Lt304888.ru

Туристические услуги

Горьковский автобусный завод

05-07-2023

Горьковский автобусный завод
Год основания

1929

Расположение

Нижний Новгород/Горький

Отрасль

автомобилестроение

Продукция

легковые и грузовые автомобили, автобусы, военная техника

Горьковский автобусный завод (сокращённо «ГЗА») — советское автомобилестроительное предприятие, производитель автобусов и мелкосерийных модификаций автомобилей марки ГАЗ. Известен также как 1-й автосборочный завод. Находился в Нижнем Новгороде (с 1932 — Горький).

Содержание

История

31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-АА.. Местом для строительства завода производительностью 100 тыс. автомобилей в год был выбран Нижний Новгород. Не дожидаясь окончания строительства, было принято решение организовать сборку автомобилей из американских машинокомплектов. В качестве одной из площадок для сборочного завода был выбран посёлок Канавино Нижегородской губернии (ныне в составе Нижнего Новгорода). В июле 1929 года директор завода "Гудок Октября" получил указание построить корпус завода и выделить его в самостоятельное производство. Новый завод получил название 1-го автосборочного. Входил в подчинение Наркомату тяжёлой промышленности.

1 февраля 1930 года из ворот завода вышли первые 10 грузовиков Ford-AA. Затем была освоена сборка легковых Ford-A. С 1931 года часть грузовиков оснащалась задними двухосными тележками фирмы Timken. Трёхосные грузовики получили обозначение Ford-Timken. В том же году заводу, помимо сборки автомобилей, было поручено освоить производство танкеток Т-27.

В 1932 году был пущен в строй Нижегородский (позже Горьковский) автозавод. 1-й автосборочный фактически становится его филиалом (но юридически это было оформлено только 1 января 1940 года). В начале года завод дособирает последние Форды, после чего занимается подготовкой кадров для ГАЗа.

В 1932 году конструкторами ГАЗа разрабатывается автобус на шасси ГАЗ-АА. В ноябре на 1-м автосборочном строится опытный образец. Но затем было принято решение взять за образец американский школьный автобус на базе Ford-AA. В апреле 1933 года начинается его производство под обозначением ГАЗ-03-30. В том же году освоено производство пикапов ГАЗ-4 и седанов ГАЗ-6.

В последующие годы разрабатываются различные автобусы, фургоны, санитарные автомобили. Осваивается производство одних (ГАЗ-05-193, ГАЗ-05-194, ГАЗ-55, ГАЗ-410), другие же остаются в опытных образцах. Выполнялись также разовые заказы на изготовление автомобилей специального назначения, производился капитальный ремонт кузовов.

Во время Великой Отечественной войны завод продолжал выпуск штабных и санитарных автобусов, причём объёмы производства были увеличены. Кроме того было освоено производство полевых кухонь и походных кузниц.

В соотвествии с Постановлением СНК СССР от 17.02.1946 завод становится самостоятельным предприятием и получает название Горьковский автобусный завод (ГЗА). В то время это был единственный в СССР специализированный завод по производству автобусов. По принятой тогда системе индексации автомобилей ГЗА получает диапазон индексов от 650 до 700. С обретением независимости возникли финансовые трудности - теперь за шасси ГАЗа надо было вносить предоплату, а денег не хватало даже на зарплату рабочим. На освоение новых моделей средств уже не было. Поэтому вплоть до 1950 года в производстве оставались довоенные ГАЗ-03-30 и ГАЗ-55.

В 1949 году создаются несколько моделей капотных и бескапотных автобусов на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Для производства выбирают капотный автобус ГЗА-651 и санитарный ГЗА-653. Их выпуск начинается в конце 1950 года.

15 декабря 1951 года выходит Постановление СМ СССР о перепрофилировании ГЗА на выпуск средств связи. Всё оборудование, остнастку и документацию на производство автобусов было предписано передать на Павловский завод им. Жданова. С января 1952 года ГЗА становится Горьковским заводом радиоаппаратуры. В 1975 году ему присвоено имя А.С.Попова.

Продукция

Легковые автомобили

  • Ford-A (1930) - легковой автомобиль
  • ГАЗ-6 (1933) - вариант ГАЗ-А с закрытым кузовом "седан"
  • ГАЗ-67-420 (1945) - вариант ГАЗ-67 с закрытым деревянным кузовом.

Грузовые автомобили

  • Ford-AA (1930-1932) - грузовой автомобиль
  • Ford-Timken (1931) - трёхосный (6х4) грузовой автомобиль
  • ГАЗ-4 (1933-1936) - пикап на базе ГАЗ-А
  • ГАЗ-14 (1935) - опытный газогенераторный грузовик
  • ГАЗ-410 (ГАЗ-С1) (1936-1942) - самосвал на базе ГАЗ-ММ

Автобусы

  • ГАЗ-03-30 (ГАЗ-3) (1933-1950) - 17-местный автобус на базе ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ)
  • ГАЗ-05-193 (ГАЗ-5) (1936-1944) - штабной автобус на базе ГАЗ-ААА
  • ГАЗ-05-194 (1936-1944) - санитарный автобус на базе ГАЗ-ААА
  • ГАЗ-13 - опытный автобус
  • ГАЗ-55 (1938-1950) - санитарный автомобиль на базе ГАЗ-ММ
  • ГАЗ-71 (1948) - опытный автобус вагонной компоновки на базе ГАЗ-ММ
  • ГЗА-650 (1949) - опытный автобус вагонной компоновки на базе ГАЗ-51
  • ГЗА-651 (1950-1951) - автобус капотной компоновки на базе ГАЗ-51
  • ГЗА-652 (1949) - опытный автобус вагонной компоновки на базе ГАЗ-51
  • ГЗА-653 (1951) - санитарный автомобиль на базе ГАЗ-51
  • ГЗА-654 "Сочи" (1949) - опытный курортный автобус с открытым кузовом

Военная техника

  • ГАЗ-ТК ("трёхоска Курчевского") (1934-1935) - трёхосный автомобиль на базе ГАЗ-А с безоткатной пушкой системы Курчевского
  • Т-27 (1931-1934) - танкетка

Горьковский автобусный завод.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01