21-06-2023
Диалоги Платона |
||
Диалоги даны в последовательности, установленной Трасиллом |
||
Первая тетралогия : | ||
Евтифрон, или О благочестии | ||
Апология Сократа | ||
Критон, или О должном | ||
Федон, или О душе | ||
Вторая тетралогия : | ||
Кратил, или О правильности имен | ||
Теэтет, или О знании | ||
Софист, или О сущем | ||
Политик, или о Царской власти | ||
Третья тетралогия : | ||
Парменид, или Об идеях | ||
Филеб, или О наслаждении | ||
Пир, или О благе | ||
Федр, или О любви | ||
Четвертая тетралогия : | ||
Алкивиад Первый | ||
Алкивиад Второй, или О молитве | ||
Гиппарх, или Сребролюбец | ||
Соперники, или О философии | ||
Пятая тетралогия : | ||
Феаг, или О философии | ||
Хармид, или Об умеренности | ||
Лахет, или О мужестве | ||
Лисий, или О дружбе | ||
Шестая тетралогия : | ||
Евфидем, или Спорщик | ||
Протагор, или Софисты | ||
Горгий, или О риторике | ||
Менон, или О добродетели | ||
Седьмая тетралогия : | ||
Гиппий первый, или О прекрасном | ||
Гиппий второй, или О должном | ||
Ион, или об Илиаде | ||
Менексен, или Надгробное слово | ||
Восьмая тетралогия : | ||
Клитофонт, или Вступление | ||
Государство, или О справедливости | ||
Тимей, или О природе | ||
Критий, или Атлантида | ||
Девятая тетралогия : | ||
Минос, или О законе | ||
Законы, или О законодательстве | ||
Послезаконие, или Ночной совет, или Философ | ||
тринадцать Писем | ||
|
«Филеб» (греч. Φίληβος) — один из диалогов Платона. Исследователи датируют диалог 2-й пол. 350-х гг. до н.э.
Сократ оспаривает мнение Филеба, что величайшим благом являются радость (греч. χαίρειν), удовольствия (греч. ἡδονὴν) и наслаждения. Он утверждает ценность разумения (греч. φρονεῖν), мышления (греч. νοεῖν) и памяти (11b). Точку зрения Филеба в диалоге отстаивает Протарх. Сократ настаивает, что есть разные удовольствия. Одни присущи людям рассудительным, а другие невоздержанным. Сократ отрицает, что приятное суть благо, поскольку многое из приятного дурно (13b). Далее он подвергает критике тезис, что "единое есть многое" (греч. ἓν γὰρ δὴ τὰ πολλὰ εἶναι — 14с), из которого следует, что удовольствия могут быть как безрассудными, так и разумными. Сократ настаивает на решительном противопоставлении жизни в удовольствиях и благоразумной жизни (греч. φρονήσεως βίον — 20e). Если человек будет наслаждаться жизнью безрассудно, то он не сможет осознать свою радость и его жизнь не будет ничем отличаться от жизни моллюска.
Далее, подчеркивая преимущества рассудительной жизни, Сократ излагает космологию, согласно которой у Вселенной есть душа и ум (греч. νοῦς — 30e). Удовольствие же всегда следует в паре со страданием и в нем природа как бы восстанавливает свой ущерб (32a, 42d). Собеседники приходят к выводу. что боги не радуются и не страдают.
Это заготовка статьи о Древней Греции. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Филеб (Платон).