02-05-2023
Татарский пролив | |
В Татарском проливе | |
49°19′ с. ш. 141°13′ в. д. / 49.317° с. ш. 141.217° в. д. (O) (O) (T) | |
Связывает | Охотское море, Японское море |
Страна | Россия |
Разделяет | Евразия и остров Сахалин |
Ширина | 7,3-324 км |
Длина | 663 км |
Татарский пролив |
Тата́рский проли́в — пролив между материком Евразия и островом Сахалин, соединяет Японское и Охотское моря через пролив Невельского, Амурский лиман и Сахалинский залив.
Длина 663 км, ширина в южной части до 324 км, в северной части до 40 км, в самом узком месте (пролив Невельского) — 7,3 км, наименьшая глубина на фарватере — 8 м. Татарский пролив является наиболее холодной частью акватории Японского моря. В зимний период здесь формируется и локализуется более 90 % всего льда, наблюдаемого в Японском море. По многолетним данным продолжительность периода со льдом в Татарском проливе в силу его большой меридиональной протяженности, — от 40 — 80 дней в южной части пролива до 140—170 дней в северной его части. Толщина льда может достигать 1,5 м.
Во время правления Сталина была начата реализация идеи железнодорожного тоннеля на Сахалин, которая так и не была завершена[1]. Также, разрабатывался проект соединения материка с Сахалином дамбой, что могло заметно ослабить холодное Приморское течение и повлиять на климат востока Приморского края[2].
В 1968 году началась стройка Порта Восточного в незамерзающей бухте Врангеля, и проект был отложен на неопределённое время.
Происхождение названия объясняется тем, что термин «татары» в X—XVIII веках использовался во многих европейских языках по отношению не только к одному из многочисленных тюркоязычных народов — татарскому народу, в числе которых, например, казанские, крымские и сибирские татары, но и к большинству остальных тюркских народов Евразии (см. Тартария), проживавших ранее и проживающих ныне на территориях Причерноморья, восточнее и западнее Урала вплоть до Камчатки, Сахалина и Курильских островов[3].
Татарский пролив.