Lt304888.ru

Туристические услуги

Ми-24В

16-09-2023

Ми-24
Тип транспортно-боевой вертолёт
Разработчик ОКБ М. Л. Миля.
Производитель РВПО → Роствертол, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»
Первый полёт 19 сентября 1969 года
Начало эксплуатации 1971 год
Статус производится, эксплуатируется
Основные эксплуатанты  СССР (бывший)
 Россия
 Украина
 Белоруссия
см. на вооружении
Единиц произведено ~3500[1][2]
Варианты Ми-35
Ми-35М
Ми-24 Super Hind
 Изображения на Викискладе

Ми-24 (по классификации НАТО англ. Hind — Лань) — советский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля.

Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на ОАО «Роствертол» (Ранее — РВПО).

Неофициальное название — «Крокодил». Вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана.

Содержание

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.

Ми-24А

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

С самого начала в экипировку экипажа входили каски и бронежилеты. Бронирование кабины заключалось в бронестекле, бронировании сидений экипажа, бронеплитах по бортам кабины и капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд."241") получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Конструкция

кабина пилота Ми-24Д

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0.3 м над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной лётчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабжённых системой обогрева и вентиляции, для пре­дот­вра­ще­ния по­па­да­ния за­ра­жён­но­го воз­ду­ха и ра­дио­ак­тив­ной пы­ли в них под­дер­жи­ва­ет­ся не­боль­шое из­бы­точ­ное дав­ле­ние.

внутри грузовой кабины Ми-24

Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронированная перегородка, лобовые стёкла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла силикатные, не бронированные.

Цен­траль­ная сек­ция фю­зе­ля­жа со­сто­ит из гру­зо­вой ка­би­ны, в которой могут разместиться до восьми десантников, и зад­ней ко­ну­со­об­раз­ной час­ти для раз­ме­ще­ния обо­ру­до­ва­ния и ниш убор­ки глав­ных ног шас­си.

Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.

Вал несущего винта наклонён не только вперед на 4,5°, но и вправо на 2,5°, чтобы обеспечить устойчивость при по­сту­па­тель­ном пря­мо­ли­ней­ном по­лёте.

Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов. [3]

Модификации

Вооружение Ми-24А
Ми-24В

Ми-24 — опытные машины. кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7(боекомплект — 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа.

Ми-24А (изделие 245) — серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 годах. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.

Ми-24Б (изделие 241) — Ми-24А с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Вертолет прошёл испытания в 1971—1972 годах.[4]

Ми-24БМТ (изделие 247) — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, больше не выпускался.

Ми-24У (изделие 244) — учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине лётчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.

Ми-24Д (изделие 246) — с новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973—1977 годах. Изготовлено более 600 машин.[5]

Ми-24ДУ (изделие 249) — учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.
Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования.

Ми-24В (изделие 242) — самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 г.[4]. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 годах. Построено около 1000 вертолётов.

Ми-24ВП (изделие 258) — Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 460 снарядов) в подвижной установке У-23 новым БРЭО и вооружением. На позднесерийных вертолётах появились восьмипозиционные АПУ-4 (унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР Атака-В (таким образом, общее количество ПТУР доведено до 12-ти, с сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с 20-ю 80мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом, опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М, Р-62М, Р-63В, становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет семейства Р-60, монтировались между внешним пилоном и законцовкой, либо, как и на АПУ-60-11, на которой вторая ракета расположена перпендикулярно, устанавливали АПУ-60-1 с внешней стороны, перпендикулярно законцовке. Таким образом, на 1989 год, Ми-24ВП был единственным вертолётом, способным к эффективной обороне от истребителей, при помощи высокоманёвренных и помехозащищённых ракет с дальностью до 14 км. Для поражения дозвуковых и сильнозащищённых в/ц (вертолёты и штурмовики потенциальных противников) в комплекс ПТУР так же была введена РВВ (ракета «воздух-воздух») 9М220О с дальностью в 8 км и неконтактным взрывателем. Для поражения лёгких и малоопасных воздушных целей — БПЛА и вертолёты-разведчики, под законцовочные АПУ для двух ПТУР «Атака» подвесили полуавтономный (но управляющийся летчиком) 72-мм ПЗРК «Игла» с дальностью до 5200 м. Главной особенностью БРЭО Ми-24ВП является обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомадного наведения для ПТУР, нечувствительными к трассам НАР и ПТУР очками ночного видения для лётчика ОНВ-58В, новый ОЭПС (инфракрасный пассивный локатор целей) и ОПС «Радуга-УН». Выпускался с 1989 года по февраль 1992 г. Общий выпуск — 179 машин. Ми-24ВП по всем параметрам — скорости, защищённости, воздушному бою, круглосуточному применению превосходил своего заокеанского конкурента — AH-64A «Apache», как и его усовершенствованный вариант, когда последний ещё только разрабатывался.
Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.

