Lt304888.ru

Туристические услуги

Однополые браки в Германии

20-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Легализация однополых браков и других типов союзов в Европе:      Регистрируются однополые браки      Признаются браки, заключённые за границей      Регистрируются другие формы союзов      Признаются незарегистрированные союзы      Никакие однополые союзы не признаются      Однополые браки запрещены конституцией

Закон, легализующий однополые браки в Германии (официально: Закон о введении права на заключение брака для лиц одного пола, нем. Gesetz zur Einführung des Rechts auf Eheschließung für Personen gleichen Geschlechts), был принят немецким парламентом 30 июня 2017 года. Бундестаг проголосовал за поправки в § 1353 Германского гражданского уложения (гражданский кодекс ФРГ), согласно которым брак может заключаться также и между лицами одного пола. Таким образом, однополые пары были полностью уравнены с разнополыми в вопросах брака. Проект должен быть ещё утвержден бундесратом и подписан президентом, однако, это является формальностью в немецкой законодательной системе. После вступления закона в силу новые гражданские союзы, доступные однополым парам с 2001 года, более заключаться не будут. Ожидается, что первые однополые браки смогут быть заключены в сентябре 2017 года. В то же время, несколько консервативных политиков уже заявили о своём намерении опротестовывать закон об однополых браках в Конституционном суде.

Общественная и политическая ситуация

Автобус «зелёных» на гей-прайде в Берлине в 2011 году. Надпись «Да, я хочу!» выражает требование партии к открытию полного доступа однополых пар к браку

Согласно репрезентативному опросу, результаты которого были опубликованы в январе 2017 года, около 83 % населения Германии поддерживают введения «брака для всех» (нем. Ehe für alle)[1]. Крупнейшие партии Германии (социал-демократы, свободные демократы, зелёные и левые) выступают за легализацию однополых браков в стране, однако большая часть представителей христианских демократов выступает против полного уравнивания однополых и разнополых пар в вопросах брака, считая достаточным существование института гражданских партнёрств для однополых пар[2]. К лету 2017 года в Бундестаге находилось три законопроекта о легализации однополых браков — от Бундесрата, от Левой партии и от Партии зелёных[3].

Заключение однополых гражданских партнёрств было возможно в Германии ещё с 2001 года. Однако, заключение брака было предусмотрено лишь для разнополых пар. Браки однополых пар, заключённые в странах, где однополые браки легализованы, на территории ФРГ признаются лишь как гражданские партнёрства[4].

В исключительных случаях, однополые браки уже с 2008 года всё же могут легально существовать в Германии. Однако, это возможно лишь в строго ограниченных случаях, а именно — если один из супругов прошёл операцию по хирургической коррекции пола, а брак был заключён ещё до проведения процедуры. До 2008 года официальная смена паспортного пола состоящих в браке транссексуалов официально не признавалась государством до тех пор, пока не был расторгнут брак. После этого бывшие супруги могли заключить зарегистрированное гражданское партнёрство. В 2008 году Конституционный суд Германии постановил, что такое принуждение к расторжению брака является неправомерным[5][6].

История легализации

Законодательные инициативы и парламентские дебаты (2010—2012)

В марте 2010 года Сенат Берлина во главе с мэром Берлина Клаусом Воверайтом объявил о том, что будет бороться в бундесрате за введение в Германии однополых браков для всех желающих. Инициативу Берлина поддержали немецкие ЛГБТ-организации[7]. 24 сентября 2010 года бундесрат отклонил предложение Берлина поддержать легализацию однополых браков. Инициативу столичного руководства одобрили лишь правительства земель Бранденбург, Бремен и Северный Рейн-Вестфалия[8]. 22 июня 2011 года с аналогичной инициативой в бундесрате выступило уже правительство земли Гамбург[9].

29 июня 2011 года первый законопроект о легализации однополых браков в немецкий парламент был внесён «Партией Зелёных»[10]. После прошедших 21 сентября 2011 года первых парламентских дебатов инициатива была полностью поддержана социал-демократами. Христианске демократы выступили категорически против, ссылаясь на защиту детей и института брака[11]. В декабре 2011 года на берлинском съезде Социал-демократической партии делегаты единогласно проголосовали за легализацию однополых браков[12][13]. В декабре 2011 года ими было внесено предложение, призывающее правительство разработать соответствующий законопроект[14].

