ГАЗ-А (слева) и Ford model A ранней модели (справа) во Владивостокском музее автомотостарины
ГАЗ-А — автомобиль среднего класса с открытым 5-местным 4-дверным кузовом типа фаэтон. Лицензионная копия автомобиля Ford-A, оборудование и документация на производство которого были куплены советским правительством в США в 1929 году у Ford Motor Company.[1][2]
ГАЗ-А в целом соответствовал Ford Model A Standard Phaeton (код кузова 35B) в модернизированном варианте 1930—31 модельных годов (ближе всего к варианту, выпускавшемуся после октября 1930 года, когда произошёл переход к цельным грязевым щиткам над подножками, и до мая 1931, когда была изменена конструкция системы питания двигателя, с переносом колбы фильтра грубой очистки топлива на карбюратор, а топливного крана — из салона в подкапотное пространство, что устранило унаследованный ГАЗ-А дефект, связанный с подтеканием бензина в салон через изношенный краник), хотя и с целым рядом незначительных изменений.
Внешне от фордовского оригинала он отличался в первую очередь оформлением передка: на советском автомобиле использовалась имеющая упрощённую форму и отделку маска радиатора без декоративной решётки, унифицированная с грузовым Ford AA / ГАЗ-АА. Кроме того, некоторые детали, которые у «Форда» хромировались, у ГАЗ-А были окрашены.
Краткое описание конструкции:
Конструкция автомобиля рамная, рама из двух лонжеронов, связанных поперечными балками.
Сцепление — однодисковое, сухое.
Коробка передач — трёхступенчатая, три скорости вперёд и одна — назад.
Главная передача на задний мост — пара конических шестерён со спиральными зубьями. Передаточное число главной передачи — 3,77[4].
Подвеска и передней, и задней оси — зависимая, на поперечных рессорах, с 4-мя гидравлическими амортизаторами коловратного типа одностороннего действия (роторные, системы Houdaille).
Шины — 5,50-16 дюймов, колёса с трёхрядными металлическими спицами.
Тормоза колодочные, с механическим приводом. Стояночный тормоз — ленточный, на заднюю ось.
Радиус поворота — 5,5 м
Модификации и специальные автомобили на базе ГАЗ-А
ГАЗ-3 и ГАЗ-6 (Фордор) — модификации с закрытым 4-дверным кузовом седан. ГАЗ-6 изготавливался малыми партиями в 1934—1936 годах. Это первый советский серийный легковой автомобиль с закрытым кузовом.[5] Как и прототип, Ford Model A Fordor Sedan, эти модели имели деревянно-металлический кузов, достаточно неудобный для конвейерной сборки. По-настоящему массового производства более сложных по сравнению с базовым фаэтоном седанов ГАЗ так и не сумел освоить, причём основной проблемой при производстве были операции на конвейере с тонкими, склонными к деформации металлическими листами и их сварка.[6] В США эта проблема решалась за счёт значительно повышенной относительно фаэтона розничной стоимости седана (Ford Model A Phaeton стоил порядка $500, Town Sedan — более $1000), то есть, издержки на более сложный производственный процесс оплачивались потребителем из своего кармана, причём сам «Форд» не занимался производством закрытых кузовов, а заказывал их сторонним кузовным ателье, таким, как Briggs или Murray.
ГАЗ-4 — модификация с грузопассажирским кузовом пикап грузоподъёмностью 500 кг. Автомобиль был оснащён кабиной от грузовика ГАЗ-АА, запасное колесо размещалось в нише на левом крыле. Грузовая платформа — 1,6 на 1,1 м. Выпускался в 1934—1936 годах. Выпущено свыше 10,5 тыс. (по некоторым данным, 10 648 шт.) пикапов ГАЗ-4.
ГАЗ-А-Аэро — опытный автомобиль с аэродинамически чистым обтекаемым кузовом на шасси ГАЗ-А. Создан в 1934 году инженером А. О. Никитиным.