Ми-24П (изделие 243) — Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект — 250 снарядов. Пулемёт демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг.

Ми-24П1 — украинская модернизация Ми-24П. Установлены модернизированные двигатели ТВЗ-1И7ВМА-СБМ1В-02, станция оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ, системы сбора и регистрации полетной информации БУР-4-1-07, модернизированная авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В, лазерной системы формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковой навигационной система GРS МАР-695, ультракоротковолновая радиостанция КY-196В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350. Принят на вооружение ВС Украины в 2012 году.[6]
Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П.
Ми-35ПМ — версия Ми-35П с новым несущим и Х-образным рулевым винтом с лопастями из композиционных материалов.

Ми-24ВК-2/ПК-2 — модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342, и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьёзные различия по планёру и вооружению.

Ми-35ВН/ПН — экспортный вариант Ми-24ВК-2/ПК-2.

Ми-24ВМ — модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28Н (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Р-64В и "Игла-В.На 2004 год планировалось завершить ГСИ[7]

Ми-35М — экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Шасси неубирающееся.

Ми-24ВК-1/2/1.2 (экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ — Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до 37 км, наземную, класса «холодный танк» — с 14 км. По планеру ростовские боевые вертолёты (как модернизируемые, так и новые) имеют неукороченное крыло с 4-мя (вместо двух) точками подвески, на двух из которых расположены Р-64В — адаптированные для вертолётов ракеты ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км, а также 4 «Сосна-В» под АПУ-4 «Атака» (для сравнения — ПЗРК «Игла», которыми оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с 2500-3200 м, а гиперзвуковая ЗУР «Сосна» — до 14 км. Тем не менее, и «Игла-С» входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М).

Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И поставляется в АА войск России с 2006 года.

Ми-24К (изделие 201) — разведчик-корректировщик, с системой наблюдения «Ирис», цифровым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута» и аэрофотоаппаратом АФА-100 в правом борту кабины.

Ми-24Р (изделие 2462) — вертолёт РХБ-разведки с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7, с повышенной системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3 ковша). На первом держателе штатно установлен подвесной контейнер с дополнительной аппаратурой, на хвостовой балке установлено пусковое устройство для ракет СХТ. В состав экипажа введены два химика-разведчика. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (Оценка уровня заражения местности). Построено 160 машин.

Ми-24РА — вертолёт РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращён на одного химика-разведчика.

Ми-24М (изделие 247) — противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.

Ми-24 Super Hind или Ми-24G — глубоко модернизированный Ми-24 южноафриканской фирмы АТЕ, с участием АО «Роствертол»[8]

Дополнительное вооружение

Специально для Ми-24 в конце 1970-х годов были разработаны вертолётные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7.62).

Также Ми-24 может нести два пушечных контейнера УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 250 снарядов.

Некоторые Ми-24П в конце 1980-х годов получили по 2 ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для самообороны от истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолётами. АПУ с ракетами устанавливались на внутренних держателях.

