30-05-2023
Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Расположение | |
Отрасль |
Военное и атомное судостроение, нефтяное машиностроение |
Оборот |
7,9 млрд руб. (2006 год) |
Чистая прибыль |
−344 млн руб. (2006 год, чистый убыток) |
Число сотрудников |
25 тыс. человек (май 2008 года) |
Сайт |
www.sevmash.ru |
Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ОАО "ПО «Севмаш», «Севмаш», СМП) — российское машиностроительное предприятие оборонного комплекса, расположенное в городе Северодвинске (Архангельская область).
Предприятие изначально носило название «Завод № 402». Предприятие — судостроительный завод «Завод № 402» (в 1959 году переименованное в «Северное машиностроительное предприятие» («Севмашпредприятие») начало свою деятельность в 1939 году.
Предприятие вело и ведёт успешное строительство российских военных кораблей и атомных подводных лодок, осуществляет ремонт крупных надводных кораблей для РФ и других стран (Индия, Китай, Вьетнам), активно участвует в проектах по созданию российской морской техники, российской нефтегазовой индустрии.
Предприятие расположено на территории более 300 гектаров и объединяет в своей структуре более 100 подразделений.
Предприятие располагает крупнейшими в России стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 000 м 2.
Возможности стапелей позволяют предприятию строить суда с шириной корпуса до 38 метров дедвейтом до 100 тысяч тонн, а различные плавучие технические сооружения и морские нефтедобывающие платформы достигают по длине и ширине 126 и высоты 100 метров. Вес конструкций достигает 85 тысяч тонн.
После модернизации оборудования годовой объем листового проката, который способно переработать предприятие, возросло с 45 до почти 80 тысяч тонн.
На предприятии трудится более 25-ти тысяч сотрудников.
Содержание |
В марте 1936 года правительственная комиссия во главе с начальником проектной организации «Союзпроектверфь» Тимофеем Васильевичем Сафроновым прибыла в город Архангельск для выбора площадки под строительство нового кораблестроительного завода. В результате обследования комиссия остановилась на территории в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины.
Судостроительная верфь основана по постановлению Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 31.05.1936 года № ОК-137 для строительства и ремонта крупных военных кораблей различных классов.
Одновременно был заложен посёлок Судострой, получивший в 1938 году статус города Молотовск, а ныне (c 1957 года) именующийся городом Северодвинск.
Начальником строительства судостроительного завода и рабочего поселка Судострой приказом наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе был назначен 29 мая 1936 года Иван Тарасович Кирилкин, главным инженером проекта — А. А. Борисов.
Официальной датой начала производственной деятельности предприятия считается 21 декабря 1939 года — день закладки на стапеле первого корабля, линкора С-102 «Советская Белоруссия» по проекту 23.
Основные исторические итоги деятельности предприятия
С 1939 года на «Севмаше» построено 45 боевых надводных кораблей, 163 подводных лодок, из них 128 атомных подводных лодок и 35 неатомных подводных лодок.
В 1970-х годах предприятие выпускало атомные подводные лодки класса «Акула» («Тайфун»), в том числе построило и самую большую лодку такого типа, которая была занесена в книгу рекордов Гиннесса.
С 1990 года предприятием построено более сотни военных и гражданских судов различного класса и назначения (подводные лодки, авианосец, буксиры, мини-балкеры, понтоны, баржи, рыборазводные заводы) для иностранных заказчиков, крупнотоннажные средства по добыче нефтегазовых ископаемых на шельфе Северного Ледовитого Океана для предприятий нефтегазового российского комплекса, и др.
