Lt304888.ru

Туристические услуги

Половое воспитание

19-10-2023

Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания. [1]

Своей целью половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты. [1]

Содержание

История полового воспитания и его актуальность

В течение многих веков трактовка вопросов полового воспитания определялась традициями, освященными религией. Только в XX в. начались попытки научного подхода к проблемам полового воспитания . Во 2-й половине XX в. повсеместно возникает интерес к ним со стороны не только специалистов — педагогов, сексологов и др., но и общественности, государственных органов. [1]Это связано, в частности, с распространением среди молодёжи многих стран взглядов, отрицающих какие-либо ограничения и моральные нормы в половой жизни («единая половая мораль — свободная любовь»), с ростом ЗППП, ВИЧ/СПИД, частоты подростковой беременности , абортов и родов у несовершеннолетних и т. д. [1] [2]

Половое воспитание в странах мира

В СССР и в других социалистических странах уделялось значительное внимание вопросам методики полового воспитания подрастающего поколения. Однако данные о его эффективности не публиковались. Накопленный методический материал, по-видимому, неизвестен на Западе.[1][2] Нет свидетельства о применении понятия «половое воспитание» за рубежом[источник не указан 1124 дня]. Между тем, элементы полового воспитания присутствуют в структуре воспитания индивида в странах Запада. Их охватывает приведенная ниже таблица "Обязанности воспитателя/родителя ". [3]

Потребность подростка Задача перед воспитателем
Физическая безопасность — безопасность тела подростка и его жизни Обеспечить физическую безопасность: место обитания, одежду, пищу
Защитить подростка от опасностей — физическая забота
Физическое развитие — приемлемые условия для роста подростка здоровым Обеспечить подростка средствами физического развития
Тренировать тело подростка, ввести упражнения
Развивать привычки к поддержанию здоровья
Обеспечить защиту его интеллекта — условия, в которых сможет развиться разум подростка Создать атмосферу мира и справедливости, уважения достоинства других
Создать среду, свободную от страха, угроз и нарушения прав
Развитие интеллекта — предоставление подростку возможности учиться Чтение, письмо, счёт и т. д.
Поддержка и/или предоставление обучения, связанного со школой
Обучение социальным навыкам и этикету
Моральное и духовное развитие. Создание этической системы и системы ценностей с социальными нормами, которые внесут вклад в убеждения подростка, его культуру и обычаи
Эмоциональная безопасность — помочь защите психики подростка Предоставить подростку безопасное и любящее окружение
Создать у подростка ощущение, что его любят, что он нужен, что его приветствуют
Эмоциональная поддержка, поощрение
Привязанность, ласка, близость, доступность и т.д
Эмоциональное развитие — развитие у подростка способности любить, заботиться, помогать и т. д. Демонстрация симпатии и сочувствия к более молодым, пожилым и более слабым, к больным лицам и т. д.
Забота о других, помощь бабушке и дедушке и т. д.

Элементы полового воспитания включены в программы широко распространённого в странах Запада «сексуального просвещения». [4]Последнее, как известно, занимается подробным ознакомлением детей и подростков (начиная со старшего дошкольного и младшего школьного возрастов) с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и др. сведениями, касающимися вопросов пола и половой жизни. Удельный вес вопросов полового воспитания в более поздних и более совершенных программах сексуального просвещения (Нидерланды и США) возрастает. [2][5][6]

Методика полового воспитания в СССР

Она охватывала возрастные периоды от раннего детства (2-3 года), подросткового возраста (12-16 лет) до юношеского возраста (16-21 год). Методика включала пять этапов. Половое просвещение вводилось в половое воспитание на 4-5 этапе (начиная с 8-го класса средней школы). [7]

Принципы методики полового воспитания в СССР

Половое воспитание вытекало из общих принципов воспитательной работы в СССР:

  • оно проводилось как составная часть общего комплекса учебно-воспитательных мероприятий в семье, дошкольных учреждениях, школе, молодёжных организациях и т. д. на основе единого подхода со стороны родителей , педагогов и воспитателей, медицинских работников; [8]
  • оно имело дифференцированный

— в соответствии с полом, возрастом и степенью подготовленности ребёнка (родителей) — и поэтапный (преемственный) характер; [9]

