаноса Сюнеци. Еще до этого армяне использовали буквы алфавита для фиксации музыки[12].

Последующий значительный период в истории развития армянской музыки относится X—XIII векам[4]. В X веке появляются таги — сравнительно объемные монодии духовного и светского содержания. В эпоху Высокого средневековья совершенствуется армянская нотопись. В своих сочинениях различные музыкально-эстетические вопросы рассматривают авторы X—XIII веков Ованес Имастасер и Ованес Ерзнкаци[4]. С середины XVI века начинает складыватся искусство армянских ашугов, среди его первых представителей Нагаш Овнатан, Багдасар Дпир и Саят-Нова.

В 1813—1815 А. Лимонджян создал и ввёл в практику новую армянскую нотопись, после чего с помощью Н. Ташчяна записал 3 тома произведений средневековой духовной музыки. В 1857 году появляется армянская музыкальная периодика в лице журнала «Кнар аревелян» («Восточная лира»). Во второй половине XIX столетия возникает новая армянская композиторская школа. В 1861 году Григор Синанян огранизует симфонический оркестрОркестр Синаняна. В 1868 году Тигран Чухаджян создает оперу «Аршак II» — первую армянскую национальную оперу и первую оперу музыкальной истории всего Востока. Во второй половине века создаются музыкальные ансамбли европейского типа, основываются профессиональные музыкальные труппы (в том чилсе и опереточные), и т. д.[4]. С конца XIX в. в армянской классической музыке начинается новое движение по сбору и обработке древних народных песен профессиональными композиторами, крупнейшим среди которых был Комитас. Немаловажными были также хоровые обработки Х. Кара-Мурзы и М. Екмаляна. Последний в 1896 году завершает литургию — «Патараг»[13].

В начале XX века свою творческую деятельность начинают Алекснадр Спендиаров и Армен Тигранян. Последний в 1912 году завершает оперу «Ануш». В том же году Азат Манукян создает первую армянскую детскую оперу «Конец зла». Среди наиболее значимых армянских композиторов начала XX века — Р. Меликян, Г. Сюни, А. Маилян, А. Тер-Гевондян и др.. После установления в Армении советской власти важным событием становится основание национальной консерватории в 1921 году[11]. В 1924 был создан симфонический оркестр Армении, в 1933 году оперный театр, в 1934 г. Армянская филармония[11]. Одним из исторических событий этого периода истории армянской музыки становится завершение оперы «Алмаст» А. Спендиаровым в 1928 г.. В 1920—1930-гг. были поставлены сразу несколько опер армянских композиторов[4]. Крупнейший армянский композитор XX столетия — Арам Хачатурян.

Театр

Театр Армении — наряду с греческим и римским, один из древнейших театров мира европейского типа. Древнеармянский театр существовал с 69 до н. э в столице Великой Армении Тигранакерт[14], где был построен здание амфитеатра[15]. Известно, что сын Тиграна II Великого Артавазд II (56—34 до н. э.) писал трагедии на греческом языке, создал в северной столице Армении Арташате театр эллинистического типа. В древнеармянском театре был развит также жанр пантомимы, известной актрисой которого была Назеник жившая во II веке н. э.[15]. Во II—III вв. армянские актеры трагики — дзайнарку-гусаны и вохбергу-гусаны, исполняли пьесы, как греческие так и армянские[15]. Известно, что в IV веке представления давались при дворе армянского царя Аршака II[15].

Актриса армянского театра гусанов-мимосов. Средневековая миниатюра

После принятия христианства в начале IV века в качестве государственной религии и далее связанной с этим противодействия церкви, продолжались даватся театральные представления. Сохранились речи армянского автора конца V века Иоанна Мандакуни направленные против театра, из которых мы узнаем о существовании специальных театральных здании с отдельными верхними местами для женщин[15]. О существовании театрального искусства в Армении сообщают также авторы VI—VII столетий[15]. В позднем средневековье — в X—XV веках, театральные представления были распространены в Васпуракане, Анийском царстве, Киликии. На рельефах церкви в Ахтамаре начала X века изображены маски разных жанровых проявлений театра эпохи[15]. Самые ранние сохранившиеся драматургические произведения, это драматическая поэма Ованеса Ерзнкаци (XIII в.) и «Адамова книга» Аракела Сюнеци (XIV—XV вв.). Со времен средневековья сохранилась трагедия «Мученичество святой Рипсимэ» (пролог, эпилог и интермедии на польском яз.), который был поставлен в 1668 в армянской школе Львова.

