19-10-2023
Международный аэропорт Шереметьево | ||
---|---|---|
Терминал D | ||
Код IATA: SVO — Код ICAO: УУЕЕ (UUEE) | ||
Информация | ||
Страна | Россия | |
Регион | Московская область | |
Тип | гражданский | |
Эксплуатант | ОАО «Международный аэропорт „Шереметьево“» | |
Местонахождение | Московская область, город Химки
|
|
Базирующиеся авиакомпании | ||
Высота над уровнем моря | +192 м. | |
Координаты | ||
Местное время | UTC +4 | |
Время работы | круглосуточно | |
Веб-сайт | ||
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
Номер | Размеры | Покрытие |
07л/25п | 3550х60 | цементобетон |
07п/25л | 3700x60 | армобетон |
Статистика (2011) | ||
Пассажиро- оборот (год) |
▲ 22,55 млн (2010 — 19,32 млн) | |
Источники:[1][2][3] |
Аэропорт Шереметьево — один из шести основных аэропортов Москвы и Московской области, второй в России по объёму пассажиропотока (после Домодедово), также входит в двадцатку крупнейших аэропортов Европы.
Имеет статус международного. Расположен к северо-западу от Москвы, на территории городского округа Химки Московской области[4][5], между городами Химки и Лобня, примерно на равном расстоянии от центров каждого из них. Расстояние от МКАД по Ленинградскому шоссе до терминалов А, B, C — 13 км, до Терминалов D, E и F — 9 км.
Шереметьево — порт приписки национальной авиакомпании «Аэрофлот — Российские Авиалинии».
Аэропорт Шереметьево включает (по состоянию на лето 2012 года) шесть пассажирских терминалов: А, B (ранее терминал 1), С, D, E и F (ранее терминал 2) и грузовой терминал: "Шереметьево-карго". Компания-эксплуатант терминалов B, C, D, E и F — ОАО «Международный аэропорт „Шереметьево“» (ОАО МАШ; 83,04 % принадлежит государству, миноритарные пакеты у «Аэрофлота», Внешэкономбанка и банка ВТБ)[6].
Генеральный директор ОАО «МАШ» (с 12 мая 2005 года) — Михаил Василенко.[7][8][9]
Содержание |
С середины 1990-х годов до 2011 года территориальная принадлежность аэропорта оспаривалась властями Москвы[10]. При этом аэропорт формально всегда оставался в составе Московской области, поскольку в советский период г. Москве аэропорт официально не передавался[11], а в постсоветский период соглашений об изменении границ не подписывалось вплоть до 2011 года.
Согласно закону «О территориальном делении Москвы» с 1995 года территория аэропорта Шереметьево входила в состав Молжаниновского района Москвы[12], а согласно законам Московской области — городского округа Химки[13].
По соглашению о границе между субъектами федерации, принятому в сентябре 2011 года, территория аэропорта «Шереметьево» признана принадлежащей Московской области.[4]
Инициатором создания «Шереметьева» был тогдашний глава советского государства Н. С. Хрущев. По свидетельствам современников, он настолько был поражён размахом аэропорта «Хитроу» в Лондоне, где пребывал с государственным визитом, что прилетев обратно в СССР и выйдя из самолёта на вновь построенном военном аэродроме ВВС СССР «Шереметьевский», оглядел пустырь и сказал: «Пора бы и у нас построить такой аэропорт»[14]. Его слова были восприняты как руководство к действию, и постановлением правительства страны 31 июля 1959 года на базе бывшего военного аэродрома «Шереметьевский» был организован аэропорт «Шереметьево», а 12 августа 1959 года аэропорт уже принял первый рейсовый самолёт Ту-104 из Ленинграда. Первым аэровокзалом Шереметьево стало небольшое здание, располагающееся рядом с нынешним терминалом B (Шереметьево-1). Тогда же началось сооружение нового аэровокзала с терминалом-«рюмкой».
