15-04-2023
Poena cullei (с лат. «казнь в мешке») — квалифицированный вид смертной казни, известный римскому уголовному праву.
Содержание |
Заключалась в зашивании казнимого в кожаный мешок вместе с живыми змеёй, обезьяной, петухом и собакой с последующим утоплением мешка в водоёме.
Применялась за убийство родственников, прежде всего — отца (parricidium).[1]
Носила сакрально-символический характер, так как преступник, подвергавшийся poena cullei, уподоблялся соответствующим животным.
По свидетельству Цицерона, такому же наказанию подвергались и святотатцы («Кто украдёт или похитит предмет священный или доверенный священной охране, да будет „паррицидой“»).[2]
С принятием христианства Римской империей данная казнь не исчезла. Так, она была подтверждена законами Константина Великого, хотя последний распространил эту казнь и на детоубийц.[3]
Poena cullei сохранялась и в Византии, в частности, она предусматривается Сводом Юстиниана (Dig. 48.9.9; Inst. 4.18.6).[4]
Под влиянием рецепции римского права в Средние века была усвоена (в несколько видоизменённом виде) в ряде европейских стран.
Так, во французском своде обычного права «Livres de Jostice et de Plet» (1260 г.), созданном на основе Дигест Юстиниана, говорится о «казни в мешке» с петухом, собакой и змеёй (обезьяна не упомянута, видимо, по причинам редкости этого животного для средневековой Европы).
Несколько позже казнь, основанная на poena cullei, появилась и в Германии, где применялась в виде повешения преступника (вора) вверх ногами (иногда подвешивание осуществлялось за одну ногу) вместе (на одной виселице) с собакой (либо двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого). Данная казнь получила название «еврейской казни», поскольку со временем стала применяться исключительно к преступникам-евреям (к христианам применялась в редчайших случаях в XVI—XVII вв.).
«Еврейская казнь» применялась в Германии вплоть до Нового времени. При этом еврей, приговорённый к данному виду наказания, мог его избежать, приняв христианство. В таком случае его либо миловали, либо заменяли мучительную «еврейскую казнь» отрубанием головы.
Средневековые глоссаторы, комментируя соответствующие положения римского права, так объясняли символизм poena cullei:
Собака приобретала дополнительное символическое значение именно в контексте «еврейской казни», поскольку как в иудейской, так и в христианской традициях собака рассматривалась как нечистое животное, олицетворявшее грех зависти.[5] Кроме того, собака (наряду с ослом, кошкой, свиньёй и некоторыми другими животными) включалась средневековыми теологами в т. н. «Дьявольский бестиарий», то есть перечень живых существ, являющихся помощниками Дьявола в земном мире.
Смертная казнь | ||
---|---|---|
Настоящее время | ||
Исторические виды |
Damnatio ad bestias • Poena cullei • Гаррота • Гильотинирование • Дьявольский ветер • Замуровывание • Колесование • Кровавый орёл • Линчи • Повешение за ребро • Повешение, потрошение и четвертование • Погребение заживо • Посажение на кол • Потрошение • Распятие • Растаптывание слонами • Сварение в кипятке • Сдирание кожи • Сожжение • Сожжение в срубе • Утопление • Утробная кошка • Четвертование |
|
Прочее | Палач |
Poena cullei.