26-04-2023
Нижегородский трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
пассажирская |
Дата открытия |
20 мая 1896 |
Количество маршрутов |
17 |
Количество трамвайных парков |
3 |
Ширина колеи |
1524 мм |
Напряжение контактной сети |
600 В |
Компания-перевозчик |
МУП Нижегородэлектротранс |
Нижегородский трамвай — система трамвая в Нижнем Новгороде, работающая с 1896 года.
Нижний Новгород — один из первых городов в Российской империи, где появился электрический трамвай. Трамвайное движение было открыто 8 (20) мая 1896 года. Нижегородский трамвай иногда называют самым старым электрическим трамваем России, однако это определение не является однозначным, так как первый электрический трамвай в Российской империи был пущен в Киеве в 1892 году, а в 1895—1910 годах было организовано зимнее движение электрического трамвая по льду Невы в Санкт-Петербурге.
На нижегородском трамвае применяется стандартная в России колея 1524 мм (5 футов). Протяжённость линий (по оси улиц) на август 2011 года составляет 76,5 км. Среднесуточный объём перевозок — около 200 тыс. пассажиров (оценочно, исходя из числа проданных билетов). Линии обслуживаются тремя депо, выпускающими в общей сложности примерно 190 14-метровых четырёхосных вагонов. Оператором нижегородского трамвая является МУП «Нижегородэлектротранс».
В настоящее время сеть трамвая едина, хотя и разрывается по районам города. Так, сормовские маршруты (№ 6 и 7) нигде не соприкасаются с остальными. От их конечной остановки на Московском вокзале до остановок других трамваев необходимо пройти не менее 400 метров.
Трамвайная система имеет достопримечательные крутые съезды к Оке и Волге. Достаточно большое количество разных раритетных трамваев имеется в музее электротранспорта при МУП «Нижегородэлектротранс»[1].
"В Нижнем Новгороде трамваи будут ходить всегда", - заявил глава администрации города Олег Кондрашов. По его словам, на некоторых интернет-форумах и в отдельных СМИ, склонных выдавать догадки за факты, вновь стала появляться информация о том, что трамвайное движение в городе сворачивается. "Всем скептикам, и тем, кто питается слухами, хочу сказать еще раз: нижегородский трамвай жив и будет не просто жить, но и развиваться. Очевидное тому подтверждение – 8 новых вагонов, которые уже пришли в Нижний Новгород и проходят последнюю обкатку. Еще 4 мы получим ко Дню города. Итого – 12 современных, новых, надежных трамваев", - заявил нижегородский градоначальник [2].
Содержание |
№ 1. Московский вокзал — ул. Чкалова — ул. Октябрьской Революции — Комсомольская пл. — Молитовский мост — Окский съезд — Малая Ямская ул. — Красносельская ул. — Ильинская ул. — ул. Добролюбова — Октябрьская ул. — Ошарская ул. (обратно: ул. Пискунова, Алексеевская ул.) — Чёрный пруд.
№ 2. пл. Лядова — ул. Белинского — ул. Большая Печёрская — Чёрный пруд — ул. Ильинская — Комсомольская пл. — Московский вокзал .
№ 3. Московский вокзал — ул. Чкалова — ул. Октябрьской Революции — Комсомольская пл. — Трамвайная ул. — ул. Профинтерна — ул. Глеба Успенского — парк «Дубки».
№ 5.. Пл. Лядова — ул. Кулибина — Оранжерейная ул. (обратно: ул. Тимирязева) — ул. Пушкина — ул. Нартова — Корейская ул. — ул. Терешковой — просп. Гагарина — Мыза.
№ 6, № 7 (полукольцевые, навстречу друг другу). Московский вокзал — ул. Гордеевская — ул. Народная — Сормовское шоссе — ул. Коминтерна — ул. Ефремова — ул. Вождей Революции — ул. Коммуны — ул. Черняховского — Сормовский парк — Берёзовская ул. — ул. Глинки — Сормовское шоссе — Народная ул. — Гордеевская ул. — Московский вокзал.
№ 8. Игарская ул. — ул. Новикова-Прибоя — ул. Переходникова — просп. Ленина — ул. Героя Смирнова — ул. Минеева — ул. Патриотов — Ореховская ул. — Рельсовая ул. — Гнилицы.
№ 18 (кольцевой). Пл. Лядова — ул. Тимирязева (обратно: Оранжерейная ул.) — ул. Кулибина — ул. Белинского — Ошарская ул. — Лапшиха — Кузнечихинская ул. — ул. Бекетова — ул. Пушкина — пл. Лядова.
№ 19. IV нагорный мкр-н — ул. Сусловой — Кузнечихинская ул. — ул. Бекетова — ул. Нартова — Корейская ул. — ул. Терешковой — просп. Гагарина. — Мыза.