ЛТХ

Ми-24 в трёх проекциях
  • Габариты:
  • Диаметр несущего винта: 17,3 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,908 м
  • Высота с вращ. винтами: 5,47 м
  • Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м
  • Ширина фюзеляжа: 1,7 м
  • Высота: 5,7 м
  • Размах крыла: 6,4 м
  • Основные массы
  • Пустой: 7580 кг
  • Нормальная взлётная: 10 500 кг
  • Максимальная взлётная 11 000 кг
  • Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг
  • Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг
  • Внутренний запас топлива: 2100 кг
  • Запас топлива в ПТБ: до 3000 л кг
  • Силовая установка
  • Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117
  • Мощность: 2 х 2200 л.с.
  • Лётно-технические характеристики
  • Экипаж: 2—3[3] чел.
  • Пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.
  • Крейсерская скорость: 270 км/ч
  • Максимальная скорость
  • В горизонтальном полёте: 320 км/ч
  • Дальность полёта практическая: 450 км
  • Дальность полёта перегоночная: 1000 км
  • Средний расход топлива: 780 л/час
  • Статический потолок: 1400 м
  • Динамический потолок: 4950 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3
  • Допустимый угол крена: 70 град.
  • Допустимый угол тангажа: 90 град.
  • Вооружение
  • Встроенное
  • стрелково-пушечное: в зависимости от модификации
  • Число точек подвески: 6 (4)
  • Подвесное
  • стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами
  • Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
  • Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24
  • «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
  • Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.

