17-10-2023
ВЛ22м | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Главный конструктор |
Б.В.Суслов |
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Заводы | |
Всего построено |
1542 (включая прототип) |
Страна эксплуатации | |
Ширина колеи | |
Род службы |
Грузовой, пассажирский |
Осевая формула |
0-30-0+0-30-0 |
Технические данные | |
Род тока и напряжение в контактной сети |
постоянный 3000 В, 6000 В (ВЛ22и) |
Длина локомотива |
16 442 мм (по осям автосцепок) |
Конструкционная скорость |
до 100 км/ч |
Сцепная масса |
132 т |
Система регулирования | |
Тип ТЭД |
ДПЭ-400А, НБ-411 |
Электрическое торможение | |
Диаметр колёс |
1200 мм |
ВЛ22м на Викискладе
|
ВЛ22м (ВЛ22 модернизированный) — советский шестиосный электровоз постоянного тока выпускавшийся с 1947 по 1958 гг.. Конструктивно является дальнейшим развитием электровоза ВЛ22, от которого отличается более мощными тяговыми электродвигателями. Первый советский крупносерийный электровоз (было построено свыше полутора тысяч), также последний представитель семейства сурамских локомотивов.
Содержание |
В 1940 году завод «Динамо» выпустил шесть тяговых электродвигателей ДПЭ-400 часовой мощностью по 400 кВт, которые были установлены на опытном ВЛ22-178, направленном на Закавказскую железную дорогу. Эксплуатация электродвигателей в 1941—1945 гг. дала хорошие результаты. Большим достоинством этих электродвигателей являлась возможность замены предшествующих ДПЭ-340 без переделки механической части электровоза. Повышение мощности нового ТЭД было достигнуто за счёт увеличения скорости вращения якоря.
В июне 1946 года завод «Динамо» построил первый после войны электровоз ВЛ22-184 с новыми ТЭД. Этот электровоз стал последним магистральным электровозом, выпущенным заводом «Динамо». Дальнейшее производство было перенесено на Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). Первый магистральный электровоз, обозначенный ВЛ22М-185, НЭВЗ выпустил 7 марта 1947 года.
В основном конструкция электровоза была сохранена по сравнению с довоенными экземплярами серии, однако появился и ряд изменений, таких как снижение массы электродвигателя, применение новых аккумуляторных батарей, уменьшение числа материалов, необходимых для производства локомотива.
Электровоз выпускался как с рекуперативным торможением, так и без него.
Отдельные изменения конструкции, непрерывно вносимые в ходе выпуска, способствовали повышению надёжности и технологичности локомотивов этой серии.
Серия локомотивов ВЛ22М выпускалась НЭВЗ до 1958 года включительно. Всего завод изготовил 1541 электровоз этой серии.
На 1 января 1959 года электровозы ВЛ22М работали на 17 из 44 существовавших на тот момент железных дорог СССР. На Южной и Октябрьской железных дорогах в основном эксплуатировались электровозы с передаточным числом тягового редуктора 3,76, обслуживавшие в основном пассажирские поезда.
Начавшееся в конце 1970-х годов исключение из парка электровозов серии ВЛ22М наиболее интенсивно шло в 1980-х годах. На главном ходу Москва-Петербург Октябрьской ж.д. эти локомотивы использовались в грузовом движении до середины 1990х годов (до замены на ВЛ10, переведенные с Восточно-Сибирской ж.д. в связи с переоборудованием последней на переменный ток). Машинистами магистральных грузовых электровозов ст. Свердловск-Сортировочная ВЛ-22М именовался "муфлоном", чьё пренебрежительное отношение в 1986-87г. к этому локомотиву объяснялось не только его преклонным возрастом, но и архаичной системой смазки букс колесных пар (подшипники скольжения требовали постоянного контроля уровня масла). Наряду с электровозами ВЛ-22М эксплуатировались более современные ВЛ-11, именовавшиеся в простонародье "аполлонами".