Переименования предприятия
Всего на посту директора завода друг друга сменили 12 человек[2]:
Срок | Руководитель предприятия | Примечание | |
---|---|---|---|
* | Зильберман, Виктор Львович | ВрИО директора, назначенный для приемки цехов в эксплуатацию. | |
1 | 02.1939 — 03.1941 | Красильников, Кондратий Семенович | Освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. |
2 | 03.1941 — 10.1942 | Задорожный, Самуил Никитович | Освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. |
3 | 10.1942 — 09.1949 | Боголюбов, Сергей Александрович | Репрессирован. Полностью реабилитирован в 1954 году. |
4 | 09.1949 — 02.1952 | Волик, Георгий Кононович | Освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. |
5 | 02.1952 — 02.1972 | Егоров, Евгений Павлович | Освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. |
6 | 02.1972 — 04.1986 | Просянкин, Григорий Лазаревич | Ушел на заслуженный отдых. |
7 | 04.1986 — 05.1988 | Макаренко, Анатолий Иннокентьевич | |
8 | 05.1988 — 03.2004 | Пашаев, Давид Гусейнович | |
9 | 03.2004 — 08.2007 | Пастухов, Владимир Павлович | Освобожден от занимаемой должности. |
10 | 07.08.2007[3] — 01.07.2011[4] | Калистратов, Николай Яковлевич | Освобожден от занимаемой должности по личному заявлению. |
11 | 04.07.2011[4] — июль 2012[5] | Дьячков, Андрей Аркадьевич | Назначен на должность президента Объединённой судостроительной корпорации. |
12 | 26.10.2012[5] — н.в. | Будниченко, Михаил Анатольевич |
«Севмаш» — крупнейший в России судостроительный комплекс. В настоящее время «Севмаш» — единственная судоверфь в России, где ведётся серийное строительство атомных подводных лодок[6].
Территория предприятия занимает площадь свыше 300 га. Производственные мощности позволяют обрабатывать 80 тыс. тонн металла в год, строить корабли и суда водоизмещением до 100 000 т с дизель-аккумуляторными и ядерной энергетическими установками. Предприятие подчинено Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.
Основные направления деятельности:
Кроме этого на предприятии осуществляется:
Выручка от продаж предприятия по итогам 2006 года — 7,9 млрд руб. (в 2004 году — 2,316 млрд руб.), чистый убыток — 344 млн руб. Доля гражданской продукции в выручке — 30,9 %.[7]
Основной финансовой проблемой СМП является нарушение сроков контракта по ремонту авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Смена директора предприятия в 2007 году была осуществлена именно по этой причине, ибо завод не уложился не только в сроки, но и в смету изготовления Авианосца Викрамадитья (заказчик — ВМФ Индии).
В России, в соответствии с Федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» на 2002—2005 годы и на перспективу до 2010 года, был проведён закрытый тендер на создание Плавучей атомной электростанции (ПАЭС) малой мощности. 19 мая 2006 года победителем тендера было объявлено предприятие «Севмаш».
В 2008 году из-за переноса срока сдачи, заказ на Плавучую атомную электростанцию был передан с «Севмаша» на Балтийский завод.
В феврале 2008 года компания Odfjell (Норвегия) заявила о расторжении контракта с «Севмашем» на строительство 12 танкеров-химовозов стоимостью 544 млн долларов США, заключённого в 2004 году. По словам норвежской стороны, причиной разрыва стали серьёзные задержки сроков поставки судов и требования «Севмаша» об увеличении суммы контракта.[7]
В начале января 2010 года Стокгольмским арбитражным судом было принято решение о взыскании с «Севмаша» 43,76 млн долларов США в качестве компенсации за срыв контракта на поставку химических танкеров норвежской компании.[8]
Всего на заводе «Севмаш» с момента его основания построено 45 боевых надводных кораблей (23 морских охотника, 20 эсминцев и 2 лёгких крейсера), 35 дизель-электрических и 128 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами подводных лодок (38 первого поколения, 63 — второго и 27 — третьего). В их число входят первая советская АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» (проект 627 «Кит»), а также АПЛ К-162 (проект 661 «Анчар»), установившая рекорд скорости для подводных лодок, не превзойденный до сих пор. На данный момент на предприятии строятся первые российские атомные подводные лодки четвертого поколения по проектам 885 «Ясень» и 955 «Борей».
