17-10-2023
«Ивановский автокрановый завод», (ОАО «Автокран») | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Щёголев, Николай Григорьевич |
Отрасль |
Машиностроение, Производители кранов |
Продукция |
автомобильные, краны на специальном шасси «КС», краны-манипуляторы под маркой «Ивановец», запасные части на автокраны «Ивановец». |
Число сотрудников |
> 2000 чел.[1] |
Сайт |
http://cranes.ru// |
Ивановский автокрановый завод — предприятие по производству стреловых кранов на автомобильном, специальном и короткобазном шасси, а также кранов-манипуляторов, находится в г. Иваново .
Специализируется на выпуске:
ОАО «Автокран» выпускает широкий спектр комплектующих к кранам собственного производства.
Является крупнейшим предприятием России и стран СНГ по производству автомобильных кранов[2], крупнейшим производителем опорно-поворотных устройств на всей территории бывшего СССР[3], а также единственным производителем и поставщиком автомобильных кранов военного назначения в России, включенным в соответствии с решением Рособоронзаказа в «Реестр единственных поставщиков российских производителей вооружения и военной техники». Заводом разработаны автокраны грузоподъёмностью 16, 25 и 50 т, которые приняты на снабжение ВС РФ и ежегодно поставляются для нужд Министерства обороны в рамках Гособоронзаказа[4].
Среди постоянных партнёров ОАО «Автокран» — Спецстрой России, компании РАО «Газпром», РАО «ЕЭС», «Сургутнефтегаз», Министерство обороны РФ, МЧС России и др. Кроме того, ОАО «Автокран» постоянно развивает сотрудничество с зарубежными машиностроительными компаниями[5].
Содержание |
По Постановлению Совета Министров СССР в 1950 году началось строительство Завода автомобильных кранов в Ивановской области[2]. Датой образования считается осень 1954 года, когда заводом был изготовлен первый автомобильный кран К-51 грузоподъёмностью 5т с механическим приводом на шасси МАЗ-200[2], [6].
В 1956 году завод строился и расширял производственные мощности: построены вспомогательные цеха — заготовительный, инструментальный, механический и сборочный, а в 1957 году введён сталелитейный цех[2]. В следующем, 1958 году предприятие осваивает выпуск автокранов на экспорт[2].
С 1960 года предприятие начинает выпуск техники под заказ Минобороны СССР[2].
В 1962 году был выпущен кран модели 8Т-210 для нужд МО, грузоподъёмностью 6,3т на шасси Урал-375. На базе 8Т-210, впоследствии появилась модификация 8Т-210А, где в качестве базового автомобиля применен автомобиль Урал-375Е[7].
В период 1960—1970-х годов завод становится главным предприятием страны по выпуску автомобильных кранов[2].
С 1966 года завод начал выпуск опорно-поворотных устройств (ОПУ), предназначенных для использования в конструкциях строительных, дорожных и других машин с поворотным рабочим оборудованием[8].
В 1968 году завод налаживает серийное производство автомобильных кранов КС-3562А грузоподъёмностью 10т с гидравлическим приводом механизмов и гибкой подвеской стрелы на шасси МАЗ-500[9].
С 1974 года завод начал выпуск модели с жёсткой подвеской телескопической стрелы коробчатого сечения, гидравлического полноприводного автомобильного крана КС-3571 грузоподъёмностью 10т[10].
13 мая 1975 года Постановлением Совета Министров СССР № 400 было образовано Производственное объединение (ПО) «Автокран»[8]. В состав ПО «Автокран», кроме Ивановского завода автомобильных кранов (ИЗАК), были включены:
В дальнейшем в состав ПО «Автокран» были введены:
Ивановский завод стал головным предприятием этой шестёрки предприятий[2].
В дальнейшем на заводе по плану технического перевооружения была разработана техническая документация, подготовлено производство и начат серийный выпуск новых моделей автомобильных кранов КС-3577, КС-2573 и КС-3576, заменявших снятые с производства и морально устаревшие краны КС-3571, КС-3572 и КС-2572[8]. Автомобильный кран КС-3577 грузоподъёмностью 12,5т с гидравлическим приводом механизмов стал базовой моделью для серии автомобильных кранов «Ивановец» на шасси МАЗ-5334 и МАЗ-5337: краны КС-3577-2, КС-3577-3 и КС-3577-4[11].
