Lt304888.ru

Туристические услуги

Сожжение в срубе

23-10-2023

Сожжение протопопа Аввакума (старообрядческая икона)

Сожжение в срубе — вид казни, возникший в Московском государстве в XVI веке, особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке, и использовавшийся ими же как способ самоубийства в XVII-XVIII веках.

Сожжение как способ казни стал довольно часто применяться на Руси в XVI веке во времена Ивана Грозного. В отличие от Западной Европы, на Руси приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах, что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища.

Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен, заполненную паклей и смолой. Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши — конструкция вроде дощатой загородки; в таком случае осуждённого опускали в него сверху. После этого сруб поджигался. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.

В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев. Таким образом были сожжены протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками (1 (11) апреля 1681 года, Пустозёрск), немецкий мистик Квирин Кульман (1689 год, Москва), а также, как утверждается в старообрядческих источниках[каких?], активный противник реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский (1656 год).

В XVIII веке оформилась секта, последователи которой почитали гибель посредством самосожжения духовным подвигом и необходимостью. Обычно самосожжение в срубах практиковалось в ожидании репрессивных действий властей. При появлении солдат сектанты запирались в молельном доме и поджигали его, не вступая в переговоры с представителями власти.

Последнее известное в русской истории сожжение произошло в 1770-е годы на Камчатке: в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку по приказу капитана Тенгинской крепости Шмалева.[1]

Содержание

Свидетельство Флетчера

Английский посланник Флетчер, проживший в Москве полгода (в 1588-1589 годах), стал свидетелем одной из казней:

…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.[2]

См. также

Примечания

  1. Записки Штейнгеля В. И. // Общественные движения в России в первую половину XIX века. Т. 1. — СПБ., 1905.
  2. Флетчер Д. О государстве Российском // Накануне смуты. — М., 1990. — С. 586.

Ссылки

  • Е. О. Шацкий. Русская православная церковь и сожжения
  • К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни
  • Из пыточной истории России: Сожжения заживо

Сожжение в срубе.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01