1 июля 1960 года в аэропорт «Шереметьево» была переведена из «Внукова» международная авиагруппа, таким образом аэропорт получил статус международного. Располагая самолётами типов: Ту-104, Ил-14 и Ил-18, «Аэрофлот» выполнял из Шереметьево рейсы в 23 зарубежных государства. За первый год работы аэропорт обслужил 50 тысяч пассажиров и 3 тысячи тонн почты и грузов.
С 1961 года из «Шереметьева» выполнялись специальные, чартерные и регулярные рейсы на Кубу, в США, в Канаду, Мексику, Аргентину и Австралию. 11 декабря 1964 года на базе международной авиагруппы было создано транспортное управление международных воздушных линий, в состав которого вошли воздушные суда для обслуживания международных перевозок из аэропорта «Шереметьево». К тому времени аэропорт одновременно принимал рейсы 20 зарубежных авиакомпаний.
Внешние изображения | |
---|---|
Схема аэропорта Шереметьево |
В том же году был введён в эксплуатацию аэровокзал «Шереметьево-1». Это сооружение было построено в передовом по меркам конца 50-х архитектурном стиле и по своей оригинальности стало в своё время лучшим из отечественных сооружений подобного типа. Архитектурной доминантой явилось посадочное здание, которое в народе получило название «рюмка» и ставшее изюминкой в облике Международного аэропорта «Шереметьево» на долгие годы.
К 1970 году аэропорт «Шереметьево» являлся самым крупным в СССР. За год аэропорт обслуживал более 1 млн пассажиров, рейсы 60 авиакомпаний мира. В преддверии проведения Московской Олимпиады, 17 ноября 1977 года был заложен первый камень в основание нового аэровокзала «Шереметьево-2», расположенного на месте старого терминала международных авиалиний. Весной 1980 года он был введён в эксплуатацию.
В 1985 году аэропорт «Шереметьево» обслужил 3,5 млн пассажиров. Регулярные полёты в зарубежные страны выполнялись по 172 маршрутам в 122 пункта 97 стран мира. В этом же году был введён в эксплуатацию международный грузовой аэровокзал с пропускной способностью до 150 тысяч тонн различных грузов.
К осени 2007 года в Международный аэропорт «Шереметьево» на регулярной основе совершают полёты более 70 авиакомпаний. Через шереметьевские терминалы проходят более 15 млн пассажиров в год. Это пятая часть общего количества пассажиров, отправленных из аэропортов Российской Федерации.
В первой половине 2000-х годов в «Шереметьево» начали ощущаться проблемы, связанные с нехваткой пропускной способности из-за повышения стандартов безопасности и очень неудобными средствами сообщения аэропорта с Москвой. Эти проблемы призвано было решить строительство двух новых терминалов и железнодорожного сообщения до Савёловского вокзала (действовало с 2008 по 2010 год) и Белорусского вокзала (действует с 2009 года).
В марте 2007 года открылся новый терминал C. Осенью 2008 года в здании терминала C открылась православная часовня (в декабре 2010 года также открыта часовня в терминале E).
В Международном аэропорту «Шереметьево» впервые в России установлена и успешно функционирует трёхуровневая система автоматического досмотра багажа, в которой используются интроскопы последнего поколения MVT и многофункциональный томограф Examiner. В рамках обеспечения высокого уровня безопасности на входах в терминальные комплексы аэропорта действуют пункты досмотра пассажиров и посетителей. В следующих пунктах предполётного досмотра специалисты-эксперты, используя современные приборы по диагностике жидкостей, выявляют запрещённые к перевозке жидкости и жидкосодержащие вещества.
В целях профилактики авиационных происшествий и предупреждения актов незаконного вмешательства в «Шереметьеве» также действуют такие системы безопасности, как:
На начало 2009 года Международный аэропорт «Шереметьево» — крупнейший российский аэропорт в части обеспечения регулярных международных перевозок (на его долю приходится более 60 % рынка).