ГАЗ-А-Аремкуз — специальная модификация для работы в такси, выпускалась в Москве в 1933—1935 годах.[7] Автомобиль-такси оснащался закрытым кузовом с внутренней перегородкой, отделявшей водителя от пассажирского салона, производства московского Авторемонтно-кузовного завода «Аремкуз». Как и у ГАЗ-3 и ГАЗ-6, кузов у них был не цельнометаллическим, а композитным — с деревянным каркасом и обшивкой из тонких металлических листов, однако имел оригинальную форму с покатой задней стенкой и собирался не на конвейере, а в полукустарных условиях, что для такой конструкции оказалось более предпочтительным. Длина модификации достигала 4 286 мм, высота — 1 720 мм, снаряженная масса — 1 350 кг. Выпущено около 500 штук.
На базе ГАЗ-А изготавливали несколько типов карет скорой помощи с оригинальным дизайном кузова, включая облицовку передка.
На шасси ГАЗ-А строились легкие бронеавтомобили Д-8 и Д-12.
В 1933—1934 гг. на основе ГАЗ-А были разработаны трехосные (ГАЗ-ТК, ГАЗ-АААА) и полугусеничная (ГАЗ-А-Кегресс) машины.
ГАЗ-А — самая массовая советская легковая модель первой половины 1930-х, поставлялась преимущественно государственным и общественным организациям, а также в Красную Армию.
ГАЗ-А был самым массовым штабным автомобилем Красной Армии 1930-х. На ГАЗ-А монтировалась, в частности, коротковолновая штабная радиостанция 5-АК[8].
ГАЗ-А был самой массовой моделью такси первой половины 1930-х. Оснащался наружным таксометром (с правого борта) механического типа с флажком «свободен-занят». Вывод из эксплуатации этих машин начал осуществляться после появления ГАЗ-М-1. Но в Ленинграде, к примеру, ГАЗ-А эксплуатировались в такси до 1 марта 1938 г., и только после приказа Президиума Ленсовета были отправлены из города на периферию.
В Ленинграде и Москве эксплуатация ГАЗ-А была запрещена после 1936 года, а малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М-1, делалось это по причинам устаревшей конструкции ГАЗ-А к 1936 году и неблаговидности появления автомобиля старой конструкции в крупном городе.[9] Данная информация является легендарной, на самом деле первые массовые партии М-1 стали поступать лишь к середине-концу 1937 года. Выпуск за 1936 год составил лишь порядка 2,5 тысяч машин, чего, естественно, не было достаточно для немедленной замены всех автомобилей даже в крупных городах. За отдельными исключениями, вытеснение ГАЗ-А в службе такси и ведомственных гаражах заняло годы и шло вполне естественным путём, за счёт текущего обновления автопарка.
В игровой и сувенирной индустрии
ГАЗ-А на почтовой марке СССР, 1973 год.
Масштабная модель автомобиля в России выпускается на саратовском заводе «Тантал», ныне «Моссар», с резким ухудшением качества по сравнению с началом производства в СССР.
Модель ГАЗ-А 1:43 также была приложена к журналу «Автолегенды СССР» № 38, выпускаемому издательством DeAgostini.
В 2011 году фирмой «DIP Models» ограниченным тиражом была выпущена модель автомобиля ГАЗ-А «Аремкуз»[10]
Примечания
Компания Форда и Россия (1909—1929) (рус.) // История : газета. — Первое сентября, 1999. — № 29.
↑Ю. Долматовский, Л. Шугуров. Незабываемая «Эмка» (рус.) // Моделист-Конструктор. — М, 1974. — № 5.
Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг. — М.: ООО «Книжное издательство „За рулем“», 2007. — 496 с.
↑А. В. Карягин. Автомобили ГАЗ мод. А и АА. — Л.: Государственное транспортное издательство Москва, 1935.
Первый советский седан (рус.) // Автомобильный исторический журнал. — 2010.
«Такси, такси...» (рус.) // Техника — молодёжи : журнал. — М, 1986. — № 2.
ГАЗ - А "Аремкуз" (рус.) // "За Рулем" : журнал. — 1979. — № 6.
Средства связи Второй Мировой войны. Часть первая
Я познаю мир: Автомобили. — Москва, Минск: Аст, Харвест, 2001. — 480 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-17-011530-X.