Подводная лодка проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО — «Typhoon» SSBN) — самая большая в мире атомная подводная лодка.
Почтовая марка с изображением первой советской атомной подводной лодки — К-3 «Ленинский комсомол» (проект 627 «Кит»).
АПЛ К-433 (проект 667БДР "Кальмар") в бухте Провидения после форсирования Чукотского моря желобом Геральда. Рубка повреждена в результате удара о лёд при всплытии.
Торжественный спуск атомного подводного многоцелевого крейсера «Северодвинск» на воду.
Атомный подводный ракетный крейсер 4-го поколения "Юрий Долгорукий" на испытаниях.
Атомный подводный ракетный крейсер 4-го поколения (АПЛ) "Александр Невский" накануне вывода из цеха.
Предприятие является крупным поставщиком оборудования для нефтегазовых компаний.
В период с 2002 по 2005 год на территории предприятия производилось строительство четырёх суперблоков нижней (кессонной) части уникальной морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная», предназначенной для разработки одноименного месторождения в Печорском море. В 2006 году нижняя часть платформы была состыкована с готовой верхней частью, демонтированной со списанной платформы «Хаттон» (англ. «Hutton»). В 2010 году завершился этап заводского изготовления платформы, после чего она была отбуксирована на 35-й судоремонтный завод в Мурманск.
Контракт на строительство первой мегаяхты проекта А133 был подписан в декабре 2004 года[9]. Заказчиком выступило ООО «СК Балтика» (Москва)[10], представляющее интересы фирмы Julesburg Corp., а проект был разработан ООО «Агат Дизайн Бюро» (Санкт-Петербург). Торжественная закладка состоялась 27 мая 2005 года[9][11] в цехе № 18. 8 октября 2010 года[12][13] корпус мегаяхты под названием «Graceful» (рус. «Грациозный(-ая)») был спущен на воду (в некоторых СМИ этот корпус ошибочно назвали уже вторым, построенным на заводе[12][14]), после чего отправлен на буксире на достройку в Германию. 1 ноября во время буксировки корпус яхты оторвался от польского буксира и был выброшен на скалы на севере Норвегии (местечко Стё, дистрикт Вестеролен)[15][16][14].
В процессе постройки первой яхты проект А133 претерпел изменения и получил шифр А1331, под которым 30 мая 2006 года[17] была заложена вторая мегаяхта. При этом контракт на строительство корпуса второго судна был подписан в день закладки первого — 27 мая 2005 года[18]. Модифицированный проект отличается в частности увеличенной длиной корпуса, дальностью плавания и наличием вертолетной площадки[18].
Территория СЕВМАША включает в себя и бывший Николо-Корельский монастырь, известный с 1417 года.
В 1584 году, в связи со все возрастающим ростом морских торговых связей Русского государства с европейскими государствами, в устье Северной Двины был основан новый город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший затем главным морским портом Русского государства.
Постепенно, с ростом морских торговых связей Архангельска, его предшественник морского основного северного порта Русского государства — Николо-Корельский монастырь и порт монастыря начинают терять своё прежнее торговое и экономическое значение.
И основой хозяйства в Николо-Корельском монастыре постепенно становятся рыбный и соляной промыслы, а также разведение скота.
Именно в извозе Николо-Корельского монастыря в 1731 отправился на учебу в Москву впоследствии первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, уроженец поморских земель Михаил Васильевич Ломоносов.
В начале XXI века Никольский собор был передан Православной церкви.
22 августа 2009 года в в Никольском соборе бывшего Николо-Корельском монастыре совершил всенощное богослужение Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В декабре 2009 года на Никольском соборе бывшего Николо—Корельского монастыря были установлены 5 куполов и крестов. Купола собора были утрачены в 1933 году из-за пожара, предположительно вызванного молнией. Барабаны собора были разрушены в 1936 году.
Восстановление велось на средства прихожан. Стальные купола были изготовлены в цехах 7(А) и 40, кресты — в цехе 42 ПО «СЕВМАШ».
Завод № 402.