«Шереметьево» сотрудничает с авиакомпаниями, представляющими альянсы Sky Team, Star Alliance. К 2015 году «Шереметьево» намерен стать лучшим аэропортом — хабом в Европе по качеству обслуживания пассажиров. Ожидается, что к 2015 году аэропорт будет обслуживать 35 млн пассажиров в год. Система менеджмента качества аэропорта сертифицирована по стандарту ISO 9001:2008.
Аэродром Шереметьево — первого класса, принимает все типы воздушных судов как отечественного, так и иностранного производства, кроме А-380. В 2002 году аэропорту присвоена III А категория ИКАО, позволяющая обеспечивать посадки воздушных судов при вертикальной видимости не менее 15 метров и при дальности видимости на взлётно-посадочной полосе (ВПП) не менее 200 метров. Взлёт выполняется при дальности видимости на взлётно-посадочной полосе (ВПП) не менее 200 метров, без ограничений по вертикальной видимости. Аэропорт располагает двумя параллельными ВПП (длиной 3550 и 3700 м) с цементобетонным и армобетонным покрытием соответственно, однако недостаточное расстояние между ВПП (менее 250 метров) не позволяет использовать их как две независимые ВПП , взлёт и посадка с (на) двух полос осуществляется с теми же интервалами безопасности, что и с одной ВПП. В связи с этим существует проект строительства 3-ей ВПП длиной 3200 метров, которая будет располагаться к северу от терминалов A и B. Эта полоса должна увеличить пропускную способность аэропорта вдвое. Однако реализация строительства осложнена переносом ряда населенных пунктов (включая деревню Исаково), вырубкой леса и рядом других проблем.
По состоянию на декабрь 2011 года в Шереметьево действует шесть терминалов: A, B, C, D, E и F. Также работает грузовой комплекс «Шереметьево-Карго», обслуживающий грузовые перевозки.
Терминал | Фото | Описание | Открыт |
---|---|---|---|
A | Расположен в северной части аэропорта, к востоку от терминала B. Предназначен для обслуживания пассажиров деловой авиации. Презентация терминала состоялась 21 декабря 2011 года. Начало работы терминала планируется на 15 января 2012 года. | 2012 | |
B | Был построен и введён в эксплутацию в 1961 году. Находится в северной части аэропорта, рядом с терминалом C. Делится на 3 здания: зал прилёта, зал вылета и «рюмку» - посадочный терминал, который получил своё название за похожую на рюмку форму. | 1961 | |
C | 12 марта 2007 года — открыт новый Терминал С международного класса. Его пропускная способность — 5 млн пассажиров в год. В здании терминала есть православная часовня, которая открылась осенью 2008 года. Расположен в северной части аэропорта, рядом с терминалом B. Обслуживает 5 млн человек в год или 1500 пассажиров в час, установлены 30 стоек регистрации, 36 кабин паспортного контроля, трёхуровневая автоматическая система досмотра багажа, автоматическая система сортировки багажа. Шесть стоянок терминала оснащено телескопическими трапами. Терминал С связан пешеходной галереей с многоярусной автомобильной парковкой на 1000 мест, общая площадь комплекса составляет 40 000 квадратных метров. | 2007 | |
D | «Аэрофлот» пытался реализовать проект нового терминала под пилотным названием Шереметьево-3 начиная с января 2001 года. Однако строительство началось только в сентябре 2005 года, когда окончательно стало ясно, что дальше медлить нельзя: Шереметьево впервые начало уступать по количеству пассажиров быстро развивающемуся конкуренту Домодедово, и к нему из Шереметьево ушли два крупных международных авиаперевозчика British Airways и SWISS. Строительство собственного терминала для «Аэрофлота» было одним из условий вступления авиаперевозчика в SkyTeam Alliance. По проекту площадь нового терминала должна была составить 172 000 кв. м, пропускная способность — 12 млн пассажиров в год.[15]. Подрядчик строительства — турецкая компания Enka, оператор строительства — ОАО «Терминал».[16].
