13-10-2023
Кана́винский мост — первый из постоянных мостов через реку Ока, расположенный на территории Нижнего Новгорода. Первоначальное название — «Окский». Соединяет верхнюю, нагорную, часть города с нижней, заречной.
Содержание |
Длина моста 795,5 метров, ширина — 23,6 метра[1]. Русло перекрыто шестью арочными металлическими пролетными строениями расчетным пролетом 121,0 м. Одна из опор находится в северной части острова Гребнёвские пески, отделяющего Гребнёвский канал от основного русла Оки. На южной части острова находится опора метромоста.
До 2010 года по мосту проходили трамвайные пути. В данный момент движение трамваев, маршруты которых пролегали через мост, перенесено на Молитовский мост.
Построен в 1930—1935 годах. Движение по мосту открыто 2 апреля 1933 года.[2]
В 1968—1972 годах по проекту «Гипротрансмост»[3] проведён первый капитальный ремонт моста.
По результатам обследования, осенью 1995 года, общее техническое состояние моста было признано неудовлетворительным. В период 1995—1996 годах проведена частичная реконструкция моста: устроен сточный треугольник, уложена гидроизоляция, заменены деформационные швы, уложено новое трамвайное полотно. При этом было выполнено только 20% работ от запланированного объёма, «сэкономили» в том числе и на лакокрасочных и антикоррозионных покрытиях в результате чего уже через 14 лет конструкции находились в аварийном состоянии.[1]
В 2000 году было проведено обследование конструкций моста, после чего было получено разрешение на продление срока службы моста.[4]
В ноябре 2008 года московский институт «ИМИДИС» провёл полное обследование моста.[4] Исходя из полученных результатов было принято решении о полном закрытии грузового движения в марте 2009 года, а трамвайного — с 18 апреля 2009 года.[4]
12 февраля 2010 года в результате конкурса был выбран разработчик проекта по капитальному ремонту моста.[5] На проектные работы было отведено 150—180 календарных дней.[5] Проект должен предусматривать замену железобетонного полотна, с последующей укладкой трамвайных путей по технологии широкоплоскостных плит и асфальтобетонного покрытия, армированного геосетками.[6] Также для соблюдения нормативных показателей планируется расширение моста с 23,6 до 29,6 метров.[1] Ширина проезжей части для автомобилей составит 2х8,5 м, для трамваев — 7,5 м.[1]
В марте 2010 года результатам экспресс-обследования моста было принято решение о его закрытии с 3 апреля 2010 года.[7] При этом было выявлено, что металлоконструкции прослужившие свыше 76 лет сохранились лучше, чем те, которые были установлены в период с первого капитального ремонта моста 1971 года.[7]
В апреле и. о. мэра Нижнего Новгорода Сергей Гладышев сообщил, что при реконструкции от старого моста останутся только опоры.[8] Стоимость работ составит около 3 млрд рублей, основным источником финансирования будут федеральные субсидии и кредиты.[8] Продолжительность проектных работ составит около 8 месяцев, строительных — более 2 лет.[8]
3 апреля для движения автотранспорта было оставлено только две полосы, по одной с каждого края. Было запрещено движение автомобилей полной массой более 3,5 тонн, а максимальная скорость ограничена 40 км/ч.[9] Основная часть маршрутов пассажирского транспорта была перенесена на метромост, а несколько маршрутов — на Молитовский мост.[9] 6 апреля, в первый рабочий день после введённых ограничений, в часы пик были зафиксированы большие автомобильные пробки.[10] Не дождавшись нужных автобусов, жители города были вынуждены добираться из одной части города в другую пешком, в том числе через мост.[10][11][12] Также был отмечен рост числа пассажиров, перевозимых трамваями с 118 тыс. до 147 тыс. в сутки.[13] В знак протеста против закрытия моста в первые две недели жителями города были проведено несколько пикетов.[14] 12 мая был открыт водный маршрут, обслуживаемый судном на воздушной подушке, от ул. Акимова, 59 до Александровского сада.[15] Но он сразу подвергся критике за высокую стоимость проезда в 60 рублей (автобусы — 14 рублей), интервал движения — 1 час и необустроенные пристани.[15]
17 мая было сообщено, что мэром города и губернатором области принято решение о дополнительном обследовании моста сотрудниками Нижегородского архитектурно-строительного университета.[16] Завершить которое планируется в начале августа.[17] Последующие действия будут определяться в том числе и результатом этого обследования.[16]
16 июня министр строительства Нижегородской области Владимир Челомин сообщил, что реконструкция моста начнётся через 7-10 лет, когда будут достроены подходы к метромосту, расширен Окский Съезд и построен мост в Подновье.[18] До реконструкции будет проведён ремонт аварийных участков, без полного закрытия движения, продолжительностью 9 месяцев.[18]
26 июля началась установка строительных ограждений центральной части моста.[19] Ремонт планировалось начать с демонтажа трамвайных путей и ремонта опор в центральной части моста.[19]
Движение по шести полосам было вновь открыто 4 ноября 2010 года.[20]
Канавинский мост.