Первые армянские любительские спектакли Нового времени относятся к 1810—1820-гг.[15]. В 1836 Г. Шермазаняном в Тифлисе был основан театр «Шермазанян дарбас»[15] — первое театральное здание на Кавказе. В течение 1846—1866 годов действовал профессиональный театр[4] «Арамян татрон» под рукаводством О. Гаспаряна, где сохранялись традиции древнеармянснкого театра[15]. В 1856 году театр основал М. Пешикташлян. Уже в 1857 году был издан театральный журнал «Музы Арарата»[15]. Важным событием становится основание в 1861 году профессионального театра[4] «Аревелян татрон» («Восточный теар») А. Вардовяном (Константинополь). Через два года профессиональный[4] армянский театр был основан в Тифлисе Г. Чмшкяном. В 1865 году были показаны первые театральные спектакли в Ереване[15]. В течение 1860—1870-гг. армянские театры были основаны на различных городах Закавказья и России — в Ереване, Шуше, Александрополе, Гяндже, Баку, и т.д.[4].

Выдающаяся роль в развитии армянского театра конца XIX века принадлежит крупнейшему трагику П. Адамяну. Среди ведущих актеров и актрис XIX—начала XX века — М. Амрикян К. Арамян, С. Чмшкян, Вардуи, Г. Тер-Давтян, С. Матинян, Сирануйш, Астхик, Р. Азнив, М. Мнакян, О. Абелян, и др.[15]. Крупные армянские драматурги XIX—начала XX столетия — Г. Сундукян, А. Паронян, А. Ширванзаде и др.

Мифология

По сообщению Агатангелоса главным божеством древнеармянского пантеона был Арамазд. Его статуя, как повествует Хоренаци, находилась в храме на берегу Ефрата у крепости Ани. Древние армяне поклонялись также божеству солнца. Его храм был расположен в столице Армавире. Важное место в армянском пантеоне занимала Анаит, о чем пишут Страбон, Агатангелос и Ширакаци. У армян еще дохристианское время существовало божесто письменности и науки — Тир.

Изобразительное искусство

От периода эллинизма, нередко поощрямой правителями древнеармянского государства, сохранились такие предметы, как серебряные чеканные чаши, ритоны, фрагменты скульптуры (голова богини Анаит, мраморная статуя Афродиты в Арташате и т.д.). Крайне примечательны сохранившиеся фрагменты мозаик в храме Гарни 70-гг. н. э.. Для дальнейшего развития всей армянской культуры ключевым историческим событием становится принятие христианства в качестве государственной религии, в первые годы IV века. С IV века берет начало история средневекового армянского искусства[2]. Средневековые армянские храмы украшались мозаиками (фрагмент мозаик Двинского католикосата V—VI вв.[2], мозаики в соборах Эчмиадзина и Звартноца[16], мозаики, выполненные армянскими мастерами в армянских монастырях Иерусалима), скульптурами и фресками. Наиболее ранние сохранившиеся фрагменты армянской фресковой живописи относятся к V—VII векам (Ереруйк, Касахская базилика, Лмбатаванк, Аручаванк). В Татевском монастыре начале X века, сохранилась изображение части сцены Страшного суда, которая по своей композиции близка к западно-европейским памятникам. Наиболее примечательны росписи в Ахтамаре первой четверти X века, о создании которых сообщают также исторические источники. Росписи XII—XIV веков сохранились в Бахтагеки в Ани и в Ахпате, в Дадиванке, а также в армяно-халкидонских монастырях Ахтала и Тиграна Оненца.