На вооружении

Страны, в которых модификации Ми-24 состоят на вооружении

Состоит на вооружении

Кабина болгарского Ми-24
Иракский вертолёт Ми-24, сбитый во время ирано-иракской войны и выставленный в качестве трофея в Военном музее в Тегеране
Ми-24 Украинской армии
Ми-24 на эмблеме Южного оперативного командования ВСУ. 2000-е годы
Ми-35П
  • Россия
  •  Азербайджан — 35 Ми-24, по состоянию на 2012 год[10][11][12][13][14]
  •  Армения — 12 Ми-24, по состоянию на 2012 год[15][16]
  •  Алжир — 38 Ми-24, по состоянию на 2012 год[17]
  •  Ангола — 5 Ми-25 и 10 Ми-35, по состоянию на 2012 год[18][19]
  •  Афганистан — 9 Ми-35, по состоянию на 2012 год[20]
  •  Белоруссия — 40 Ми-24П/К, по состоянию на 2012 год[21][22]
  •  Буркина-Фасо — 2 Ми-35, по состоянию на 2012 год[23]
  •  Венгрия — 7 Ми-24, по состоянию на 2012 год[24][25] В 1978-79 годах на вооружение 87-го вертолётного авиаполка поступило 30 Ми-24Д. В 1984-1985 годах полк получил ещё 12 Ми-24В. В 1995 году Венгрия приобрела в Германии 14 Ми-24Д и 6 Ми-24П, ранее стоявших на вооружении армии ГДР.[26]
  •  Восточный Тимор[27]
  •  Вьетнам — 26 Ми-24, по состоянию на 2012 год[28]
  •  Грузия — 8 Ми-24, по состоянию на 2012 год[29]
  •  Джибути — 3 Ми-24В, по состоянию на 2012 год[30]
  •  Зимбабве — 2 Ми-24 и 4 Ми-35, по состоянию на 2012 год[31]
  •  Индия — 20 Ми-35, по состоянию на 2012 год[32] Первым соединением ВВС Индии вооружённым штурмовыми вертолётами, стала 125-я эскадрилья штурмовых вертолётов, сформированная 1 ноября 1983 года. Первоначально пилоты эскадрильи тренировались на вертолётах других типов, так как первые Ми-25 поступили в эскадрилью только 5 мая 1984 года. Второй штурмовой эскадрильей стала 104-я эскадрилья, получившая Ми-35 в 1990 году. Всего индийские ВВС приобрели около 40 Ми-25 и примерно 20 Ми-35. в 2001—2003 годах, 25 вертолётов были модернизированы фирмой IAI, было установлено более современное БРЭО, а также вертолёты были оснащены противотанковыми ракетами Рафаэл Спайк.[33][34]
  •  Индонезия — 8 Ми-35, по состоянию на 2012 год[35]
  •  Йемен — несколько Ми-24, по состоянию на 2012 год[36]
  •  Казахстан — 20 Ми-24В, по состоянию на 2012 год[37]
  •  Кипр — 11 Ми-35П, по состоянию на 2012 год[38]
  •  КНДР — 20 Ми-24, по состоянию на 2012 год[39][40]
  •  Куба — 4 Ми-24, по состоянию на 2012 год[41]
  •  Ливан — 6 Ми-24, по состоянию на 2012 год[42]
  •  Ливия — 43 Ми-24, по состоянию на 2012 год[43]
  •  Македония — 4 Ми-24В, по состоянию на 2012 год[44][45]
  •  Мали — 4 Ми-24Д, по состоянию на 2012 год[46]
  •  Монголия — 4 Ми-24В, по состоянию на 2012 год[47][48]
  •  Мозамбик — 4 Ми-24, по состоянию на 2012 год[49]
  •  Мьянма — 12 Ми-35П, по состоянию на 2012 год[50]
  •  Намибия — 2 Ми-35П, по состоянию на 2012 год[51]
  •  Нигерия — 3 Ми-24П, по состоянию на 2012 год[52][53]
  •  Перу — 16 Ми-25Д и 2 Ми-35П, по состоянию на 2012 год[52][54][55]
  •  Польша — 32 Ми-24Д/В, по состоянию на 2012 год[56][57] Первые Ми-24Д Польша получила в 1978 году, а в конце 1980-х годов начали поступать усовершенствованные Ми-24В. Всего на вооружение 49-го полка штурмовых вертолётов поступило 16 Ми-24Д, столько же Ми-24В стояло на вооружении 56-го полка. В 1996 году парк ударных вертолётов пополнился шестнадцатью Ми-24Д из арсенала бывшей ГДР. Шесть Ми-24В из 56-го полка были отправлены в Ирак. 24 декабря 2004 года эти вертолёты прибыли в Кувейт, а 23 января 2005 года они уже выполнили первые боевые вылеты.[58]
  •  Руанда — 2 Ми-24, по состоянию на 2012 год[59]
  •  Сирия — 36 Ми-24, по состоянию на 2012 год[60]
  •  Сенегал — 2 Ми-35П, по состоянию на 2012 год[61]
  •  Судан — 45 Ми-24/Ми-35, по состоянию на 2012 год[62][63]
  •  Сьерра-Леоне — 3 Ми-24, по состоянию на 2012 год[64]
  •  Таджикистан — 4 Ми-24, по состоянию на 2012 год[65]
  •  Уганда — 5 Ми-24, по состоянию на 2012 год[66]
  •  Украина — 60 Ми-24, по состоянию на 2012 год[67][68]
  •  Узбекистан — 45 Ми-24/Ми-35, по состоянию на 2012 год[69][70]
  •  Чехия — 23 Ми-24/Ми-35, по состоянию на 2012 год[71][72] После реорганизации в 1993 году ВС Чехословакии в связи с распадом страны, Чехии отошли 16 Ми-24Д, 20 Ми-24В и один Ми-24ДУ. Все они были сведены в одну 331-ю вертолётную эскадрилью. С 2003 по 2006 год, в счёт погашения советского долга Чехия получила 17 новых Ми-35 в целом идентичных Ми-24В.[73]
  •  Шри-Ланка — 9 Ми-24 и 4 Ми-35, по состоянию на 2012 год.[74] В 1995 году ВВС Шри Ланки приобрели первые три подержанных украинских Ми-24В, которые поступили в 401-ю эскадрилью, вскоре в ноябре того же года, Ми-24 были сгруппированы во вновь созданной 9-й вертолётной штурмовой эскадрилье. Затем было приобретено ещё три Ми-24В, опять же украинских. В 1996—1999 годах у Украины, с целью восполнения потерь, было закуплено ещё несколько Ми-24, по разным данным их число колеблется от четырёх до десяти. Кроме того, была закуплена пара Ми-35, которые стали единственными машинами этого типа приобретенные Шри Ланкой в России. В 2000 году было приобретено ещё три Ми-35П. После 2000 года, все оставшиеся в строю штурмовые вертолёты были модернизированы израильской компанией IAI Elta. Ми-24 активно использовались против боевиков ТОТИ и при этом они несли ощутимые потери, всего было сбито и уничтожено на аэродромах не менее десяти вертолётов.[75][76][77]
  •  Экваториальная Гвинея — 4 Ми-24В, по состоянию на 2012 год[78][72]
  •  Эритрея — 10 Ми-24Д и 5 Ми-35П, по состоянию на 2012 год[79]
  •  Эфиопия — 15 Ми-24 и 5 Ми-35П, по состоянию на 2012 год[80][81]

Учебные пособия:

  •  США — после распада Варшавского блока США получили из Германии от 3 до 6 вертолётов, которые используются для тренировки отражения вертолётных ударов с помощью ПЗРК.

