29-06-2023
Барнаульский трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
пассажирская |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
9 |
Длина контактной сети |
125 км (2012) |
Количество трамвайных парков |
2 |
Количество вагонов |
267 |
Модели эксплуатируемых трамваев |
Tatra T3SU, |
Компания-перевозчик |
МУП «Горэлектротранс» |
Сайт компании |
http://www.barnget.ru |
Барнау́льский трамва́й был пущен в эксплуатацию 7 ноября 1948 года. По состоянию на 2012 год в Барнауле действует 9 трамвайных маршрутов, общая протяженность путей 125 км. В городе имеется 2 трамвайных депо. Объем ежедневных перевозок составляет около 250 тысяч пассажиров.
Содержание |
Первые планы по созданию трамвая в Барнауле появились ещё в 1911 году: американское консульство в Москве обратилось с просьбой выдать концессию на создание трамвая. Повторно вопрос рассматривался в Городской думе в 1914 году, однако из-за начала Первой мировой войны и ухудшения экономической ситуации эти планы не были реализованы.
9 марта 1946 года Иосиф Сталин подписал постановление Совмина СССР о строительстве в Барнауле первой очереди трамвая[1], сам же трамвай появился в Барнауле 7 ноября 1948 года. Маршрут № 1 проходил от площади Свободы до района нынешнего рынка «Юбилейный». В сентябре 1949 года открылось депо № 1 на улице Анатолия, оттуда же был пущен маршрут № 2 до площади Свободы. В 1950 году маршрут № 3 соединил старый мясокомбинат и завод «Барнаултрансмаш», а в 1960 году трамваи пошли по улицам Телефонная, Антона Петрова и Северо-Западная и в Нагорную часть города (1968). В 1986 году трамвайная сеть продлилась до микрорайона Поток и ЗСВ.
Первые трамвайные вагоны в городе были типа «Х». В 1950-е и 1960-е основу подвижного состава составляли поезда КТМ/КТП-1 и КТМ/КТП-2. С 1971 года в город массово поступали Tatra T3, ставшие основой подвижного состава, с 1985 года — Tatra T6B5. В советское время Барнаул и Новокузнецк — единственные города к востоку от Урала, которые получали чешские вагоны и наладили их эксплуатацию, при этом только в Барнауле вагоны Tatra (и в частности, T6B5) составляют основу подвижного состава. В 1990-е годы на короткое время появились — и были переданы в Новокузнецк и Бийск, вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода 71-608К и 71-608КМ.
Согласно генеральному плану города 70-х годов XX века ожидалось, что со временем население города может достичь 900 тыс. человек. Соединить новые Власихинский (Новосиликатный) и Северо-Западный промузлы со спальными микрорайонами Урожайный и др. предполагалось скоростным трамваем. Первая линия должна была пройти по маршруту Власихинская промплощадка — депо 3 — улица Малахова — проспект Космонавтов — проспект Калинина — улица Полевая (ныне Кулагина).
По нормам скоростного трамвая были сделаны путепроводы у завода химволокна и на пересечении Павловского тракта и улицы Малахова. В опытной эксплуатации были опробованы трёхвагонные составы. Многокилометровые скоростные участки нынешних маршрутов № 2 до Пивзавода и № 7 вдоль Змеиногорского тракта в нагорную часть города практически не имели пересечений с дорогами в одном уровне и светофоров.
Однако население города на начало 2007 года составляет 650 тыс. человек, промышленность Барнаула пришла в упадок, поэтому система скоростного трамвая в городе так и не появилась.
Согласно новому генеральному плану города до 2025 планируется развитие линий обычного трамвая[2], а также сооружение интегрированной в общую трамвайную сеть линии скоростного трамвая, имеющего подземные перегоны и станции в центре (и заменяющий ликвидируемый участок обычной линии на улице Советской Армии)[3].
Линия скоростного трамвая пересечёт центр города от улиц Северо-Западная и Исакова до завокзального делового района и будет иметь подземный участок под вновь формируемой Северной Вокзальной площадью и Красноармейским проспектом от улицы Красный Текстильщик до Партизанской улицы с 5 подземными станциями («Проспект Чернышевского», «Аграрный университет», «Молодежная улица», «Площадь Победы», «Привокзальная площадь»)[4].
Строительство линии скоростного трамвая может начаться после 2017 года.
Основа подвижного состава — трамваи чешского производства Tatra T3SU (c 1971 года) и Tatra T6B5 (с 1985 года). Общее количество вагонов — 263, 175 из них ежедневно выходят на свои маршруты.[19] В настоящее время Барнаул единственный город в Сибири, где эксплуатируются T6B5, поскольку в Новокузнецке они были списаны, часть вагонов была передана в Барнаул. 7 ноября 2009 года с Петербургского трамвайно-механического завода прибыл и был разгружен в депо № 1 односторонний сочленённый двухсекционный трамвайный вагон с асинхронным тяговым электродвигателем и переменным уровнем пола, модели ЛВС-2005 «Пионер», который был презентован 29 декабря 2009 года. 14 сентября 2010 года в Барнаул поступили 8 машинокомплектов для сборки трамвайных вагонов Tatra TB4D из Дрездена[20]. 12 октября 2011 года в Барнаул поступили 6 трамваев Tatra B3DM, купленные в Хемнице.
Депо № 1 | Депо № 2 | Депо № 3 | |
---|---|---|---|
Обслуживаемые маршруты |
|
|
|
На балансе | 117 единиц пассажирского подвижного состава, 13 единиц спец. техники | - | 150 единиц пассажирского подвижного состава, 13 единицы спец. техники |
Основная марка трамвая | Основной маркой трамвая является Tatra T3SU и Tatra T6B5. Также в Депо № 1 базируются 1 Tatra T3SU и 3 Tatra TB4D , модернизированные КАУ «Алтайэлектротранс». | Основной маркой трамвая являлись Tatra T3SU и Tatra T3SU двухдверная. | Основной маркой трамвая является Tatra T3SU. Большинство трамваев Tatra T6B5 базируются именно здесь. 29 декабря 2009 года на маршрут № 1 выпущен новый трамвай ЛВС-2005. Также в Депо № 3 базируются 1 Tatra T3SU, 1 Tatra TB4D и 1 Tatra B3DM , модернизированные КАУ «Алтайэлектротранс» и ОАО «Алтайская электротранспортная компания» (ОАО "АЭТК") . Также там базируется экскурсионный трамвай типа «Х» («Пятёрочка»). |
Вместимость парка | 150 | - | 200 |
Примечание | Сейчас обсуждается перевод Депо № 1 на площади Депо № 2 , в связи с большим износом инфраструктуры Депо № 1 | Закрыто 1 октября 2006 году. Вагоны переданы в 1-е и 3-е депо. На территории депо работали вагоноремонтные мастерские КАУ «Алтайэлектротранс». В апреле 2011 года КАУ «Алтайэлектротранс» обанкротилось. Площади вернулись в пользование МУП «Горэлектротранс». Сейчас на этой территории действует ОАО «Алтайская электротранспортная компания», которая продолжает производить КВР трамваев и троллейбусов для нужд ГЭТ Алтайского края. В данный момент модернизируются 4 экземпляра Tatra B3DM , купленные в Хемнице. |
Барнаульский трамвай.