Неизвестный художник. Богородица с младенцем (Севанская Богородица), холст, масло. XVII век

Наиболее ранние образцы средневекового армянского скульптурного искусства это стелы IV—V веков[4] — в мавзолее армянских Аршакидов в Ахцке относящихся к 364 году[16], 2 рельефа конца IV[16] в Эчмиадзинском соборе и т. д.. Резной декор обогащается с конца VI века. К VII веку относятся такие памятники, как Мрен, Птгни. Богатым скульптурным орнаментом отличается храм Звартноц середины VII века, оказавший влияние на здания, сооруженные на всем Закавказье в последующие века[2]. В Мрене и Птгни присутствуют также сюжетные фигурные рельефы[4]. К VI—VII векам относятся рельефы церквей в Одзуне (история крещения царя Трдата III и т. д.[16]), Мастаре, Пемзашене и др.[16]. На фасаде храма конца VII в. в Сисаване присутствуют барельефные вставки изображающих ктиторов[16]. На стелах VII в. в церквях в Талине, Ариче, Гарнаовите представлены иллюстрации к истории обращения армян в христианство св. Григорием Просветителем а также др. Библейские сцены[16]. Создаются горельефные изображения ктиторов, не редко с моделью храма в руках — в памятниках X века Ахтамаре, Санаине, Ахпате[4]. К шедеврам армянского скульптурного искусства раннего средневековья относятся рельефы храма Ахтамарфриз с изображениями сцен сбора винограда, а также фигуры людей, зверей, птиц, библейские сюжеты и т.д.[4]. В столице Армении Ани, в церкви Гагикашен, завершенной в 1001 году, стояла 2-метровая статуя Гагика I с моделью церкви[4]. Большим мастерством исполнены скульптурные декоры церквей XIII—XIV веков Гегард, Нор-Гетик, Нораванк, Гандзасар, и т. д.. Скульптурное убранство последнего отличается особым богатством[16]. В памятниках этого периода — в Агарцине, Гегарде, Аричаванке и некоторых др. также предствлены ктиторские композиции. Известны образцы геральдики древнеармянского дворянства, наибоее известный из которых находится в усыпальнице Прошянов[16]. Выдаяющийся скульптор XIV века — Момик, предствитель художественной школы Вайоц-Дзора[16]. С IX столетия появляются хачкары — стелы с резным изображением креста в орнаментальном обрамлении. В начале более монуменатьлные, с XI—XII веков покрытые изощренно тонкой, кружевной резьбой[4].

С XVII—XVIII веков средневековые художественные стили и подходы постепенно уступают место новым реалистическим методам художественного выражения. Вместе с миниатюрой и искусством фрески развиваются новые виды художественного искусства — станковая живопись, портретная живопись, тематические произведения и реалистический пейзаж. Черты реализма все отчетливее проявляются в работах художников семьи Овнатанян выполненных для Эчмиадзинского собора. Наиболее ранние из них — три сюжетных фрагмента, принадлежат Нагашу Овнатану. Из последующих росписей следует выделить работы его сына Арутюна Овнатаняна. В XVIII столетии жил один из крупнейших представителей этой семьи Овнатан Овнатанян, кисти которому принадлежат многочисленные изображения деятелей армянской церкви[4].

В истории развитии изобразительного искусства Армении краеугольное значение имело присоединение Восточной Армении к России в начале XIX века. По причине отсутствия благоприятных политических и экономических условий в самой Армении, армянские художники работали больше в Тифлисе, а также в Москве, Петербурге и др. городах Европы, что способствовало обогащению их творчества разнообразными художественными воздействиями. Свое творчество они посвящали жизни армянского народа, Армении и его природе[4][17]. В армянской живописи периода до 70-гг. XIX столетия доминирует портретный жанр. Сохранились произведения Акопа Овнатаняна и Степаноса Нерсисяна — воспитанника академической школы. С именем последнего связано также начало развития бытового жанра в армянском изобразительном искусстве[17].