Состоял на вооружении

  •  СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году
  •  Болгария — 18 Ми-24, по состоянию на 2010 год.[82] В конце 1970-х годов началось вооружение ВВС НРБ штурмовыми вертолётами. В 1979 вновь сформированная эскадрилья огневой поддержки в составе 44-го вертолётного авиаполка получила первые 4 Ми-24Д. В 1980 году полк был передислоцирован из Пловдива на аэродром Крумово, а эскадрилья огневой поддержки в Стара Загору, где она стала основой 13-го боевого вертолётного полка. Всего к 1985 году полк получил 38 Ми-24Д и 6 Ми-24В. В октябре 2000 года вертолёты были перебазированы в Крумово, где вошли в состав 2-й эскадрильи 24-й вертолётной базы.[83] Сняты с вооружения.
  •  ГДР
  •  ФРГ
  •  Ирак
  •  Камбоджа
  •  Никарагуа — в октябре 1984 года болгарский транспорт «Христо Ботев» выгрузил в никарагуанском порту Эль Блуфф первую четвёрку Ми-25. Всего в Никарагуа было поставлено 18 вертолётов, которые сразу же включились в боевые действия против контрас, в ходе которых было потеряно как минимум два Ми-25.[84]
  •  Сербия
  •  Чехословакия — Вооружённые силы Чехословакии получили первые Ми-24 в августе 1978. Всего в составе первой партии было получено 38 Ми-24Д и 2 учебно-тренировочных Ми-24ДУ, которые поступили на вооружение 51-го вертолётного полка. Вторая партия состояла из 30 Ми-24В, поступивших в 11-й вертолётный полк.[85]
    •  Словакия — 16 Ми-24, по состоянию на 2010 год.[86] После реорганизации в 1993 году ВС Чехословакии в связи с распадом страны, ВВС Словакии отошли 8 Ми-24Д, 10 Ми-24В и один Ми-24ДУ, расположенные в Прешове.[87] Сняты с вооружения в 2011 году.
  •  Хорватия — в мае-июне 1992 года, на вооружении Хорватии, несмотря на эмбарго, появилось 11 ударных вертолётов Ми-24Д и Ми-24В. Источник происхождения вертолётов неизвестен, однако предполагается, что хорваты приобрели их или у ФРГ, или у Украины. С вертолётов было снято вооружение, и из них была сформирована 1-я эскадрилья боевых вертолётов, где они использовались для транспортных перевозок. Однако уже в 1993 году Крокодилы вновь получили вооружение: пулемёты ЯкБ-12,7, НАР и ПТУР «Спираль». Один невооруженный Ми-24Д был переоборудован в спасательный, на нём установили лебёдку. Ещё один вертолёт был переоборудован в противолодочный, он получил возможность нести на подкрыльевых пилонах четыре торпеды Мк.44. И один Ми-24 был оснащен ИК системой обзора передней полусферы и использовался в качестве разведчика. Ми-24 ВВС Хорватии принимали участие в боевых действиях против сербов, в ходе которых был потерян как минимум один вертолёт. В 2004 году, 29-я эскадрилья, в которой на тот момент находились все выжившие Ми-24, была расформирована, а Ми-24В были поставлены на хранение.[88]

Аварии и катастрофы

  • в 2000 году в Чечне потерян Ми-24, экипаж погиб[89]
  • 16 августа 2001 года в Чечне сбит Ми-24[90]
  • 3 февраля 2002 года в Чечне потерян 1 Ми-24[91]
  • 20 марта 2003 года разбилось 2 Ми-24, пилоты погибли.[92]
  • 8 мая 2003 года в Украине упал Ми-24,пилот мертв[93]
  • 3 августа 2003 года в Чечне упал Ми-24, через сутки был уничтожен.[94]
  • 26 августа 2003 года на аэродроме Черниговка произошло[95] столкновение двух вертолетов Ми-24В 319-го ОВП, в результате катастрофы погибли 6 человек.
  • 19 ноября 2003 года в Чечне в 5 м над аэродромом Ханкалы упал Ми-24, жертв нет.[96]
  • 25 августа 2007 года в Амурской области разбился Ми-24[97]
  • 3 февраля 2009 года в 11:45 в 18 километрах от аэродрома Пугачев Саратовской области в ходе выполнения плановых полетов потерпел катастрофу вертолёт Ми-24, принадлежащий Сызранскому Высшему военному авиационному училищу летчиков. Как сообщил помощник главкома ВВС РФ, вертолет сгорел, экипаж погиб.