9 мая 2012 года Правовой комитет Бундестага[de] рекомендовал предложенный ранее законопроект «зелёных» к отклонению. В комитете его поддержали лишь левые и социал-демократы. Против выступили представители христианских демократов, свободные демократы и четыре члена «зелёных»[15]. При этом, свободные демократы подчинились давлению своих партнёров по коалиции[15], несмотря на то, что ещё в апреле 2012 года включали в свою партийную программу легализацию однополых браков[16]. 28 июня 2012 года в Бундестаге состоялись слушания по законопроекту «зелёных»[17]. По требованию «зелёных», голосования по законопроекту проходили открыто[18]. За принятие закона проголосовали 260 из 581 парламентариев, против — 309, воздержались — 12; не голосовали — 39[17][19]. Таким образом, законопроект был отвергнут.

Голосование 28 июня 2012[19]
Фракция За Против Воздерж. Отсутств.
CDU/CSU 0 224 3 10
FDP 0 85 4 4
SPD 136 0 0 10
Grüne 65 0 0 3
Die Linke 59 0 5 12
Всего 260 309 12 39
       45% «за»
       53% «против»
       2% воздерж.

Одновременно «зелёными» было вынесено на голосование предложение, призывающее правительство разработать законопроект о полном уравнивании в правах браков и гражданских партнёрств в случае сохранения браков только для разнополых супругов[20]. За предложение проголосовали 265 из 583 парламентариев, против — 309, воздержалось 9, не голосовало — 37 человек[17][21]. Ранее правовой, семейный и финансовый комитеты Бундестага также рекомендовали отклонить это требование[17]. Основным аргументом христианских демократов против уравнивания однополых партнёров с разнополыми супругами являлось «сомнение в том, что полноправное усыновление детей однополыми парами полезно для детей»[17].

Законодательные инициативы и парламентские дебаты (2013—2017)

22 марта 2013 года бундесрат, в котором после очередных выборов большинство мест заняли представители социал-демократов и зелёных, поддержал инициативу правительств Гамбурга и других земель о легализации однополых браков[22]. Однако требование земель было проигнорировано в бундестаге. В июне 2015 года после референдума в Ирландии, легализовавшего однополые браки в этой стране, бундесрат снова внёс в бундестаг заявление с требованием к правительству принять закон об однополых браках. Параллельно в бундестаг был предложен и законопроект, разработанный правительствами земель Рейнланд-Пфальц, Баден-Вюртемберг, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия[23].

В октябре 2013 года второй законопроект о легализации однополых браков был внесён фракцией Левой партии[24]. После первых дебатов в бундестаге, состоявшихся в декабре 2013 года, законопроект был блокирован фракцией ХДС/ХСС и отправлен на рассмотрение в правовой комитет[25]. В июне 2015 года фракция «зелёных» внесла в бундестаг ещё один законопроект об однополых браках. Первое чтение документа состоялось 18 июня, после чего он также был отправлен в правовой комитет, где с декабря 2013 года уже «лежал» и законопроект «левых»[26].

Таким образом, к лету 2017 года в Правовом комитете бундестага на рассмотрении находилось уже три различных законопроекта о легализации однополых браков. По причине того, что правящая коалиция долгое время не могла договориться по этому вопросу, рассмотрение этих документов в правовом комитете в течение нескольких лет переносилось из заседания к заседанию и не допускалось для повторного рассмотрения в парламенте. В мае 2017 года представители Партии зелёных подали заявление в Конституционный суд Германии с просьбой обязать Правовой комитет принять решение по данным законопроектам не позднее 30 июня 2017 года — дата последнего заседания до новых парламентских выборов[3]. Однако 20 июня Конституционный суд отклонил иск «зелёных», обосновав это отсутствием у парламента обязанности принимать окончательное решение по тем или иным законопроектам в течение определённого выборного периода[27].

Легализация летом 2017 года

В ходе предвыборной кампании летом 2017 года партии SPD, FDP и «Зелёные» объявили требование о легализации однополых браков как одно из условий создание правящей коалиции[28]. 26 июня 2017 года канцлер Германии Ангела Меркель в одном из интервью сделала неожиданное для всех заявление о том, что голосование по вопросу однополых браков в парламенте должно быть решением по совести (нем. Gewissensentscheidung), а не навязанным решением большинства. Это высказывание было истолковано как разрешение голосовать по вопросу легализации однополых браков по личной совести, не придерживаясь партийной дисциплины[29][30].