  • оно подразумевало сочетание с благоприятной нравственной атмосферой и гигиеническими условиями.[10]

Первый этап полового воспитания детей в СССР

Этот этап охватывал детей младшего и дошкольного возрастов. На этапе проводилось обучение детей элементарным гигиеническими навыкам и правилам поведения. Для родителей подчёркивалась важность ухода, направление ухода на устранение возможности раздражения эрогенных зон ребёнка (в первую очередь в области половых органов) неудобной одеждой, паразитирующими в толстом кишечнике глистами (острицами) и др. [11] В 2-3 года у ребёнка формировалось сознание принадлежности к определённому полу, появлялось понимание различий в строении тела мальчика и девочки, возникали вопросы типа «Откуда я взялся?». Эти наблюдения и вопросы — следствие естественного процесса познавания окружающего мира, они не имели ещё сексуального характера. Отвечать на них рекомендовалось в доступной ребёнку форме, кратко, без излишней детализации (например, без описания строения и функции половых органов), так как такая детализация могла пробудить у ребёнка интерес к сексуальным подробностям, о которых он не подозревал и, естественно, не спрашивал. [12] [1] Поскольку, как правило, более точный ответ на вопрос «Откуда берутся детиребёнок стремился получить лишь в 5-7-летнем возрасте, а вопрос о роли отца в его рождении начинал возникать у ребёнка в 6-8 лет [13]то до этого времени детей вполне удовлетворяли формальные ответы типа: «Я родила тебя в родильном доме», «Ты вырос у меня в животике» и т. п. Рекомендовалось приводить примеры из жизни животных , но не следовало уклоняться от истинного ответа или прибегать к сказкам о «капусте», «аистах», «базаре» и т. п. Смущение старших, их отказ ответить на вопрос или вскоре разоблачаемая ложь вызывали недоверие ребёнка к ним, обострённый интерес к таинственной стороне жизни и потребность удовлетворить любопытство с помощью более «осведомлённых» старших товарищей.[13]

Второй этап полового воспитания детей в СССР

Детей младшего школьного возраста обучали общим морально-этическим и гигиеническим правилам, важным для нормального полового развития. Существенную роль, как и на др. этапах полового воспитания, играла организация рационального режима и питания. [14]В дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнок мог влюбляться (чаще в старшего, обычно красивого или сильного человека), старался быть ближе к любимому, ласкаться, ухаживать за ним. В таких случаях не следовало фиксировать внимание на этой влюблённости, надо было постараться переключить внимание ребёнка на новые игры, чтение и др. занятия. Влюблённость проходила сама. Как и на др. этапах полового воспитания, были важны положительные примеры корректных взаимоотношений родителей и других взрослых. [1]

Третий этап полового воспитания подростков в СССР

Этот этап соответствовал периоду полового созревания. Как правило, этот период не сопровождался нарушениями в состоянии здоровья; могли наблюдаться повышенная утомляемость, раздражительность, снижение внимания. Задача родителей состояла в том, чтобы сообщить ребёнку необходимые сведения о физиологических особенностях растущего организма и обучить его соответствующим специальным правилам гигиены. [15] Прежде всего родителям нужно было подготовить девочку к появлению менструаций. По данным опросов того времени, 70 % девочек узнавали об этом именно от матерей. Мальчика надо было подготовить к поллюциям. Было необходимо научить девочек правилам специального туалета, ведения менструального дневника, рассказать об одежде, питании, режиме в эти периоды и т. д. Мальчики также должны были быть ориентированы, что поллюции —естественное явление и что они требуют соблюдения элементарной гигиены. Была необходима настойчивая, но тактичная борьба с нередким в это время злоупотреблением мастурбацией, которая не должна была принимать формы запугивания её «страшными» последствиями. [16][17][1]