С начала 80-х и до середины 90-х годов Ивановский завод выпускает около 5000-5200 машин в год, при числе работающих 5,5 тысяч человек[8]. Благодаря стабильным государственным заказам 10 % автокранов ежегодно уходили в войска, автомобильное и строительное хозяйства потребляли все остальные выпущенные автокраны[8].
В соответствии с Приказом Министра тяжёлого машиностроения СССР В. М. Величко от 26.10.1990 г. № 514 Ивановский завод автомобильных кранов был преобразован в акционерное общество «Автокран»[8].
В 1991 году из состава ПО «Автокран» уходит ГСКТБ Краностроения[8]. Завод переходит на самостоятельное проектирование автомобильных кранов и технологическую подготовку производства[2], [8].
В 1992 году заводом был спроектирован и освоен выпуск гидравлического автомобильного крана КС-3574 грузоподъёмностью 14т с гидравлическим выдвижением опор на шасси повышенной проходимости Урал-5557[2], [8], [12], а в следующем году на его базе появился автокран КС-3574К на серийном шасси КамАЗ-53213.
В 1994 году завод освоил массовое производство полностью гидравлических автокранов, освоив выпуск 16«тонных» кранов с 3-х секционной телескопической стрелой: модели КС-35714 на шасси Урал-5557 и модели КС-35715 на шасси МАЗ-5337[2], [8].
Позднее завод освоил вариант и на шасси КамАЗ-53213 — автокран модели КС-35714К[8]. Специализируясь на производстве автокранов 3-ей группы грузоподъёмности (до 16т), завод в 1995 году изготовил опытные образцы автомобильных кранов 4-ой группы. Это были 22«тонные» краны модели КС-45717 на шасси Урал-5557 и модели КС-45717К на шасси КамАЗ-53213[8].
22 марта 1995 года Акционерное общество закрытого типа «Автокран» преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Автокран», с 1997 года — Открытое акционерное общество «Автокран»[8]. С 1996 года завод стал выпускать 50 «тонную» модель КС-6973 на специальном шасси автомобильного типа повышенной проходимости производства Курганского завода колёсных тягачей (КЗКТ)[2], [8]. А в следующем, 1997 году, на базе этого крана разработан (серийный выпуск с 1998) автокран с 4-х секционной телескопической стрелой модели КС-6973А на специальном шасси автомобильного типа МЗКТ-6923. В том же году были изготовлены и успешно прошли государственные испытания 3 модели «тонных» автомобильных кранов, моделей КС-45717-1, КС-45717А-1, модели КС-45717К-1 соответственно на шасси Урал-4320, МАЗ-63038 и КаМаЗ-53229[8].
Политические изменения в стране в конце 90-х годов и переход страны на «рыночные рельсы» привел к разделению производственного объединения на отдельные предприятия, конкурирующие между собой. На российском рынке появляются автокраны с бывших заводов ПО «Автокран»[8].
В середине 1998 года ОАО «Автокран» вступает в процедуру банкротства. Выпуск автокранов сворачивается до 35 штук в месяц. Завод лихорадит из-за не поставки комплектующих[8]. До 80 % персонала находится в простое. На предприятии сокращается трудовая неделя, устанавливается 7-ми часовой рабочий день. Штат предприятия сокращается до 2,7 тыс. человек[8].
В мае 2000 года, после выхода из банкротства и изменения рыночной ситуации, заводом разрабатывается «Программа» по выпуску 6 автокранов в смену, из которых три — 25 «тонные». Параллельно организуется сборка 50«тонных» — по два в месяц[8].
В 2000 году совместными усилиями специалистов ОАО «Автокран» и ОАО «Брянский завод колесных тягачей» было спроектировано и изготовлено для 50 «тонного» крана КС-6973Б базовое специальное шасси автомобильного типа высокой проходимости БЗКТ-69098[8]. В том же году была завершена разработка конструкторской документации и начато изготовление опытных образцов автомобильных кранов грузоподъёмностью 32т с 4-х секционной телескопической стрелой из высокопрочных низколегированных сталей на базе моделей: КС-55717, КС-55717А на шасси КаМаЗ-53229 и МАЗ-630303. Серийный выпуск этих моделей освоен в 2002 году[8].