Представители «социал-демократов», ухватившись за слова Меркель, 30 июня при поддержке «зелёных» и «левых» преодолели ХДС/ХСС и смогли внести на повестку дня последнего парламентского заседания законопроект, с 2015 года находящийся в правовом комитете. Большинством голосов (393 — «за», 226 — «против») депутаты проголосовали за законопроект бундесрата, разрешающий однополым парам заключать брак (с правом на усыновление детей). Голосование проходило открыто и поимённо[31][32][30]. Сама Меркель проголосовала против, при этом около четверти членов её партии проголосовали за легализацию однополых браков[33]. Председатель фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фолькер Каудер[de] резко раскритиковал поведение SPD и назвал решение своего партнёра по коалиции «нарушением доверия»[34]. Предположительно 7 июля 2017 года законопроект будет рассмотрен бундесратом. В случае отклонения законопроекта бундесратом (что маловероятно, так как он был им самим же и предложен), он будет снова отправлен в бундестаг, где вето бундесрата должно быть преодолено абсолютным большинством[35].

Голосование 30 июня 2017[35]
Фракция За Против Воздерж. Отсутств.
CDU/CSU 75 225 4 5
SPD 192 0 0 1
Grüne 63 0 0 0
Die Linke 63 0 0 1
Беспарт. 0 1 0 0
Всего 393 226 4 7
       63% «за»
       36% «против»
       1% воздерж.

Споры о соответствии закона конституции ФРГ

Статья 6 Конституции ФРГ

По мнению бывшего президента Конституционного суда Ханса-Юргена Папира[de], для вступления закона в силу необходимо изменение конституции, так как Конституционный суд в своих предыдущих решениях всегда истолковывал брак как союз мужчины и женщины. Сегодняшний президент Конституционного суда Йоханес Зингхаммер[de] ожидает в связи с этим поступления исков против однополых браков. В то же время есть и противоположные мнения. В частности, представители СДПГ настаивают на том, что изменение конституции не требуется, так как само определение брака в ней не даётся, а статья 6 утверждает лишь, что «брак и семья стоят под особой защитой государства». Таким образом, утверждение о том, что брак — это непременно союз мужчины и женщины, напрямую не содержится в тексте Конституции ФРГ, а является толкованием Конституционного суда, которое может также меняться в зависимости от происходящих в обществе социальных изменений, что уже нераз случалось в конституционной истории ФРГ[36][37][38]. В частности, в своём решении от 19 февраля 2013 года, касающемся прав на многоступенчатое усыновление в зарегистрированных партнёрствах, суд отметил, что если зарегистрированные партнёры проживают совместно с родным или приёмным ребёнком одного из партнёров в социально-семейной общности, то они образуют семью, которая также должна быть защищена в соответствии со статьёй 6 Конституции Германии[39].

Член бундестага от фракции ХДС/ХСС Ханс-Петер Уль[de] уже заявил о намерении подать жалобу в Конституционный суд с просьбой проверить принятый закон на соответствие Конституции ФРГ[32]. С аналогичными заявлениями выступила и не представленная в бундестаге партия «Альтернатива для Германии». По мнению министра внутренних дел страны Томаса де Мезьера, который сам голосовал против закона, у противников однополых браков в конституционном суде будут хорошие шансы для отмены закона[40][41]. В случае реальной подачи конституционной жалобы, окончательное решение по однополым бракам может затянуться ещё на месяцы или даже годы. В то же время, конституционная жалоба на проверку какого-либо закона на соответствие конституции может быть подана лишь лицами, которые непосредственно считают себя пострадавшими от этого закона. Поэтому попытка опротестования закона в Конституционном суде со стороны частных лиц — противников однополых браков невозможна. Однако, по законам ФРГ, абстрактная проверка конституционности любого закона может быть инициирована самим федеральным правительством Германии, либо группой депутатов бундестага (не менее четверти его состава), либо правительства какой-либо земли[42].

Значение решения

После вступления закона в силу однополые пары смогут регистрировать браки точно так же, как и разнополые, то есть однополые супруги получат те же самые права, что и разнополые, включая возможность совместного усыновления детей, что не было разрешено для партнёров, состоящих в гражданском союзе. Существующий с 2001 года институт гражданских союзов будет упразднён. Уже заключённые союзы продолжат своё действие в виде «как есть» и не будут автоматически преобразованы в браки. Однако состоящие в них однополые партнёры смогут по заявлению преобразовать партнёрство в полноценный брак[43]. Закон вступит в силу через три месяца после официальной публикации в официальном парламентском вестнике. Предположительно, это случится в сентябре 2017 года[44].

