Lt304888.ru

Туристические услуги

Теэтет (Платон)

24-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
Диалоги Платона

Диалоги даны в последовательности, установленной Трасиллом
(Диоген Лаэртский, книга III)

Первая тетралогия :
Евтифрон, или О благочестии
Апология Сократа
Критон, или О должном
Федон, или О душе
Вторая тетралогия :
Кратил, или О правильности имен
Теэтет, или О знании
Софист, или О сущем
Политик, или о Царской власти
Третья тетралогия :
Парменид, или Об идеях
Филеб, или О наслаждении
Пир, или О благе
Федр, или О любви
Четвертая тетралогия :
Алкивиад Первый
Алкивиад Второй, или О молитве
Гиппарх, или Сребролюбец
Соперники, или О философии
Пятая тетралогия :
Феаг, или О философии
Хармид, или Об умеренности
Лахет, или О мужестве
Лисий, или О дружбе
Шестая тетралогия :
Евфидем, или Спорщик
Протагор, или Софисты
Горгий, или О риторике
Менон, или О добродетели
Седьмая тетралогия :
Гиппий первый, или О прекрасном
Гиппий второй, или О должном
Ион, или об Илиаде
Менексен, или Надгробное слово
Восьмая тетралогия :
Клитофонт, или Вступление
Государство, или О справедливости
Тимей, или О природе
Критий, или Атлантида
Девятая тетралогия :
Минос, или О законе
Законы, или О законодательстве
Послезаконие, или Ночной совет, или Философ
тринадцать Писем
В Викитеке имеются тексты Диалогов Платона: оригиналы и переводы.

Теэтет (греч. Θεαίτητος) — один из диалогов Платона, посвящённых природе знания. Написан приблизительно в 369 до н. э.

Евклид рассказывает своему другу Терпсиону о написанной много лет назад книге по мотивам того, что Сократ поведал ему о разговоре с Теэтетом, когда Теэтет был ещё очень молод. Евклид вспоминает об этой книге, когда Терпсион спрашивает, где он был. Выясняется, что Евклид заходил в гавань Мегары и встретил там Теэтета, которого привезли туда по пути из Коринфского лагеря в Афины. Теэтет болен дизентерией и страдает от ран, полученных на войне. Евклид поражается проницательности Сократа, предрекавшего Теэтету большую славу. Мальчик-раб читает рукопись Евклиду и Терпсиону.

В диалоге Сократ и Теэтет обсуждают три определения знания: знание как чувственное восприятие, знание как «правильное мнение» и наконец знание как «правильное мнение с объяснением». Каждое из этих определений оказывается неудовлетворительным. Беседа завершается признанием Сократа, что ему следует отправиться в суд, дабы ответить на обвинения в том, что он якобы развращает молодёжь и не поклоняется афинским богам.

Повитуха знания

Сократ спрашивает Феодора, знает ли он юношей, которые увлечены геометрией и подают особые надежды. Феодор отмечает, что может указать на одного из таких без страха, что его заподозрят в пристрастности к привлекательному молодому человеку, ибо Теэтет невзрачен и внешне даже напоминает Сократа вздёрнутым носом и глазами навыкате. Мужчины видят группу юношей, которые только что закончили натираться маслом, и одним из них оказывается Теэтет.

Сократ говорит Теэтету, что не может разобраться в том, что же такое знание. Тот признаётся, что не видит удовлетворительного ответа. Тогда Сократ рассказывает, что он сын повитухи и промышляет тем же ремеслом. Разница лишь в том, что он принимает роды души, а не плоти, то есть способен увидеть, когда у человека вот-вот родится мысль и помогает ей появиться на свет.

Переводы на русский язык

  • В.Н. Карпов (1879)
  • А. Добиаш (1891)
  • В.К. Сережников (1936)
  • Т.В. Васильева (1968)

Литература

  • Васильева Т.В. Беседа о логосе в платоновском "Теэтете" // Платон и его эпоха. М., 1979.
  • Н.Скворцов Платон о знании в борьбе с сенсуализмом и рассудочным эмпиризмом. Анализ диалога Феэтет. М., 1871.
  • Cornford, F. M., "Plato's Theory of Knowledge: The Theaetetus and The Sophist". Dover, 2003 [first published in 1935].
  • Desjardins, Rosemary, "The Rational Enterprise: Logos in Plato's Theaetetus", SUNY, 1990.
  • Doull, James (1977). "A Commentary on Plato's Theaetetus". Dionysius I: 5–47.
  • Benardete, S., Commentary to Plato's Theaetetus. Chicago: University of Chicago Press, 1984.
  • Anthony A. Long: Zeno’s epistemology and Plato’s Theaetetus. In: Theodore Scaltsas, Andrew S. Mason (Hrsg.): The Philosophy of Zeno, Larnaca 2002, S. 115–131.
  • Burnyeat M., Introduction au Théétète de Platon, trad. M. Narcy, Puf, 1998 (ISBN 2130493394)
  • Burnyeat, M. F. “The Philosophical Sense of Theaetetus’ Mathematics.” Isis 69 (1978). 489–513.
  • Runciman W., Plato’s Later Epistemology, Cambridge, University Press, 1962
  • Sedley D., The Midwife of Platonism : Text and Subtext in Plato's Theaetetus, Oxford, University Press, 2004
  • Morrow, G.R. ”Plato and the Mathematicians: An Interpretation of Socrates’ Dream in the Theaetetus.” Philosophical Review 79 (1970). 309–33.
  • Fine, G.J. “Knowledge and Logos in the Theaetetus.” Philosophical Review 88 (1979). 366–97.
  • Ackrill, J. “Plato on False Belief: Theaetetus 187–200.” Monist 50 (1966). 383–402.
  • Williams, C.F.J. “Referential Opacity and False Belief in the Theaetetus.” Philosophical Quarterly 22 (1972). 289-302.
  • Matthews, G.B. “A Puzzle in Plato: Theaetetus 189b–190e,” in David F. Austin (ed.) Philosophical Analysis: A Defense by Example. Dordrecht, 1988. 3–15.
  • Cooper, J. M. “Plato on Sense Perception and Knowledge: Theaetetus 184 to 186.” Phronesis 15 (1970). 123–46.
  • Silverman, A. “Flux and Language in the Theaetetus.” Oxford Studies in Ancient Philosophy 18 (2000). 109–52.
  • Polansky, R.M. Philosophy and knowledge: a commentary on Platoʼs Theaetetus, Bucknell university press, London - Toronto 1992
  • Heitsch,E. Uberlegungen Platons im Theaetet, Akademie der Wissenschaften und der Literatur, Wiesbaden - Stuttgart 1988

Теэтет (Платон).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01