С 1880-гг появляется новая плеяда профессиональных художников, полностью посвятивших себя национальной тематике[17]. С этого периода работали А. Шамшинян и В. Суреньянц. Первый в жанре реалистической бытовой картины, второй — в историчом и историко-бытовым. В 1890 годы в армянской живописи как самостоятельный жанр формируется пейзаж[17], родоначальником которого становится Г. Башинджагян[4]. На рубеже XIX—XX веков работали Е. Татевосян (сюжетные картины, пейзажи), С. Агаджанян (портреты), П. Терлемезян, З. Закарян (натюрморт), В. Махохян (пейзаж) и др.. В начале XX века свою творческую деятельность начинает М. Сарьян. В этот была формирована армянская профессиональная скульптура — А. Тер-Марукян (автор первого памятника в Армении — статуи Х. Абовяна (1913), А. Гюрджян.

Декоративно-прикладное искусство

Многообразна прикладное искусство древней и средневековой Армении. Она представлена разнообразной керамикой, а также неполивной с рельефным и углублённым орнаментом, поливной с гравировкой и росписью, фаянсовыми сосудами с росписью. Основные центры керамического искусства XII—XIII веков были Ани и Двин[4]. Древнейшие сохранившиеся вышивки относятся к XIV веку[4]. Среди художественных изделий из металла особо примечательны оклад Евангелия киликийской работы 1255 года, чеканные серебряные позолоченные складни, 1293, 1300 и 1687[4] и др.. Из образцов резьбы по дереву — дверь из Муша 1134 г. и двери из церкви Аракелоц на оз. Севан, 1486 г.[4].

Серебряные изделия из Армянской Киликии, найденные при раскопках в Бердянске и Херсонесе
Оклад евангелия, XIII век

Прикладное искусство было широко развито во всех армянских государственных образованиях, а также в армянских колониях основанных в разных странах. Так, серебряные и бронзовые изделия из Армении и Киликии (конец XII—XIII в.) были найдены при раскопках в Херсонесе, Приазовье, Сахновке, Киеве, Прикамье. Их появление было обусловлено расцветом черноморской торговли в начале XIII века и интенсивным развитием городов Армении, связанных с Трапезунтом. Активное участие в торговле принимали армяне, колонии которых появились в Крыму, Киеве, Волжской Булгарии. О тесных контактах переселенцев со своей родиной говорят находки тканей, аналогичных анийским, в погребениях на территории армянских колоний. Таким же путем на Приполярный Урал попала армянская сабля с именем мастера Хачатура. Богатое армянское купечество Киликии сносилось с коренной Арменией и арабскими странами, Западной Европой и Причерноморьем (комплекс киликийских вещей из Бердянска) [18]. Однако в Киликийской Армении в отличие от других армянских государств произведения серебряных дел мастеров XII века не уцелели, так как в середине XIII в. всю старую серебряную утварь переплавили в слитки для монетного чекана. Оклады Евангелий из монастырских мастерских Ромкла относятся только к середине XIII в. Того же времени ковшик и кувшин из Бердянска, эти находки интересны потому, что от киликийской металлопластики XIII—XIV вв. в основном дошли предметы литургического обихода: оклады книг и складни-реликварии в форме триптиха. Для чеканки Киликийской армении было характерно использование армянских надписей, мотива многолопастной арки с килевидным завершением и точечного фона орнамента.[19]

Развивалось декоративно-прикладное искусство Армении в те времена когда последняя была завоевана, так вгосударстве Сельджуков ювелирами были главным образом армяне. Известно, что султан заказал свадебные подарки в Анталье, где в свое время большинство составляли христиане — армяне и греки.[19]

Ковроделие

Армянские ковры являются одним из древнейших видов народного декоративно-прикладного искусства и неотъемлемой частью быта Армении[20][21].

