Lt304888.ru

Туристические услуги

Филеб (Платон)

21-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Диалоги Платона

Диалоги даны в последовательности, установленной Трасиллом
(Диоген Лаэртский, книга III)

Первая тетралогия :
Евтифрон, или О благочестии
Апология Сократа
Критон, или О должном
Федон, или О душе
Вторая тетралогия :
Кратил, или О правильности имен
Теэтет, или О знании
Софист, или О сущем
Политик, или о Царской власти
Третья тетралогия :
Парменид, или Об идеях
Филеб, или О наслаждении
Пир, или О благе
Федр, или О любви
Четвертая тетралогия :
Алкивиад Первый
Алкивиад Второй, или О молитве
Гиппарх, или Сребролюбец
Соперники, или О философии
Пятая тетралогия :
Феаг, или О философии
Хармид, или Об умеренности
Лахет, или О мужестве
Лисий, или О дружбе
Шестая тетралогия :
Евфидем, или Спорщик
Протагор, или Софисты
Горгий, или О риторике
Менон, или О добродетели
Седьмая тетралогия :
Гиппий первый, или О прекрасном
Гиппий второй, или О должном
Ион, или об Илиаде
Менексен, или Надгробное слово
Восьмая тетралогия :
Клитофонт, или Вступление
Государство, или О справедливости
Тимей, или О природе
Критий, или Атлантида
Девятая тетралогия :
Минос, или О законе
Законы, или О законодательстве
Послезаконие, или Ночной совет, или Философ
тринадцать Писем
В Викитеке имеются тексты Диалогов Платона: оригиналы и переводы.

«Филеб» (греч. Φίληβος) — один из диалогов Платона. Исследователи датируют диалог 2-й пол. 350-х гг. до н.э.

Содержание

Сократ оспаривает мнение Филеба, что величайшим благом являются радость (греч. χαίρειν), удовольствия (греч. ἡδονὴν) и наслаждения. Он утверждает ценность разумения (греч. φρονεῖν), мышления (греч. νοεῖν) и памяти (11b). Точку зрения Филеба в диалоге отстаивает Протарх. Сократ настаивает, что есть разные удовольствия. Одни присущи людям рассудительным, а другие невоздержанным. Сократ отрицает, что приятное суть благо, поскольку многое из приятного дурно (13b). Далее он подвергает критике тезис, что "единое есть многое" (греч. ἓν γὰρ δὴ τὰ πολλὰ εἶναι — 14с), из которого следует, что удовольствия могут быть как безрассудными, так и разумными. Сократ настаивает на решительном противопоставлении жизни в удовольствиях и благоразумной жизни (греч. φρονήσεως βίον — 20e). Если человек будет наслаждаться жизнью безрассудно, то он не сможет осознать свою радость и его жизнь не будет ничем отличаться от жизни моллюска.

Далее, подчеркивая преимущества рассудительной жизни, Сократ излагает космологию, согласно которой у Вселенной есть душа и ум (греч. νοῦς — 30e). Удовольствие же всегда следует в паре со страданием и в нем природа как бы восстанавливает свой ущерб (32a, 42d). Собеседники приходят к выводу. что боги не радуются и не страдают.

Ссылки

  • Plato, Philebus
  • Филеб
  • ФИЛЕБ: ОБЩАЯ ДИАЛЕКТИКА ИДЕИ КАК ПОРОЖДАЮЩЕЙ МОДЕЛИ

Литература

  • Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 3. М.: "Мысль", 1994
  • Plato. Platonis Opera, ed. John Burnet. Oxford University Press. 1903.
  • Diès A. Platon. «Philèbe». P., 1941 (Les Belles Lettres)
  • Gosling J.С.B. Plato: «Philebus». Oxf., 1975
  • Frede D. Plato «Philebus». Indianapolis – Cambr., 1993.

Филеб (Платон).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01