Lt304888.ru

Туристические услуги

Катастрофа Ил-76 в Мирном

31-05-2023

Катастрофа в Мирном

Последствия катастрофы
Общие сведения
Дата 1 ноября 2009 года
Время 07:49 YAKT
Характер LOC-I (потеря управления)
Причина Ошибки экипажа при подготовке самолёта к вылету
Место в 1,9 км от контрольной точки аэропорта Мирный, Мирный (Россия)
Координаты
Погибшие 11 (все)
Раненые 0
Воздушное судно
Разбившийся самолёт за 2 года и 2 месяца до катастрофы
Модель Ил-76МД
Принадлежность МВД России (70-й отдельный смешанный авиационный полк особого назначения Внутренних войск)
Пункт вылета Мирный
Остановки в пути Иркутск
Пункт назначения Чита
Бортовой номер RF-76801
Дата выпуска 31 августа 1989 года
Пассажиры 4
Экипаж 7
Выживших 0
Медиафайлы на Викискладе

Катастрофа Ил-76 в Мирном — авиационная катастрофа, произошедшая 1 ноября 2009 года. Транспортный самолёт Ил-76МД, принадлежавший 70-ому отдельному смешанному авиационному полку особого назначения Внутренних войск МВД России[1][2], выполнял грузовой рейс по маршруту МирныйИркутскЧита, но всего через 59 секунд после взлёта врезался в отвал алмазного рудника «Мир» и полностью разрушился[1][3][4][5]. Погибли все находившиеся на его борту 11 человек — 7 членов экипажа и 4 пассажира (сменный экипаж)[1][2][3][4][6].

Самолёт

Ил-76МД (регистрационный номер СССР-76801, заводской 0093495866, серийный 72-07) был выпущен Ташкентским авиационным производственным объединением имени В. П. Чкалова (ТАПОиЧ) 31 августа 1989 года. 12 марта 1990 года был передан МВД СССР (ВВ МВД СССР), с 16 мая 1992 года — МВД России (ВВ МВД России). В августе 1995 года был перерегистрирован и его б/н сменился на RA-76801. С января по август 2007 года находился на хранении, пока не был передан 70-ому отдельному смешанному авиационному полку особого назначения Внутренних войск МВД России, базировавшемуся в Ермолино (аэродром Ермолино); бортовой номер при этом снова сменился на RF-76801. Оснащён четырьмя турбореактивными двигателями Д-30КУ производства Рыбинского моторостроительного завода. По состоянию на 13 апреля 2007 года, налетал 3908 часов[1][4][7].

Экипаж и пассажиры

На борту Ил-76 в момент катастрофы находилось 11 человек[1][3][8][9][10]:

Экипаж

Пассажиры (сменный экипаж)

  • Командир экипажа — 31-летний майор Ильдар Ханифович Хисамов.
  • Помощник командира — 30-летний майор Дмитрий Валерьевич Борисов.
  • Штурман — 29-летний майор Сергей Александрович Харченко.
  • Бортинженер — 40-летний подполковник Николай Михайлович Киреев.

Хронология событий

Обломки борта RF-76801

31 октября 2009 года Ил-76МД борт RF-76801 доставил в Мирный партию коммерческого груза. После посадки самолёта командир привёл в действие электрическую часть системы стопорения рулей и элеронов, включение системы сопровождалось световым сигналом «СТОПОР ВКЛ.»[1]. 1 ноября (в день катастрофы) система стопорения так и не была отключена[1][4] и сигнал «СТОПОР ВКЛ.» продолжал гореть, но командир экипажа воспринял это как ложное срабатывание и принял решение на взлёт[1][4][2].

Перед взлётом командир выполнил проверку работоспособности системы управления элеронами путём отклонения штурвала влево, а затем вправо. Во время отклонения штурвала вправо произошло стопорение правого элерона вследствие срабатывания его стопорного механизма[1].

В 07:48:04 борт RF-76801 вылетел из аэропорта Мирный[1]. В процессе разбега начал развиваться кренящий момент вправо[1]. Отрыв самолёта от ВПП произошёл с креном 8° вправо, который продолжал интенсивно увеличиваться. Экипаж попытался парировать крен отклонением педали и штурвала влево, но ход штурвала влево был ограничен механизмом стопорения правого элерона. Командир экипажа, находясь в стрессовом состоянии, и в виду скоротечности развития особой ситуации, не предпринял никаких действий по рассоединению проводки управления самолётом в поперечном канале, предусмотренных руководством по лётной эксплуатации. На 59-й секунде полёта с креном около 90°, на скорости 364 км/ч и с незначительной вертикальной скоростью снижения борт RF-76801 в 1893 метрах от контрольной точки аэропорта Мирный врезался в отвал алмазного рудника «Мир», затем рухнул на поле, полностью разрушился и загорелся. Все 11 человек на его борту погибли[1].

Расследование

Памятная плита на месте катастрофы

Расследование причин катастрофы проводила Транспортная прокуратура Российской Федерации[11][12]. Комиссия из числа представителей главного командования внутренних войск МВД России вылетела в Якутию для участия в расследовании причин катастрофы[13][14][15]. 3 ноября подтвердилась информация о об обнаружении бортовых самописцев самолёта[16].

Память

Через 7 дней после катастрофы, 8 ноября 2009 года, на месте катастрофы борта RF-76801 были установлены памятная плита и крест[17]. 1 ноября 2010 года, в первую годовщину катастрофы, на месте падения самолёта был установлен мемориал с памятной плитой.

См. также

Примечания

  1. ↑ Катастрофа Ил-76МД близ а/п Мирный (борт RF-76801), 01 ноября 2009 года. war.airdisaster.ru. Дата обращения: 18 декабря 2021. Архивировано 18 декабря 2021 года.
  2. ↑ Архивировано 15 февраля 2020 года.
  3. ↑ Архивировано 18 декабря 2021 года.
  4. ↑ Архивировано 18 декабря 2021 года.
  5. Архивировано 18 декабря 2021 года.
  6. Russia cargo jet crash kills 11 (1 ноября 2009). Архивировано 18 декабря 2021 года. Дата обращения: 18 декабря 2021.
  7. Архивировано 19 декабря 2021 года.
  8. Архивировано 18 декабря 2021 года.
  9. Архивировано 18 декабря 2021 года.
  10. Архивировано 18 декабря 2021 года.
  11. Архивировано 18 декабря 2021 года.
  12. Архивировано 18 декабря 2021 года.
  13. Архивировано 18 декабря 2021 года.
  14. Архивировано 18 декабря 2021 года.
  15. Архивировано 18 декабря 2021 года.
  16. Архивировано 18 декабря 2021 года.
  17. Архивировано 18 декабря 2021 года.

Катастрофа Ил-76 в Мирном.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01