Миниатюрная живопись

Миниатюра Тороса Рослина, 1266 год

Самые ранние памятники армянской миниатюры относятся VI—VII векам[4][22]. Из сохранившихся 25 тыс. армянских средневековых рукописей около 10 тыс. являются иллюстрированными, из которых 5-7 тыс. — полноценными миниатюрами[23]. Уже в IX—X вв. в армянской миниатюре прослеживаются 2 основных направлений[4]: первый, обусловлен заказами феодальной знати, этой группе характерны парадность и живописность, развитой орнамент а также обилие золота — среди них Евангелия царицы Млке (862), Эчмиадзинское Евангелие (989), Евангелие Мугни (11 в.). Вторая группа связана с демократическими слоями, оличатеся графичностью, лаконизмом, близостью к народному искусству а также выразительностью лиц и движений образов — Евангелия 986, 1018 и 1038. Армянская миниатюра имеет несколько основных групп и этапов развития: до XI в.; школы Великой и Малой Армении XI—XII вв.; Киликийской Армении XII—XIV вв.; школы Бардзр-Айка, Ани, Арцаха, Гладзора, Татева, Васпуракана с XIII в.; после XIII в. также в колониях армянской диаспоры. Крайне многообразна миниатюра в XIII—XIV столетий[4], период, когда развивается ряд локальных школ. Среди них особо значительна киликийская школа развивавшаяся в Киликийском армянской государстве. Возникшая еще в XII веке, она переживает расцвет во 2-й половине XIII в.[4], крупнейший представитель — Торос Рослин[2]. Эта школа отличается многообразием сюжетов. Эго характерные черты психологическая выразительность персонажей, высокое мастерство композиции групповых сцен, виртуозый орнамент и точный рисунок. В то же время высокого развития достигает миниатюра в Восточной Армении — школы Татева, Гладзора. Эти школы представлены в работах известных мастеров Момика, Тороса Таронаци, Авака (Гладзор), Григора Татеваци, Григора (Татев). Васпураканская школа, больше представляет демократическую линию, его особенность — преобладание линейно-графического изображения. Среди известных мастеров — Рстакес, Дзерун и др.[4]. Один из древнейших сохранившихся иллюстрированных Библии — Библия из Ерзнка 1269 года, миниатюрной школы Высокой Армении. Последний крупный миниатюрист — Акоп Джугаеци (XVI—XVII вв.). Считается, что его произведения предвещали начало нового, светского пути развития армянского искусства[4].

Книгопечетание и пресса

Первая армянская печатная книга «Урбатагирк», Венеция, 1512 год

Армянский язык стал первым языком книгопечатания среди языков СНГ, Прибалтики, а также многих языков Азии[24]. Впервые армянский язык был издан в 1475 году в книге немца Иоганна Шильтбергера. Первая печатная книга на армянском языке «Урбатагирк» — издана в 1512 г. в Венеции Акопом Мегапартом. В XVI веке книги на армянском языке издавали Абгар Тохатеци, Султаншах, Ованес Терзнци, Ованес Гопузенц. В течение первых ста лет существования армянского книгопечатания были изданы 32 наименовании книг, 19 из которых армянскими книгопечатниками исключительно на армянском языке. С возникновения армянского книгопечатания до 1800 года были изданы более 1154 наименований армянских книг (среди языков СНГ и Прибалтики второй, после русскоязычных изданий, показатель по численности).

Первое периодическое издание — журнал «Аздарар» (1794 г.).

Образование

Кинематограф

Танец. Балет

Первый национальный балет — «Счастье» Хачатуряна, была поставлена в 1939 году.

Культура национальных меньшинств Армении

Культура азербайджанского народа

Уроженцем Эривани является известный азербайджанский художник-орнаменталист и портретист XIX века Мирза Кадым Эривани, считающийся основоположником азербайджанской станковой живописи. Работал в Эривани, а в 1850-х гг. для реставрировавшегося Дворца сардаров написал 4 больших (1 м X 2 м) портрета маслом[25]. Заслуженным художником Армянской ССР в 1967 году был признан уроженец Зангибасарского района Республики Джаббар Кулиев, окончивший Ереванский государственный педагогический техникум.

