04-08-2023
«Горностай» | |
---|---|
Служба: | Россия |
Класс и тип судна | Канонерская лодка |
Изготовитель | Бьернборгская верфь (Финляндия) |
Строительство начато | 10 октября 1862 года |
Спущен на воду | 27 апреля 1863 года |
Выведен из состава флота | 19 октября 1893 года |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 456,7 тонн |
Длина по верхней палубе | 47 м |
Ширина по мидельшпангоуту | 7 м |
Осадка | 2,8 м |
Двигатели | Паруса, паровая машина мощностью 232 л. с. |
Скорость хода | 8,25 узла (15,3 км/ч) |
Экипаж | 8/78 |
Вооружение | |
Общее число орудий | 2 × 152-мм, 4 × 87-мм, 2 × 107-мм, 2 × 42-мм |
«Горностай» — мореходная канонерская лодка Российского императорского флота.
Построена на Бьёрнборгской верфи (Финляндия). Наблюдающий — корабельный инженер-капитан Н. И. Базанов, строитель — инженер Л. Кальстрём. Отделочные работы и установка механизмов производились в Кронштадте.
Первый командир — К. Ф. Литке.
В 1865—1867 годах совершила плавание из Кронштадта через Магелланов пролив в устье Амура. Летом 1867 года зачислена в состав Сибирской флотилии, в которой состояла до 19 октября 1893 года.
В 1868—1869 гг.под командованием лейтенанта А. А. Остолопова обслуживала гидрографические работы лейтенанта К. С. Старицкого в северо-западной части Японского моря и в заливе Петра Великого. Мыс Корнильева в заливе Стрелок назван именем старшего штурмана канонерской лодки «Горностай» лейтенанта А. А. Корнильева.
В 1870 г. назначена в распоряжение русского посланника в Пекине.
В 1876 году в составе эскадры контр-адмирала О. П. Пузино посетила Сан-Франциско.
В 1876 г. под командованием капитан-лейтенанта В. А. Терентьева ходила из Владивостока через Татарский пролив и Амурский лиман в Охотское море с целью осмотра портов на его побережье.
С 1878 по 1886 г. находилась под командованием капитана 2-го ранга О. В. Старка.
С 1886 г. использовалась как гидрографическое и лоцмейстерское судно. В этих целях была направлена в Николаевск-на-Амуре, а в августе поднялась до устья реки Сунгари, попутно производя промер фарватера, первым из русских военных судов достигнув Хабаровска. Затем до исключения из списков флота в 1893 г. находилась в распоряжении Отдельной съемки Восточного океана, обслуживая описные работы в заливе Петра Великого.
Мореходные канонерские лодки российского и советского флота | ||
---|---|---|
Тип «Опыт» | «Опыт» («Мина») | |
Тип «Морж» | «Морж» | «Горностай» | «Соболь» | |
Тип «Дождь» | «Ёрш» | «Бурун» | «Туча» | «Вихрь» | «Дождь» | «Снег» | «Гроза» | «Буря» | «Град» | |
Тип «Бобр» | «Бобр» | «Сивуч» | |
Тип «Гиляк» | «Гиляк» | |
Тип «Кореец» | «Кореец» | «Манчжур» | «Донец» | «Запорожец» | «Кубанец» | «Терец» | «Уралец» | «Черноморец» | |
Тип «Хивинец» | «Хивинец» | |
Тип «Грозящий» | «Грозящий» | «Гремящий» | «Отважный» | «Храбрый» | |
Тип «Гиляк II» | «Гиляк II» | «Бобр II» | «Кореец II» | «Сивуч II» | |
Тип «Карс» | «Карс» | «Ардаган» |
Горностай (канонерская лодка).