Закон об однополых браках не изменяет правил, по которым законадательно определяются родители новорождённых детей. Согласно § 1591—1592 Гражданского кодекса ФРГ, матерью ребёнка считается родившая его женщина. Отцом ребёнка автоматически признаётся супруг матери, если он не опротестовавыет отцовства. При этом по закону совершенно не важно, является ли этот мужчина, действительно, биологическим отцом ребёнка. Новый закон не распространил это правило на супругу матери. Она может получить право также называться матерью ребёнка, но лишь после процедуры усыновления[45][46].

См. также

Примечания

  1. Studie zu Einstellungen gegenüber Lesben, Schwulen und Bisexuellen: Mehr als 80 Prozent der Menschen in Deutschland für Ehe für alle (нем.). Antidiskriminierungsstelle des Bundes (12. Januar 2017). Проверено 17 июня 2017.
  2. Homo-Ehe: SPD will die Ehe für alle noch vor der Bundestagswahl (нем.). Zeit online (28. März 2017). Проверено 17 июня 2017.
  3. ↑ Grüne wollen Abstimmung über Homo-Ehe erzwingen (нем.). Der Tagesspiegel (18. Mai 2017). Проверено 17 июня 2017.
  4. Ausländische Ehe wird in Deutschland zur Lebenspartnerschaft // Queer.de, 01.07.2011 (нем.)
  5. Scheidungszwang für Transsexuelle verfassungswidrig // Queer.de, 24.07.2008 (нем.)
  6. Ehe-Öffnung in Deutschland — für Transsexuelle // Queer.de, 15.06.2009 (нем.)
  7. Berliner Senat für Öffnung der Ehe (нем.). Queer.de (31. März 2010). Проверено 2 июля 2017.
  8. Bundesrat lehnt Gleichstellung ab (нем.). Queer.de (24. September 2010). Проверено 2 июля 2017.
  9. Hamburg beschließt Bundesratsiniative für Ehe-Öffnung (нем.). Queer.de (23. Juni 2011). Проверено 2 июля 2017.
  10. Bundestag: Grüne beantragen Ehe-Öffnung (нем.). Queer.de (1. Juli 2011). Проверено 2 июля 2017.
  11. Debatte im Bundestag: Kindes-Wohl statt Ehe-Öffnung // Queer.de, 21.09.2011 (нем.)
  12. Немецкие социал-демократы единогласно поддержали легализацию однополых браков // GayRussia, 07.12.2011
  13. SPD will Ehe für Schwule und Lesben öffnen // Queer.de, 07.12.2011 (нем.)
  14. Vorstoß im Bundestag: SPD kündigt Antrag auf Ehe-Öffnung an (нем.). Queer.de (14. Dezember 2011). Проверено 17 июня 2017.
  15. ↑ Bundestagsausschuss lehnt Öffnung der Ehe ab (нем.). Queer.de (9. Mai 2012). Проверено 29 июня 2012.
  16. FDP fordert Ehe-Öffnung im Grundsatzprogramm (нем.). Queer.de (23. April 2012). Проверено 29 июня 2012.
  17. ↑ Bundestag stimmt für Beibehaltung der Diskriminierung (нем.). Queer.de (28. Juni 2012). Проверено 29 июня 2012.
  18. Ehe-Öffnung im Bundestag: Die Stunde der Wahrheit (нем.). Queer.de (28. Juni 2012). Проверено 29 июня 2012.
  19. ↑ Архивировано 4 августа 2012 года.
  20. Entschließungsantrag: Verfassungsmäßigkeit der bestehenden Ungleichbehandlung eingetragener Lebenspartnerschaften gegenüber Ehen (нем.). Deutscher Bundestag (27. Juni 2012). Проверено 29 июня 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  21. Endgültiges Ergebnis der Namentlichen Abstimmung zum Entschließungsantrag (нем.). Архивировано 4 августа 2012 года.
  22. Bundesrat dringt auf vollständige Gleichstellung der Homo-Ehe (нем.). Süddeutsche Zeitung (22. März 2013). Проверено 2 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  23. Rot-Rot-Grün für gleiche Rechte: Bundesrat stimmt für die Ehe für alle (нем.). Queer.de (12. Juni 2015). Проверено 21 июня 2015.