№ 21. Чёрный пруд — ул. Пискунова — Алексеевская ул. (обратно: Ошарская ул.) — Октябрьская ул. — ул. Добролюбова — Ильинская ул. — Красносельская ул. — Малая Ямская ул. — Окский съезд — Молитовский мост — Трамвайная ул. — ул. Профинтерна — ул. Глеба Успенского — парк «Дубки».
№ 22. Метро «Автозаводская» — просп. Ленина — просп. Кирова — ул. Строкина — Соцгород II.
№ 27. IV нагорный мкр-н — ул. Сусловой — Ошарская ул. — ул. Белинского — пл. Лядова
.
№ 28. 52-й квартал — Молодёжный просп. — ул. Красных Партизан — просп. Кирова — просп. Ленина — ул. Героя Смирнова — ул. Минеева — ул. Патриотов — Ореховская ул. — Рельсовая ул. — Гнилицы (по выходным дням).
№ 417. Московский вокзал — ул. Чкалова — ул. Октябрьской Революции — Обуховская ул. — Спортивная ул. — Климовская ул. — Зелёная ул. — Кременчугская ул. — ул. Дружбы — ул. Аксакова — ул. Новикова-Прибоя — ул. Переходникова — просп. Ленина — просп. Кирова — ул. Красных Партизан — Молодёжный просп. — 52-й квартал.
Стоимость проезда 16 рублей с 1 июля 2012 года, билет покупается в вагоне у кондуктора. Билет не даёт права бесплатной пересадки. Оплата проезда контролируется ревизорами.[3]
Существуют также проездные билеты на календарный месяц.
По состоянию дел на конец 2007 года применяемый для перевозки пассажиров подвижной состав Нижегородского трамвая представлен исключительно 14-метровыми четырёхосными вагонами разных моделей:
Вагоны КТМ-8 и КТМ-19 эксплуатируются только в одновагонных поездах, вагоны других типов — частично в двухвагонных поездах, составленных по системе многих единиц. Ранее на Нижегородском трамвае применялись трёхвагонные поезда, составленных по системе многих единиц из вагонов КТМ-5.
В августе 2007 года в город поступили первые вагоны Татра T3, прошедшие капитальный ремонт на Московском Трамвайно-ремонтном заводе. Эти вагоны получили новый внешний облик.
Ранее перевозки пассажиров выполнялись вагонами следующих моделей:
Экземпляры вагонов Х, КМ, МТВ-82, ЛМ-49, ЛМ-57, РВЗ-6 и РВЗ-7 имеются в музее МУП «Нижегородэлектротранс» (на территории трамвайного депо № 1, ул. Генерала Ивлиева, 1). Кроме того, в музее имеется вагон, стилизованный под дореволюционные вагоны с открытыми площадками типа Эрликон.
Обычный вагон Татра Т3
Модифицированный вагон Татра Т3
Вагон Татра Т6B5
Вагон 71-605
Вагон 71-608
Вагон 71-619К
Вагон ЛМ-2008
Поливомоечный вагон РВЗ-6
Грузовой вагон МТВ-82
Вагон Х в музее
Вагон КМ в музее
Вагон ЛМ-49 в музее
Вагон ЛМ-57 в музее
Вагон МТВ-82 в музее
Вагон РВЗ-6 в музее
Вагон РВЗ-7 в музее
В течение уже длительного времени, с 60-х годов XX века, нижегородский трамвай обслуживают три депо. Официально депо обозначаются номерами, но имеют и неофициальные названия.
Депо № 1 до 1968 года располагалось в Кремле и называлось Кремлёвским или, ранее, Кремпарком. Кремпарк работал с 1925 года, когда под него было приспособлено здание бывшего манежа. До 1925 года в верхней части города имелось два депо на Малой Покровской улице, построенных в 1896 и 1901 годах и закрытых с открытием Кремпарка.
Нынешнее депо № 2 открыто на базе перенесённого Канавинского парка (Канпарка). Канпарк находился напротив нынешнего кинотеатра «Канавинский» с 1896 года, сгорел в 1926 и был вновь отстроен в 1927 году. Кроме того, в нижней части города имелся небольшой сарай рядом с Похвалинским элеватором, изначально бывший депо, но после объединения Канавинской и Рождественской линий использовавшийся только для ночного осмотра вагонов. Этот сарай не восстанавливался в 1923 году. В 1926—1927 годах все линии трамвая в городе облуживались одним Кремпарком.
Обслуживание автозаводских маршрутов до 1965 года выполнялось депо № 2, имевшим в Ленинском районе филиал, так называемый Восточный ремпункт, открытый в 1959 году. Сейчас на его площадке размещается троллейбусное депо № 3.
Нижегородский трамвай.