В 1886 году учащимися Эриванской русско-мусульманской школы по инициативе 23-летнего преподавателя Фиридун-бека Кочарли была поставлена комедия М. Ф. Ахундова «Мюсье Жордан и Дервиш Мастали шах». С 1896 года спектакли на азербайджанском языке в Эривани стали проходить более или менее регулярно. В этих постановках раскрывался талант молодого актера Ю. Н. Сулейманова. После здания школы местом для спектаклей служил зал во дворце хана Панаха. Когда он стал слишком мал, спектакли проходили в театре братьев Джанполаджановых. В 1928 году в Эривани был организован Азербайджанский театр — первый театр другого народа на территории Армении[26]. Театр действовал до 1988 года (с перерывом в 19491967). В разное время в театре выступали Заслуженный артист Армении Юнис Нури, Кязим Зия, Али Шахсабахлы и др.

Среди наиболее известных азербайджанских ашугов, живших и творивших на территории Армении, можно назвать имена Ашуга Алескера из села Агкилиса, его учителя Ашуга Алы из села Гызылвенк, Ашуга Асада из села Бёюк Каракоюн[27], Ашуга Ислама из села Нариманлы[28], Ашуга Мусу из села Каракоюнлу[29]. Ашуг Алескер, создававший ашугские напевы на свои стихи и виртуозно исполнявший их на сазе, также возглавлял ашугскую школу[30].

См. также

Примечания

  1. Предыстория армянского народа. История Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э. Хурриты, лувийцы, протоармяне / Еремян С. Т. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1968. — С. 242. — 266 с. — 1000 экз.:

    изучая древнейшую социально-экономическую пли культурную историю армянского народа, нельзя начинать ее как бы с чистого листа и искать в VI—V вв. до н. э. первобыт-нообщинных отношений; нет сомнения в том, что древнейшую армянскую историю можно правильно понять только как продолжение еще более древней истории хурритов и урартов, а также лувийцев

  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 В. В. Шлеев. Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1960. — Т. 2, кн. 1.
  3. Анабасис, IV, 4, 2
  4. ↑ Армянская Советская Социалистическая Республика — статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  5. Плутарх. Кимон и Лукулл, 32
  6. Всемирная история / Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт. — М., 1956. — Т. 2.
  7. Армянский язык — статья из Большой советской энциклопедии
  8. ↑ Гусаны — статья из Большой советской энциклопедии
  9. Wellesz E., Byzantine Music (in Proceedings of the Musical Association, 1932, vol. I)
  10. Willi Apel. Harvard dictionary of music. — 2-е изд. — Harvard University Press, 1969. — С. 54.:

    Since Armenia was the first country officially to adopt the Christian faith (A.D. 303), the history of Armenian sacred literature and music has attracted much attention.