Положительные результаты опытной эксплуатации электровоза ВЛ8В-001 стали основанием для проведения более широких испытаний электрической тяги на постоянном токе напряжением 6000 В. Для этого часть электрифицированных участков Закавказской железной дороги были переведены на данное напряжение, а Тбилисский электровозостроительный завод (ТЭВЗ) в 1973 году закончил переоборудование под него электровоза ВЛ22М-1586, получившего обозначение серии ВЛ22И-1586. Индекс И означает импульсное управление электродвигателями.
Пусковые резисторы, групповой перключатель и электропневматические контакты были заменены на тиристорные преобразователи аналогичные используемым на ВЛ8В-001. По сравнению с электровозом ВЛ22М мощность увеличилась на 10% за счёт более высокого напряжения на тяговых электродвигателях. При напряжении контактной сети 3000 В мощность была несколько ниже, чем у ВЛ22М, однако оставалась достаточной для ведения поездов на том же пути.
В 1974-1975 гг. ТЭВЗ переоборудовал ещё четыре электровоза серии ВЛ22М.
Однако из-за отсутствия решения ряда проблем, таких как недопустимое влияние тиристорных преобразователей на воздушные линии связи и рельсовые цепи автоблокировки, изоляция участков силовых цепей (на которых возникало напряжение до 12 кВ) и т.п., а также проведённых работ по увеличению сечений проводов контактной сети 3000 В и ввода дополнительных промежуточных тяговых подстанций, перевод контактной сети на напряжение 6000 В был признан нецелесообразным.
В 1980 году электровозы серии ВЛ22И были исключены из инвентаря.
Электровозы железных дорог Советского Союза и постсоветского пространства | |
---|---|
Магистральные |
Электровозы постоянного тока С — 1931—1932 | СС — 1932—1934 | СИ — 1933—1934 | ВЛ19 — 1932—1938 | ПБ21 — 1934 | СК — 1936—1938 | ВЛ22 — 1938—1941 | ВЛ22М — 1947—1958 | ВЛ8 — 1953—1967 | ВЛ23 — 1956—1961 | ЧС1 — 1957—1960 | ЧС2 — 1958—1973 | ЭО — 1959 | ЧС3 — 1961 | ВЛ10 — 1961—1977 | ЧС2Т — 1972—1976 | ВЛ12 — 1973, 1974 | ЧС200 — 1974—1979 | ВЛ11 — 1975—... | ЧС6 — 1979—1981 | ЧС7 — 1983—2000 | ВЛ15 — 1984—1991 | ДЭ1 — 1995—2008 | ЭП2К — 2006—… | 2ЭС4К — 2006—… | 2ЭС6 — 2007—… | 2ЕЛ4 — 2009—… | 2ЭС10 — 2010—… Электровозы переменного тока ОР22 — 1938 | ВЛ61 — 1954—1957 | ВЛ60 — 1957—1967 | Ф — 1959—1960 | К — 1961, 1962 | ВЛ80 — 1961—1994 | ВЛ62 — 1962—1963 | ЧС4 — 1965—1972 | ВЛ40 — 1966, 1969 | Sr1 — 1971 | ЧС4Т — 1971—1986 | ВЛ81 — 1976 | ВЛ83 — 1976 | ВЛ84 — 1979 | ЧС8 — 1983—1989 | ВЛ85 — 1983—1994 | ВЛ86Ф — 1985 | ВЛ65 — 1992—1998 | ЭП1 — 1998—… | ЭП200 — 1997 | ДС3 — 2002— | Э5К — 2004—… | KZ4A — 2004—2010 | O’Z-Y — 2009—2010 | ВЛ40У — 2004—… | 2ЭЛ5 — 2005—… | 2ЭС5 — 2011—… Электровозы двойного типа питания ЧС5 — 1966 | ВЛ82 — 1966—1979 | ЭП10 — 2005—2006 | ЭП20 — 2010-… |
Маневровые | |
Промышленные |
ВЛ22м.