Терминал D был построен при финансовом участии Внешэкономбанка, вошедшего в капитал ОАО «Терминал» и выдавшего ему кредит в 221 млн долларов США"[17]. Эти деньги, в свою очередь, были привлечен Внешэкономбанком в японских банках для целевого финансирования строительства нового терминала. 15 ноября 2009 года в 9:15 утра первый рейс из терминала D (новое официальное название Шереметьево-3) торжественно отправился в Сочи[18]. Стоимость строительства терминала D составила около миллиарда долларов[19]. Ряд экспертов полагал, что для окупаемости проекта при пассажиропотоке около 5 млн тариф за пользование аэровокзалом необходимо установить хотя бы на уровне 40$ c пассажира (проценты по кредиту около 10 %, срок окупаемости 10 лет, погашение 100 млн в год, отсюда ежегодные платежи — 200 млн, при названном пассажиропотоке дает указанную цифру), вместо нынешнего уровня 203 руб.[20]. До апреля 2012 года терминалом D, в отличие от других терминалов, управляла отдельная структура — ОАО «Терминал», контролировавшееся «Аэрофлотом». Весной 2012 года ОАО «Терминал» было присоединено к ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», в число акционеров которого вошли «Аэрофлот», «Внешэкономбанк» и ВТБ[6] |
2009 | |
E | 28 марта 2010 года был произведён тестовый запуск терминала E, этот терминал связал терминалы D и F. Пропускная способность данного терминала 7 млн пассажиров в год. | 2010 | |
F | Бывший «Шереметьево-2». Введён в эксплутацию весной 1980 года. Расположен он на юге аэропорта, рядом с терминалами D, E и железнодорожным терминалом. Здесь имеется пятнадцать стоянок, оборудованных телескопическими трапами. Пропускная способность 7 млн пассажиров в год. | 1980 |
Аэровокзал Шереметьево обладает общей пропускной способностью до 3500 пассажиров в час. На страны дальнего зарубежья (по состоянию на август 2008 года) приходится около половины всех рейсов, на страны СНГ — 6 %.
Около 70 % всех рейсов выполняет «Аэрофлот» и его дочерние предприятия «Донавиа» и «Нордавиа», на их долю приходится более 80 % внутрироссийских и две трети международных рейсов. Остальные компании представлены крупными национальными авиаперевозчиками, обслуживающими одно или несколько международных направлений, а также некоторыми российскими авиакомпаниями.
Транспортное сообщение с Москвой осуществляется следующим образом[21]:
От (From) | До (To) | ---> | <--- |
Белорусский вокзал | Терминалы D, E, F | электропоезда «Аэроэкспресс» | |
Станция Лобня Савёловского направления | Терминалы B, C | Автобусы 21, 38, 48 расписание (интервал: с багажом 10 мин, маршрутки — чаще) | |
Платформа Планерная Ленинградского направления | Терминалы B, C, D, F | Автобусы 817 (*->F->D->B->C), 851 (*->C->B->F->D) | Автобусы 817 (F->D->B->C->*), 851 (C->B->F->D->*) |
Станция метро Речной Вокзал | Терминалы B, C, D, F | Автобусы 851, 851Э (*->C->B->F->D) | Автобусы 851, 851Э (C->B->F->D->*) |
Станция метро Планерная | Терминалы B, C, D, F | 817 (*->F->D->B->C) | 817 (F->D->B->C->*) |
10 июня 2008 года было начато прямое пассажирское сообщение поездов «Аэроэкспресс» между Савёловским вокзалом Москвы и аэропортом Шереметьево. Были специально построено ответвление от основной линии Савёловского направления и железнодорожный терминал в аэропорту, находящийся в южном комплексе около терминала Е. Строительство железнодорожной линии обошлось в 4,2 млрд руб., железнодорожного терминала — примерно в 125 млн $. Для обслуживания линии у «Трансмашхолдинга» было закуплено четыре новых электропоезда стоимостью 250 млн руб. каждый[22]. Интервал движения поездов составил преимущественно 30 минут, время в пути — 35 минут. При вылете в терминале на Савёловском вокзале можно было пройти регистрацию и оформить багаж для последующей его транспортировки в Шереметьево.