[98]. Причиной аварии послужило разрушение редуктора и лопастей, вертолет был произведен в 1987, прошел капремонт в 2007 и налетал всего 400 из 500 назначенных часов[99]

  • 13 июля 2010 года около 12.00 в горах Ботлихского района Дагестана упал и полностью сгорел военный вертолет Ми-24. Летчики успели покинуть машину и позже были подобраны.

[100]

  • 29 ноября 2011 года в 19:45 по местному времени на аэродроме под Пружанами Брестской области Беларуси разбился вертолёт Ми-24 ВВС и войск ПВО Беларуси. Авиакатастрофа произошла в Брестской области во время плановых учебно-тренировочных полетов. Вертолёт рухнул при заходе на посадку в районе аэродрома. Погибли все члены экипажа — командир экипажа майор Олег Кохно, борттехник капитан Валерий Бобко, летчик лейтенант Денис Глущенко[101].
  • 26 августа 2011 года, потерпел крушение боевой вертолет Ми-24 в Приморском крае. Катастрофа произошла в 19:16 по местному времени (12:16 мск) рядом с населенным пунктом Меркушевка недалеко от посёлка Черниговка. В результате аварии погиб один человек. Остальным двум членам экипажа удалось спастись.
  • 12 августа 2012 года три боевых вертолета Ми-24 армии Уганды разбились на территории Кении[102].
  • 8 сентября — вертолёт Ми-35 разбился горно-лесистой местности в 20 километрах севернее Ботлиха. Все четверо человек находившиеся на борту погибли[103].

Боевое применение

Все серийные вертолёты применялись для решения задач общевойскового характера — высадки десантов, огневой поддержки, уничтожения живой силы, бронетехники и огневых точек, перевозки грузов, эвакуации раненых, более чем в 30 войнах и военных конфликтов мира.

Известен факт, в котором вертолётом Ми-24В был поражен истребитель «Фантом» в ходе ирано-иракской войны (независимые исследователи высказывают сомнения в достоверности этого эпизода[104]).

Афганская война

С самого начала войны Ми-24 играли роль лидеров, используясь для разведки и прикрытия высадки на занимаемые аэродромы. В Афганистане этот вертолет прозвали «Дьявольская колесница» («Шайтан арба» араб. ارابه شیطان‎‎).

К концу 1980 года вертолетную группировку 40-й армии усилили, доведя её до 251 машины. Основными в бое­вой ра­бо­те ста­ли пла­но­вые уда­ры и вы­ле­ты по вы­зо­ву в хо­де опе­ра­ций. При сме­шан­ном ра­кет­но-бом­бо­вом воо­ру­же­нии прак­ти­ко­ва­лось ком­плекс­ное про­ве­де­ние: с дис­тан­ции 1200—1500 м лет­чик пус­кал НАР, а на под­ле­те от­кры­вал огонь из пу­ле­ме­та, да­вая опе­ра­то­ру воз­мож­ность при­цель­но сбро­сить бом­бы.

Бом­бы круп­но­го ка­либ­ра бы­ли не­об­хо­ди­мы в борь­бе с кре­по­стя­ми, со­хра­нив­ши­ми­ся во мно­гих мес­тах и слу­жив­ши­ми при­ста­ни­щем мод­жа­хе­дам. Сло­жен­ные из кам­ня или гли­но­бит­ные со сте­на­ми трех­мет­ро­вой тол­щи­ны, эти со­ору­же­ния при­кры­ва­ли вхо­ды в се­ле­ния, раз­вил­ки до­рог и на­ви­са­ли со скал, невосприимчивые к огню неуправляемых реактивных снарядов С-5.