Четвёртый и пятый этапы полового воспитания юношей и девушек в СССР

Основная задача 4-го и 5-го этапов полового воспитания (соответственно подростков старшего школьного возраста и юношей и девушек, окончивших школу) состояла в освещении вопросов взаимоотношения полов как комплексной нравственной, социальной и гигиенической проблемы, в изложении основ гигиены половой жизни, в профилактике ЗППП, незапланированных беременностей и абортов, в морально-этических вопросах и гигиене брака.[18][19] В методике полового воспитания признавалось, что начиная с периода полового созревания подростки искали и утверждали свои идеалы; были очень критичны, легко шли на конфликты со взрослыми, часто переоценивали собственные нравственные достоинства или, наоборот, страдали от своих воображаемых недостатков. Основным мотивом поведения пробуждающейся женщины постепенно становилось желание нравиться окружающим, затем — представителям именно мужского пола, стремление к сопереживанию, к любви и ласке. Чтобы привлечь к себе внимание, девочки старались улучшить свою внешность модной причёской, одеждой, косметикой. Одновременно усиливался интерес к более точным сведениям о «тайнах» любви. [20] Юноши утверждали своё «я» под девизом «всё могу как взрослый» (в том числе курить, пить алкогольные напитки и пр.), начинали присматриваться к девушкам. Нередко прежние привязанности к подругамдевочки) и товарищаммальчиков) постепенно отходили на второй план. Молодые люди стремились подавить в себе неясные желания, но не знали, как это сделать, не умели найти себя в обществе сверстников противоположного пола, часто искали помощи и поддержки со стороны взрослых, но только при условии их тактичности. Советы родителей и учителей относительно поведения принимались юношами и девушками с благодарностью, если они не носили характера императива или запрета (в этом случае запрет явно или тайно нарушался). Умение взрослого видеть прекрасное (в природе, искусстве, труде, человеке), сделать себя приятным для других, уважительно, бережно относиться к окружающим привлекало внимание молодого человека и оказывало на него влияние. [21] [1]

Силы и средства методики полового воспитания в СССР

Половое воспитание проводилось родителями в семье, медицинскими работниками и педагогами (воспитателями) в учебных заведениях (во время учебных или внеклассных занятий) или производственных коллективах (лекции, беседы, брошюры, научно-популярные кинофильмы, тематические вечера и т. д.), загсами, культурно-просветительными и медицинскими учреждениями .[1]

Примечание

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Большая советская энциклопедия «Половое воспитание»
  2. 1 2 3 Davies, Martin (2000). The Blackwell encyclopaedia of social work. Wiley-Blackwell. pp. 245. ISBN 978-0-631-21451-9.
  3. Parenting For Everyone (Педагогика для всех, 2000, ISBN 5-8246-0042-2)
  4. Press Release: «Troubled Teen Son…» 2009
  5. Special Report: Christian Parenting 2001
  6. Dare to Discipline. Bantam, 1982. ISBN 0-553-20346-0
  7. Большая советская энциклопедия Возрастная физиология
  8. Хрипкова А. Г., Разговор на трудную тему. Заметки о половом воспитании, М., 1970;
  9. Хрипкова А. Г., Проблемы полового воспитания школьников, «Вестник АМН СССР», 1972, № 5:
  10. Хрипкова А. Г., Богданович Л. А., Шибаева А. Н., Продолжим разговор на трудную тему, М., 1973.
  11. Соломин Н. Л., О пропаганде санитарно-гигиенических навыков в половом воспитании подростков и молодёжи, «Советское здравоохранение», 1969, № 3;
  12. Нойберт P., Вопросы пола (Книга для молодёжи), пер. с нем., 2 изд., М., 1961;
  13. 1 2 Нойберт P., Что я скажу моему ребёнку?, М., 1971;
  14. Шибаева А. Н., Социально-гигиенические аспекты полового воспитания девочек и девушек, М., 1970;
  15. Скрипкин Ю. К., Ханонова О. Е., Гигиенические советы юношеству, М., 1970;
  16. Гыне И., Юноша превращается в мужчину, пер. с чеш., М., 1960;
  17. Петер Р., Шебек В., Гыне И., Девушка превращается в женщину, пер. с чеш., М., 1960;
  18. Свадковский И. ф., Нравственное воспитание, М., 1972;
  19. Калью П. И., Проблемы планирования семьи в зарубежных странах, М., 1973;
  20. Тарнавский Ю. Б., Блинов Г. М., Мальчики и девочки, М., 1972
  21. Имелинский К., Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М., 1972;

Половое воспитание.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01