28 августа 2009 года маршрут был продлён до Белорусского вокзала столицы[23][24]. С 30 мая 2010 года остановка поездов «Аэроэкспресс» на Савёловском вокзале была отменена.
Кроме того, планируется строительство линии скоростной транспортной системы до терминала D от комплекса «Москва-Сити».
От станций метро «Речной вокзал» и «Планерная» до аэропорта ходят автобусы (№ 851С экспресс, 817, 851) и маршрутные такси (№ 949, 948, 200М). От железнодорожной станции Лобня до терминалов B и C можно доехать на автобусе или маршрутном такси № 21. Конечная остановка этого маршрута находится на расстоянии около 200 м от входа в зону вылета терминала B, и около 400 м от входа в терминал C. На этой остановке останавливаются также маршруты № 38 (ст. Долгопрудная — ст. Лобня), № 41 (ст. Химки — ст. Лобня, 4 раза в день), № 48 (ст. Лобня — Дубровки). До терминала F можно добраться на автобусах маршрутов № 41 (ст. Химки — ст. Лобня, 4 раза в день), № 43 (ст. Химки — Ивакино, 6 раз в день. От терминала С до терминала F можно доехать автобусом № 851 и № 851С, а также на маршрутном такси № 20.
Подъехать к аэропорту на автомобиле можно либо от Ленинградского шоссе по Международному или Шереметьевскому шоссе, либо от Дмитровского шоссе. Вокруг аэропорта оборудовано более 10 платных парковок. Цены на парковку варьируются от 150 до 1200 рублей в сутки в зависимости от расположения.
Так как терминалы B и С находятся в северной части аэропорта, а пункт прибытия поездов «Аэроэкспресс» и терминалы D, E и F находятся в южной, то возникает необходимость добраться от одного терминала до другого. Это можно сделать на бесплатном автобусе, который курсирует по внутренней дороге из терминала Е до терминала В (и наоборот) при наличии распечатки билета. Терминалы D, E, F и железнодорожная станция «Терминал Шереметьево» объединены в единый комплекс.
Если существует необходимость вылета из терминала B или C, о рекомендуется воспользоваться не аэроэкспрессом, а региональным экспрессом или обычным электропоездом (в частности из Москва-Сити) до станции Лобня, далее частоходящим автобусом 21, не выезжающим на пробочное кольцо. Время в пути по расписанию 14 минут, с учётом ожидания автобуса в любом случае не превышает 40 минут.
В аэропорту и в непосредственной близости от него работают следующие гостиницы: «Новотель Шереметьево», «Мидленд Шереметьево», «Парк Инн Аэропорт Шереметьево, Москва», капсульный отель «Воздушный экспресс», «Профилакторий», «Кора-вип», «Атланта Шереметьево», «Аэро Плаза» (в районе терминала С), «MONA».
Пассажирооборот всех терминалов аэропорта «Шереметьево» в 2009 году составил 14,76 млн человек (в 2008 году — 15,21 млн)[25][26][27].
В 2008 году выручка ОАО "Международный аэропорт «Шереметьево» составила 7,217 млрд руб. (без учёта дочерних компаний), что на 15 % превышает аналогичный показатель 2007 года. Чистая прибыль — 561 млн рублей. Операционная прибыль — 1,603 млрд (рост на 21 %). Выручка от авиационной коммерческой деятельности за 2008 — 4,663 млрд руб. (выросла на 6 %). За 2008 год выручка от неавиационной коммерческой деятельности — 2,554 млрд руб. (рост 37 %).[28]
год | 1990 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Пассажирооборот млн пасс. | 11[29] | 15,1[30] | 14,6[31] | 19,3[32] | 22,6 |
В аэропорту Шереметьево имели место некоторые происшествия и катастрофы[33], в частности:
Аэропорт «Шереметьево» в Викиновостях? |
Шереметьево (аэропорт).