  24. Neuer Anlauf: Linksfraktion bringt Gesetzentwurf zur Ehe-Öffnung ein (нем.). Queer.de (25. Oktober 2013). Проверено 21 июня 2015.
  25. Entwurf der Linken Ehe-Öffnung: Union blockiert weiter, SPD setzt auf Zeit (нем.). Queer.de (19. Dezember 2013). Проверено 21 июня 2015.
  26. Debatte im Bundestag: Opposition will Regierung bis zur Ehe-Öffnung nerven (нем.). Queer.de (18. Juni 2015). Проверено 21 июня 2015.
  27. Bundesverfassungsgericht: Grüne scheitern mit Eilanträgen zur Ehe für alle (нем.). Der Tagesspiegel (20. Juni 2017). Проверено 1 июля 2017.
  28. Ehe für alle: Seehofer findet Koalitionsbedingung bedauerlich (нем.). Deutschlandfunk (27. Juni 2017). Проверено 1 июля 2017.
  29. Bundestag: Die Ehe für alle kommt (нем.). Süddeutsche Zeitung (27. Juni 2017). Проверено 1 июля 2017.
  30. ↑ Парламент Германии проголосовал за легализацию гей-браков. BBC (30 июня 2017). Проверено 30 июня 2017.
  31. Bundestag beschließt die Ehe für alle (нем.). Süddeutsche Zeitung (30. Juni 2017). Проверено 30 июня 2017.
  32. ↑ Bundestagsentscheidung: Ehe für alle beschlossen (нем.). mdr (30. Juni 2017). Проверено 30 июня 2017.
  33. Diese Unionsabgeordneten stimmten für die Ehe für alle. Welt N24 (30 июня 2017). Проверено 30 июня 2017.
  34. Ehe für alle: Kauder wirft SPD Vertrauensbruch vor (нем.). Deutscjlandfunk (27. Juni 2017). Проверено 1 июля 2017.
  35. ↑ Bundestag: Große Mehrheit stimmt für Ehe für alle (нем.). Zein online (30. Juni 2017). Проверено 30 июня 2017.
  36. Ex-Verfassungsrichter hält Ehe für alle für verfassungswidrig (нем.). Zeit online (1. Juli 2017). Проверено 1 июля 2017.
  37. Mögliche Verfassungsklage: Kann die Ehe für alle noch scheitern? (нем.). Spiegel online (1. Juli 2017). Проверено 1 июля 2017.
  38. he für alle: Kauder rechnet mit Verfassungsklage (нем.). Zeit online (1. Juli 2017). Проверено 1 июля 2017.
  39. Leitsätze zum Urteil des Ersten Senats (1 BvL 1/11) (нем.). Bundesverfassungsgericht (19. Februar 2013). Проверено 2 июля 2017.
  40. Bundesverfassungsgericht: AfD will gegen Ehe für alle klagen (нем.). Spiegel online (2. Juli 2017). Проверено 2 июля 2017.
  41. De Maizière: Ehe für alle verfassungswidrig (нем.). n-tv (2. Juli 2017). Проверено 2 июля 2017.
  42. Könnte eine Klage gegen die Ehe für alle erfolgreich sein? (нем.). Zeit online (2. Juli 2017). Проверено 7 февраля 2017.
  43. Das ändert sich durch die Ehe für alle (нем.). Süddeutsche Zeitung (30. Juni 2017). Проверено 30 июня 2017.
  44. Die Ehe für alle gilt frühestens ab Herbst (нем.). RP online (30. Juni 2017). Проверено 30 июня 2017.
  45. Ehe für alle: Anwälte sehen Rechtsunsicherheiten (нем.). mdr (29. Juni 2017). Проверено 2 июля 2017.
  46. Die Ehe für alle bedeutet nicht das Ende der Diskriminierung (нем.). idowa.de (1. Juli 2017). Проверено 2 июля 2017.

Ссылки

  • Страница законопроекта на официальном сайте бундестага (нем.)
  • Deutscher Bundestag: Mehrheit im Bundestag für die «Ehe für alle» (нем.)
  • LSVD: Fragen und Anworten zur Öffnung der Ehe (нем.)
  • LSVD: Ratgeber zur Ehe für alle (нем.)
  • Die Frage der Verfassungsmäßigkeit der Öffnung der Ehe für gleichgeschlechtliche Paare: Gutachten für die Friedrich-Ebert-Stiftung (нем.)
  • Ehe für alle: Umstritten bis zuletzt (нем.)

Однополые браки в Германии.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01