05-06-2023
Диалоги Платона |
||
Диалоги даны в последовательности, установленной Трасиллом |
||
Первая тетралогия : | ||
Евтифрон, или О благочестии | ||
Апология Сократа | ||
Критон, или О должном | ||
Федон, или О душе | ||
Вторая тетралогия : | ||
Кратил, или О правильности имен | ||
Теэтет, или О знании | ||
Софист, или О сущем | ||
Политик, или о Царской власти | ||
Третья тетралогия : | ||
Парменид, или Об идеях | ||
Филеб, или О наслаждении | ||
Пир, или О благе | ||
Федр, или О любви | ||
Четвертая тетралогия : | ||
Алкивиад Первый | ||
Алкивиад Второй, или О молитве | ||
Гиппарх, или Сребролюбец | ||
Соперники, или О философии | ||
Пятая тетралогия : | ||
Феаг, или О философии | ||
Хармид, или Об умеренности | ||
Лахет, или О мужестве | ||
Лисий, или О дружбе | ||
Шестая тетралогия : | ||
Евфидем, или Спорщик | ||
Протагор, или Софисты | ||
Горгий, или О риторике | ||
Менон, или О добродетели | ||
Седьмая тетралогия : | ||
Гиппий первый, или О прекрасном | ||
Гиппий второй, или О должном | ||
Ион, или об Илиаде | ||
Менексен, или Надгробное слово | ||
Восьмая тетралогия : | ||
Клитофонт, или Вступление | ||
Государство, или О справедливости | ||
Тимей, или О природе | ||
Критий, или Атлантида | ||
Девятая тетралогия : | ||
Минос, или О законе | ||
Законы, или О законодательстве | ||
Послезаконие, или Ночной совет, или Философ | ||
тринадцать Писем | ||
|
Алкивиад Первый (др.-греч. Ἀλκιβιάδης αʹ) — диалог Платона, описывающий события 434 г. до н.э., когда Алкивиад достиг 18 лет и получил право голоса в народном собрании, а значит, стал подумывать о политической деятельности[1]. Основной идеей диалога является побуждение к философии. Комментарии к этому диалогу писали такие философы как Гарпократион, Ямвлих, Прокл Диадох и Олимпиодор[2]
Участники диалога: Сократ и Алкивиад.
Сократ отмечает как красоту, так и богатство Алкивиада, однако затем он интересуется какой совет тот собирается дать афинянам на народном собрании. Алкивиад отвечает, что он весьма компетентен в вопросах войны, мира и государственных дел (греч. πόλεως πραγμάτων) (107d). Сократ замечает, что эти вопросы касаются искусства действовать наилучшим образом. Ибо война справедлива только тогда, когда проявлена несправедливость (109с).
Так диалог необходимо переходит к теме справедливости. Алкивиад доказывает, что хотя никто его не учил справедливости, но он всегда мог различить её (110с). Сократ подчеркивает, что эта тема являлась существенной и для Гомера (112b), однако даже герои древности были невежественны в этом вопросе, что и вело их к конфликтам друг с другом. Алкивиад признает свою некомпетентность, однако пытается различить справедливость и пользу. Сократ убеждает Алкивиада, что как прекрасное (греч. καλόν) и доброе (греч. ἀγαθὸν) (116с), так и справедливое и полезное суть одно (116d). Подловив Алкивиада в противоречиях, Сократ обвиняет своего собеседника в том, что он "сожительствует с невежеством" (118b) и призывает "искать путь к наивысшему совершенству" (124с).
Далее Сократ задается вопросом: "Что же это такое – человек?" (греч. τί ποτ᾽ οὖν ὁ ἄνθρωπος;) (129e) и отвечает: "человек – это душа" (греч. ψυχήν) (130с), поэтому любовь к душе важнее, чем любовь к телу, которое со временем увядает. И заботиться (греч. ἐπιμελητέον), прежде всего, следует о душе (132с). Именно в этом и заключается смысл знаменитой дельфийской надписи. А достоинство (греч. ἀρετή) души заключается в мудрости (греч. σοφία) (133b).
Алкивиад Первый.