19-10-2023
Катастрофа на Арале | |
Ли-2 компании Аэрофлот |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
11:30 (09:30 МСК) |
Характер | |
Причина |
Ошибка экипажа |
Место |
мыс Байгубекмурын Аральского моря, Актюбинская область (КазССР, СССР) |
Координаты |
|
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Казахское территориальное управление ГВФ, 158 ОАО) |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
СССР-84717 |
Дата выпуска |
июль 1948 года |
Пассажиры |
6 |
Экипаж |
4 |
Погибшие |
3 |
Выживших |
7 |
В пятницу 9 марта 1962 года на побережье Аральского моря потерпел катастрофу Ли-2 компании Аэрофлот, в результате чего погибли 3 человека.
Содержание |
Ли-2 с бортовым номером СССР-84717 (заводской — 18429706, серийный — 297-06) 158-го объединенного авиаотряда Казахского территориального управления гражданского воздушного флота был выпущен Ташкентским авиазаводом в июле 1948 года и изначально имел бортовой номер Л4509. Перерегистрирован был в 1959 году, а всего и на момент катастрофы имел 13 738 часов налёта[1][2].
Самолёт прибыл из Чимкента в Аральск 8 марта по заявке Аральской гидрометеообсерватории, которая запрашивала провести ледовую разведку на Аральском море. Пилотировал его экипаж из 158-го отряда, который состоял из внештатного пилота-инструктора А. Я. Правдина, командира (КВС) А. М. Баёва, бортмеханика-инструктора И. В. Полева и бортрадиста-инструктора Д. Х. Куприянова. На следующий день 9 марта с экипажем была предполётная подготовка, но так как гидролога-аэролога при этом не было, то и особенности полётов на ледовую разведку не изучали. Полёт должен был проходить по маршруту вдоль западных и восточных берегов моря: Аральск — Авань — Барсакельмес — Актумсык — остров Лазарева — Тигровый Хвост — Муйнак — Уялы — Каска — Кулан — Аральск. При этом в задании на полёт указывалось, что самолёт должен был отвезти четырёх гидрометеорологов на метеостанцию на мысе Актумыс, а затем ещё совершить посадку в Муйнакском аэропорту. Помимо гидрометеорологов, на борту также находился директор гидрометеостанции, который отвечал за собственно проведение ледовой разведки, а также не записанный в полётное задание директор школы, который летел по служебным вопросам в Муйнак[1].
Согласно выданному экипажу прогнозу погоды, на севере и западе моря ожидался туман с видимостью менее 1000 метров; в центре — облачность с отдельными разрывами и высотой 200—300 метров, без осадков; на юге — верхняя и средняя облачность при видимости 4—10 километров. Экипаж перед вылетом не стал проходить медосмотр, что диспетчер не проконтролировал и разрешил взлёт. В 09:52 (07:52 МСК) Ли-2 вылетел из Аральского аэропорта и после набора высоты занял заданный эшелон 1800 метров. В 11:04 экипаж доложил о пролёте острова Барсакельмес на высоте 1800 метров, что было выше облаков, а земля при этом просматривалась. Затем в 11:15 экипаж запросил привод Аральска, на что диспетчер через минуту подтвердил, что привод работает. После этого самолёт на связь больше не выходил[1].
Доложив пролёт острова Барсакельмес, экипаж затем не стал запрашивать разрешения на снижение у диспетчера аэропорта Джусалы, начав самовольно снижаться по курсу 220—240°, чтобы выполнить задание по разведке ледовой обстановки. На высоте 800 метров Ли-2 вошёл в слой разорванных облаков из которых затем вышел на высоте 400 метров. Пилотировал его в этот момент инструктор, горизонтальная видимость составляла 2—3 километра и было видно поверхность воды. Экипаж держал курс к западному берегу, а затем выполнять полёт вдоль него. Пилот-инструктор даже повернул с курса 240° на курс 305°, чтобы быстрее выйти к берегу. Он старался держать самолёт под облаками, но в свою очередь их высота постепенно понижалась по мере приближения к берегу, а затем на высоте около 100—150 метров авиалайнер влетел в туман, при этом видимость сильно упала[1].
Неожиданно сквозь туман экипаж увидел прямо по курсу обрывистый берег, поэтому пилоты резко потянули штурвалы «на себя», пытаясь перелететь его. Но в 11:30 (09:30 МСК) Ли-2 врезался правой плоскостью крыла в край берега, от чего та разрушилась. Далее авиалайнер упал на плато высотой 211 метров и помчавшись по нему начал разрушаться, при этом оторвало и левую плоскость. В 226 метрах от края берега самолёт остановился и загорелся[1].
Когда экипаж перестал выходить на связь, то поиски не были сразу организованы, так как считалось, что он остановился на ночь на одной из точек с которой не было связи. Лишь на следующее утро поиски были начаты, а вскоре обломки авиалайнера обнаружили на мысе Байгубекмурын. При этом погибли бортмеханик и два гидрометеоролога, а остальные были ранены. В тот же день всех раненных самолётом Ан-2 доставили в больницу Аральска[1].
Грубое нарушение экипажем требований НПП ГА-58, выразившееся в выполнении полёта над водной поверхностью к берегу в условиях плохой погоды (туман), на высоте, не обеспечивающей безопасность полёта.
Другие причины: Плохая организация подготовки и выпуска экипажа на ледовую разведку:
- не были конкретно разработаны вопросы порядка выполнения данного полёта;
- отсутствует инструкция по производству полётов по ледовой разведке в бассейне Аральского моря;
- на борт были взяты непредусмотренные при ледовой разведке лица, с целью их высадки на площадке метеостанции Актумсык и аэродроме Муйнак.
— [1]
← 1961 · Авиационные происшествия и инциденты 1962 года · 1963→ | |
---|---|
Катастрофа в Ульяновске (27 января) — Катастрофа на Арале (9 марта) — Рейс 007 Air France (3 июня) — Катастрофа под Софией (4 июня) — Рейс 117 Air France (22 июня) — Рейс 902 Аэрофлота (30 июня) — Рейс 40 Аэрофлота (6 июля) — Рейс 415 Аэрофлота (28 июля) — Катастрофа в Шереметьево (25 октября) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Катастрофа Ли-2 на Аральском море.