В 2001—2002 годах ОАО «Автокран» совместно с «Брянский завод колесных тягачей» созданы краны грузоподъёмностью 32т КС-59711 на 3-осном шасси БАЗ-8026 и модели КС-59712 на 2-осном шасси БАЗ-8027[13].
На V Международной специализированной выставке «Cтроительная техника и технологии — 2004» (СТТ-2004, г. Москва завод представил совместно разработанную в 2003 году с ОАО «Брянский завод колесных тягачей» и немецкими партнерами опытную модель 100 «тонного» крана КС-8973 на специальном шасси высокой проходимости КШ-8973[8]. На проводившейся в июне VI международной специализированной выставке «Строительная техника и технологии — 2005» (СТТ-2005, г. Москва) ОАО «Автокран» представило два новых автомобильных крана:
В мае следующего года, на VII международной специализированной выставке «Строительная техника и технологии — 2006» (СТТ-2006, г. Москва) предприятие представило три модели:
Предприятие готовится к выпуску крана КС-59713 на специальном короткобазном шасси грузоподъёмностью 32т с 5-ти секционной телескопической стрелой[8]. В июне 2010 года международной специализированной выставке на выставке «Строительная техника и технологии — 2010» (СТТ-2010, г. Москва) предприятие представило две модели кранов «Ивановец» на специальном 4-осном шасси «БАЗ-8033»:
На этой же выставке ОАО «Автокран» также представило широкой публике образец гусеничного крана с индексом ДГК 50.1, разрабатывавшийся в течение 2 лет. Модель имеет решётчатую стрелу (длина с гуськом 62 м) и обладает грузоподъёмностью 50 тонн. В планах компании выпуск гусеничного 100 «тонника» с телескопической стрелой[15].
Кроме того, «Автокран» в конце 2009 года привлёк кредиты Международной финансовой корпорации (IFC, инвестиционное подразделение группы Всемирного банка) сроком на 4 года и 10 месяцев на $10 млн и 500 млн рублей и у ЕБРР в апреле 2007 года на $40 млн на 8 лет[23],[24]. По итогам 2009 года «Автокран» получил убыток в 423 млн руб. против чистой прибыли в 5,9 млрд руб. годом ранее[23],[24].
В настоящее время на предприятии проводится реконструкция мощностей и обновление оборудования. Уже вступили в строй два новых цеха — сборочный цех манипуляторов и цех производства овоидных стрел для башенных кранов мощностью 5 тысяч единиц ежегодно. Общий объём инвестиций в новые мощности превысил 800 млн рублей[1].
В составе предприятия: Металлургические, кузнечно-прессовые, механообрабатывающие, сварочные, окрасочные мощности. Имеются собственные проектно-конструкторские и технологические подразделения[16]. Главная производственная площадка расположена в г. Иваново, кроме того, в состав группы входит «Газпром-кран» (г. Камышин)[23].
В советскую эпоху ПО «Автокран» относился к структуре Минстройдормаша, а затем к Министерству Тяжёлого Машиностроения СССР. В соответствии с Приказом Министра тяжёлого машиностроения СССР В. М. Величко от 26.10.1990 г. № 514 Ивановский завод автомобильных кранов был преобразован в акционерное общество «Автокран»[8].
В разное время завод выпускал:
За свою историю заводом было выпущено:
Автокраны под маркой «Ивановский завод автомобильных кранов» экспортировались в более чем 30 стран мира[2]. Краны экспортировались в государства Европы, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии[19].
Производители кранов СНГ | ||
---|---|---|
Автокран • Атоммаш • Балткран • ВКЗ • Газпром-кран • ГАКЗ • ДЗАК • Запорожкран • ЗЭМЗ • ЗПТО им С. М. Кирова • Сокол • Стройтехника • ИвЭнергомаш • ИНМАН • КАЗ • КМЗ • Завод 1 Мая • Механический завод • НКЗ • НКМЗ • НКСЗ • ОЗТК — ХК «Краян» • ОМЗ • РКЗ • Рускран • Сибтяжмаш • Строммашина • Сухоложский крановый завод • ТулаЖелдорМаш • Тяжмаш • Угличмаш • УМЗ № 2 • Уралмашзавод • УКЗ • УМЗ • ЧКЗ • ЧМЗ • ЮМЗ |
Ивановский автокрановый завод.