  11. ↑ Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
  12. Don Michael Randel. The Harvard dictionary of music. — 4th edition. — Harvard University Press, 2003. — С. 56.
  13. Екмалян Макар Григорьевич — статья из Большой советской энциклопедии
  14. «2000 ЛЕТ АРМЯНСКОГО ТЕАТРА. Том первый: Театр древней Армении», Государственное издательство «Искусство», Москва 1952, стр., 86
  15. ↑ Театральная Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. I.
  16. ↑ Армения // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. 3. — С. 286—322.
  17. 1 2 3 4 Е. Костина. Искусство Армении // Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Н. В. Яворской. — М.: Искусство, 1964. — Т. 5. Искусство 19 века.
  18. «Древняя Русь. Город, замок, село» Издательство «Наука», 1985 стр-ца 391 В XI—XIII вв. при сохранении прежних связей с Мазандараном, Хорасаном и Хорезмом важными поставщиками импорта стали некоторые области Закавказья и Восточного Средиземноморья. Серебряные и бронзовые изделия Армении, Киликии и Малой Азии (конец XII—XIII в.) найдены в Херсонесе, Приазовье, Сахновке, Киеве, Прикамье. Их появление было обусловлено расцветом черноморской торговли через сельджукскую Малую Азию с начала XIII в. и интенсивным развитием городов Армении, связанных с Трапезунтом. Активное участие в торговле принимали армяне, колонии которых появились в Крыму, Киеве, Волжской Булгарии. В Прикамье малоазийские вещи могли доставлять через армянскую колонию в Булгаре. О тесных контактах переселенцев со своей родиной говорят находки тканей, аналогичных анийским, в погребениях на территории колонии. Тем же путем на Приполярный Урал попала армянская сабля с именем мастера Хачатура. Богатое армянское купечество Киликии сносилось с коренной Арменией и арабскими странами, Западной Европой и Причерноморьем (комплекс киликийских вещей из Бердянска)
  19. 1 2 «Художественный металл Востока VIII—XIII вв» Даркевич В. П., Издательство «Наука», 1976 стр-ца 132 Произведения серебряных дел мастеров Киликийской Армении от XII в. не уцелели: в середине XIII в. всю старую серебряную утварь переплавили в слитки для монетного чекана. Оклады Евангелий из монастырских мастерских Ромкла относятся только к середине XIII в. Того же времени ковшик и кувшинчик из Бердянска. Они особенно интересны потому, что от киликийской металлопластики XIII—XIV вв. в основном дошли предметы литургического обихода: оклады книг и складни-реликварии в форме триптиха. Для чеканки Киликии характерно использование армянских надписей, мотива многолопастной арки с килевидным завершением и точечного фона орнамента (ручка ковша). Форма кувшинчика рис. 123, 1—3, псевдоарабская надпись и ленты с меандрами на нем говорят о влиянии исламских изделий из металла. Западноевропейское воздействие могло сказаться в жесткой и графичной манере передачи хищника (рис. 123, 4—6). Из сельджукской Малой Азии происходит кувшин рис. 124 (XIII в.). Он связан с киликийским металлом (ср. рис. 123, 6); в государстве Сельджукидов ювелирами были главным образом армяне. Известно, что султан заказал свадебные подарки в Анталье, где селились христиане — армяне и греки. Славились ювелиры из Аланьи . Эти прибрежные города находились невдалеке от Киликийского государства. Кувшин сближается растительным орнаментом и листьями в основании крыльев сфинксов с византийскими чашами второй половины XII в. из с. Вильгорт и Чернигова. Сходство объясняется работой малоазийских мастеров в Константинополе или влиянием их произведений
  20. Изобрзительное искусство Армении
  21. http://armlet1600.sci.am/armenianart2.php?langid=2
  22. The kingdom of Armenia. — 2-е изд. — Routledge, 2001. — С. 269.
  23. The arts of Armenia. — Lisbon, 1992.
  24. Первые печатные книги: на белорусском — 1517, эстонском — 1525, литовском — 1547, русском — 1564, латышском — 1585, грузинском — 1629, турецком — 1729, азербайджанском — 1820, персидском — 1830 и т. д.
  25. Эривани / Под ред. Б. В. Иогансона. — Искусство стран и народов мира (краткая художественная энциклопедия): Советская энциклопедия, 1962. — С. 61.
  26. Б. Арутюнян. Армянский театр / Под ред. А. Анастасьева. — История советского драматического театра: 1926-1932: Наука, 1967. — Т. 3. — С. 343. — 616 с.

    Важным событием явилась организация в Ереване в 1928 году Азербайджанского театра — первого театра другого народа на территории Армении.

  27. Ашыг Əсəд / Под ред. Дж. Кулиева. — Азербайджанская советская энциклопедия: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1976. — Т. 1. — С. 513.
  28. Ашыг Ислам / Под ред. Дж. Кулиева. — Азербайджанская советская энциклопедия: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1976. — Т. 1. — С. 513.
  29. Ашыг Муса / Под ред. Дж. Кулиева. — Азербайджанская советская энциклопедия: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1976. — Т. 1. — С. 513.
  30. Ашуг Алескер — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)

http://www.armeniansite.ru/index.php/culture-arm

Литература

  • Георг Гоян 2000 лет армянского театра. Том первый: Театр древней Армении. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1952. — Т. 1.
  • Георг Гоян 2000 лет армянского театра. Том второй: Театр средневековой Армении. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1952. — Т. 2.


Культура Армении.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01