Неуправляемые ракеты С-8 в 20-зарядных бло­ках Б-8В20 были весьма эффективны. Боеголовка мас­сой 3,6 кг об­ла­да­ла мощным фу­гас­ным дей­ст­ви­ем, по­ра­жав­шим про­тив­ни­ка в ра­диу­се 10—12 м.

В ближ­нем бою, с дис­тан­ции 800—1000 м, вертолет использовал че­ты­рех­стволь­ный пу­ле­мет ЯкБ-12,7, ко­то­рый да­вал плот­ный и точ­ный ог­онь, спо­соб­ный пробить ду­вал по­лу­мет­ро­вой тол­щи­ны.

Пилот Ана­то­лий Вол­ков в мае 1983 го­да под Талу­ка­ном, из­рас­хо­до­вав весь бое­ком­плект, про­дол­жал ими­ти­ро­вать ата­ки, раз­го­няя душманов ви­дом летящей на них ма­ши­ны, и су­мел спа­сти отступавшую де­сант­ную ро­ту.

Наиболее эффективным против Ми-24 оружием долгое время оставались крупнокалиберные пулеметы ДШК и ЗГУ, которыми в 1985 году были сбиты 42 % и 25 % соответственно потерянных советскими войсками Ми-24.

Начиная с 1983 года на вооружение моджахедов стали поступать ПЗРК. В основном это были советские Стрела-2 и американские FIM-43 Redeye, на смену которым впоследствии пришел «Стингер».[105]

Рекорды

  • В 1978 году Г. Карапетян установил абсолютный мировой рекорд скорости полета для вертолетов — 368,4 км/ч
  • Рекорд скороподъемности: 8 августа 1975 года — 3000 м за 2 мин 34 с, а 26 августа — 6000 м за 8 мин 31 с.[106]

