Lt304888.ru

Туристические услуги

Poena cullei

15-04-2023

Poena cullei (с лат. «казнь в мешке») — квалифицированный вид смертной казни, известный римскому уголовному праву.

Содержание

Poena cullei в Римском государстве

Заключалась в зашивании казнимого в кожаный мешок вместе с живыми змеёй, обезьяной, петухом и собакой с последующим утоплением мешка в водоёме.

Применялась за убийство родственников, прежде всего — отца (parricidium).[1]

Носила сакрально-символический характер, так как преступник, подвергавшийся poena cullei, уподоблялся соответствующим животным.

По свидетельству Цицерона, такому же наказанию подвергались и святотатцы («Кто украдёт или похитит предмет священный или доверенный священной охране, да будет „паррицидой“»).[2]

С принятием христианства Римской империей данная казнь не исчезла. Так, она была подтверждена законами Константина Великого, хотя последний распространил эту казнь и на детоубийц.[3]

Poena cullei сохранялась и в Византии, в частности, она предусматривается Сводом Юстиниана (Dig. 48.9.9; Inst. 4.18.6).[4]

Средневековая рецепция

Под влиянием рецепции римского права в Средние века была усвоена (в несколько видоизменённом виде) в ряде европейских стран.

Так, во французском своде обычного права «Livres de Jostice et de Plet» (1260 г.), созданном на основе Дигест Юстиниана, говорится о «казни в мешке» с петухом, собакой и змеёй (обезьяна не упомянута, видимо, по причинам редкости этого животного для средневековой Европы).

Несколько позже казнь, основанная на poena cullei, появилась и в Германии, где применялась в виде повешения преступника (вора) вверх ногами (иногда подвешивание осуществлялось за одну ногу) вместе (на одной виселице) с собакой (либо двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого). Данная казнь получила название «еврейской казни», поскольку со временем стала применяться исключительно к преступникам-евреям (к христианам применялась в редчайших случаях в XVI—XVII вв.).

«Еврейская казнь». Средневековая миниатюра.

«Еврейская казнь» применялась в Германии вплоть до Нового времени. При этом еврей, приговорённый к данному виду наказания, мог его избежать, приняв христианство. В таком случае его либо миловали, либо заменяли мучительную «еврейскую казнь» отрубанием головы.

Средневековые глоссаторы, комментируя соответствующие положения римского права, так объясняли символизм poena cullei:

  • Собака означает, что преступник не относился с должным уважением к своим родителям (поскольку собака бывает слепа первые девять дней своей жизни);
  • Петух означает само преступление;
  • Змея означает горе родителей казнимого;
  • Обезьяна символизирует самого преступника (внешнее сходство с человеком, но отсутствие права называться человеком в силу чудовищности совершённого преступления).

Собака приобретала дополнительное символическое значение именно в контексте «еврейской казни», поскольку как в иудейской, так и в христианской традициях собака рассматривалась как нечистое животное, олицетворявшее грех зависти.[5] Кроме того, собака (наряду с ослом, кошкой, свиньёй и некоторыми другими животными) включалась средневековыми теологами в т. н. «Дьявольский бестиарий», то есть перечень живых существ, являющихся помощниками Дьявола в земном мире.

См. также

Примечания

  1. Речь в защиту Секста Росция из Америи. (XXV)
  2. Книга 2. (22)
  3. Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого — Публикации Центра антиковедения СПбГУ
  4. Законодательные реформы Юстиниана
  5. См.: Тогоева О. И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия. М., 2006. С. 240.

Источники

  • Тогоева О. И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия. — М.: Наука, 2006. — ISBN 5-02-010360-8
  • Покровский И. А. История римского права
  • The Hanged Man and the «Jewish Execution»

Poena cullei.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01