См. также

Примечания

  1. Вадим Михеев («МВЗ им. М. Л. Миля 50 лет» М., Любимая книга, 1998, с. 182-187)
  2. ВВС России испытали новый боевой вертолет // «Деловая газета». — 30 октября 2007
  3. Вертолёт Ми-24. История создания
  4. ↑ Ми-24 / Вертолеты / Авиатехника / Air-Transport
  5. ОАО «Роствертол» / Наша компания / История
  6. На вооружение ВС Украины принят вертолет огневой поддержки Ми-24ПУ1
  7. Испытания модернизированного вертолета Ми-24ВМ продлятся ещё не менее года — эксперт // АвиаПорт
  8. Super Hind
  9. The International Institute For Strategic Studies IISS The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 227, 228. — 492 с. — ISBN 9781857435573
  10. Order of Battle - Azerbaijan
  11. The Military Balance 2010. p.-177
  12. Россия поставила Азербайджану 24 боевых вертолёта Ми-35М — Канал ПИК
  13. Азербайджан приобрел у России 24 вертолёта Ми-35М — 1NEWS.AZ
  14. Названа стоимость закупки Азербайджаном вертолетов Ми-35М — AZE.AZ
  15. Order of Battle - Armenia
  16. The Military Balance 2010. p.-174
  17. Order of Battle - Algeria
  18. Order of Battle - Angola
  19. The Military Balance 2010. p.-294
  20. Order of Battle - Afghanistan
  21. Order of Battle - Belarus
  22. The Military Balance 2010. p.-178
  23. Order of Battle - Burkina Faso
  24. Order of Battle - Hungary
  25. The Military Balance 2010. p.-140
  26. Никольский, Михаил. ВВС Венгрии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.46-47.
  27. The Military Balance 2010. p.-434
  28. Order of Battle - Vietnam
  29. Order of Battle - Georgia
  30. Order of Battle - Djibouti
  31. Order of Battle - Zimbabwe
  32. Order of Battle - India
  33. Official website of Indian AirForce.
  34. Indian Air Force
  35. Order of Battle - Indonesia
  36. Order of Battle - Yemen
  37. Order of Battle - Kazakhstan
  38. Order of Battle - Cyprus
  39. Order of Battle - North Korea
  40. The Military Balance 2010. p.-413
  41. Order of Battle - Cuba
  42. Order of Battle - Lebanon
  43. Order of Battle - Libya
  44. Order of Battle - Macedonia
  45. The Military Balance 2010. p.-187
  46. Order of Battle - Mali
  47. Order of Battle - Mongolia
  48. The Military Balance 2010. p.-419
  49. Order of Battle - Mozambique
  50. Order of Battle - Myanmar
  51. Order of Battle - Namibia
  52. ↑ Order of Battle - Nigeria
  53. The Military Balance 2010. p.-320
  54. The Military Balance 2010. p.-94
  55. Перу закупит в РФ вертолёты для борьбы с наркоторговцами и мятежниками 05:56 23/04/2010 РИА Новости
  56. Order of Battle - Poland
  57. The Military Balance 2010. p.-153
  58. Никольский, Михаил. ВВС Польши // Авиация и Космонавтика. — 2006. — № 9. — С.47.
  59. Order of Battle - Rwanda
  60. Order of Battle - Syria
  61. Order of Battle - Senegal
  62. Order of Battle - Sudan
  63. The Military Balance 2010. p.-327
  64. Order of Battle - Sierra Leone
  65. Order of Battle - Tajikistan
  66. Order of Battle - Uganda
  67. Order of Battle - Ukraine
  68. The Military Balance 2010. p.-196
  69. Order of Battle - Uzbekistan
  70. The Military Balance 2010. p.-373
  71. Order of Battle - Czech Republic
  72. 1 2 The Military Balance 2010. p.-126
  73. Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Чехии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 1. — С.48.
  74. Order of Battle - Sri Lanka
  75. ACIG:Sri Lanka, since 1971
  76. Михаил Жирохов. Война в «раю»
  77. Sri Lanka Air Force
  78. Order of Battle - Equatorial Guinea
  79. Order of Battle - Eritrea
  80. Order of Battle - Ethiopia
  81. The Military Balance 2010. p.-308
  82. The Military Balance 2010. p.-122
  83. Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Болгарии. // Авиация и Космонавтика. — 2006. — № 11. — С.36.
  84. Nicaragua, 1980—1988
  85. Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Чехии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 1. — С.47-48.
  86. The Military Balance 2010. p.-159
  87. Никольский, Михаил. ВВС Словакии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 2. — С.52.
  88. Никольский, Михаил. ВВС Хорватии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 12. — С.42-45.
  89. Lenta.ru: Кавказ: Обломки сбитого Ми-24 "нашли" в Чечне в третий раз
  90. Lenta.ru: Кавказ: В Чечне сбит вертолет Минобороны
  91. Lenta.ru: Кавказ: В районе Ханкалы пропала связь с вертолетом Ми-24
  92. Lenta.ru: Кавказ: В горах Чечни нашли второй пропавший вертолет Ми-24
  93. Lenta.ru: В мире: Во Львовской области потерпел аварию вертолет Ми-24
  94. Lenta.ru: Кавказ: Федералы уничтожили упавший в Чечне вертолет
  95. Lenta.ru: В России: Столкнувшиеся Ми-24 принадлежат Минобороны. Идет поиск "черных ящиков"
  96. Lenta.ru: Кавказ: В Чечне во время контрольного полета разбился вертолет Ми-24
  97. Lenta.ru: Катастрофы: В Амурской области потерпел аварию вертолет Ми-24
  98. В Саратовской области разбился ударный вертолет Ми-24, экипаж погиб
  99. Lenta.ru: В России: У разбившегося вертолета Ми-24 заклинило винт и оторвало лопасти
  100. В Дагестане полностью сгорел упавший Ми-24
  101. В Пружанском районе разбился военный вертолет, три члена экипажа погибли
  102. В Африке разбились сразу три вертолета "Ми-24"
  103. По факту крушения вертолета Ми-35 в Дагестане возбуждено уголовное дело
  104. Tom Cooper, Farzad Bishop. Fire in the Hills: Iranian and Iraqi Battles of Autumn 1982
  105. ЖАРКОЕ НЕБО АФГАНИСТАНА Боевые вертолёты Ми-24
  106. История вертолетных рекордов — 0090.htm

Литература

  • Берне Л. Второе рождение Ми-24. В небе - модернизированный вертолёт (рус.) // 0130-2701.

Ссылки

  • Ми-24 на сайте МВЗ им. М. Л. Миля
  • материал по Ми-24 на сайте Вертолёты Мира
  • Ми-24 в США. Перевод статьи William L. Smallwood



Ми-24В.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01