17-10-2023
Рейс 03 Аэрофлота | |
Ту-104А компании «Аэрофлот» |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
04:42 |
Причина |
не установлена (возможно, сбой в работе автопилота, либо сбит) |
Место |
15 км ЮЗ Куруна, Нанайский район Хабаровского края (РСФСР, СССР) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 202 АОРС) |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
03 |
Бортовой номер |
СССР-42366 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
79 |
Экипаж |
7 |
Погибшие |
86 (все) |
Катастрофа Ту-104 под Хабаровском — авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 3 сентября 1962 года в Нанайском районе (Хабаровский край). Ту-104А компании Аэрофлот выполнял пассажирский рейс из Хабаровска в Петропавловск-Камчатский, но через 10 минут после вылета рухнул на землю и разбился, при этом погибли 86 человек. На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в Советском Союзе.
Ту-104А с заводским номером 86601103 и серийным 11-03 был выпущен заводом № 166 (Омск) 27 сентября 1958 года. Лайнер продали Главному управлению гражданского воздушного флота, которое присвоило ему регистрационный номер СССР-42366 и к 12 октября направило в 202-й авиаотряд реактивных самолётов (Хабаровск) Дальневосточного территориального управления гражданского воздушного флота. Его два турбореактивных двигателя были модели АМ-3М и имели заводские номера 5210157 и 5210070. Пассажировместимость салона составляла 70 мест. Общая наработка четырёхлетнего самолёта на день катастрофы составляла 4426 лётных часов и 1760 циклов (посадок)[1][2].
Экипаж из 202-го АОРС имел следующий состав[1]:
Лайнер выполнял рейс 03 из Москвы в Петропавловск-Камчатский. До последней промежуточной остановки в Хабаровске полёт прошёл нормально. Согласно полученному экипажем перед вылетом прогнозу погоды, на маршруте ожидалась слоисто-кучевая облачность 7—10 баллов и верхней кромкой 8—9 километров. Фактически в аэропорту Хабаровска стояла сплошная (10 баллов) слоистая облачность высотой 60 метров, видимость достигала 20 километров. Так как такие метеоусловия не препятствовали выполнению полёта, то ночью 3 сентября в 04:32 по местному времени (21:32 2 сентября MSK) рейс 03 вылетел из Хабаровска. На борту самолёта находились 7 членов экипажа и 79 пассажиров: 58 взрослых и 21 ребёнок. Диспетчер КДП дал указание следовать по установленному коридору на Троицкое, набирая при этом высоту 4000 метров. В 21:39 с самолёта доложили о занятии высоты 4000 метров и следовании над облаками, после чего экипаж перешёл на связь с ГДРП. Диспетчер ГДРП в свою очередь дал рейсу 03 разрешение занимать предписанный эшелон 8000 метров[1].
Авиалайнер проходил высоту 4500 метров, когда спустя 1 минуту 37 секунд с момента последней связи с диспетчером командир экипажа Марсаков вновь вызвал ГДРП и дважды доложил: Бросило!. Далее последовали ещё тревожные сообщения: Трясет! и Бросило сильно на крыло!. Эти передачи с рейса 03 длились 36 секунд, после чего засветка лайнера исчезла с экрана радиолокатора. Согласно показаниям экипажа Ан-10 борт 11195, летевшего позади с интервалом в 4 минуты, они увидели сквозь облака сильное красное зарево, которое постепенно погасло. В 04:42 Ту-104 под углом около 50—60°, углом тангажа 10—20° и небольшим левым креном врезался в болото в Нанайском районе и в 15 километрах юго-западнее посёлка Курун (95,5 километров северо-восточнее аэропорта вылета). От удара авиалайнер полностью разрушился, а на его месте образовалась воронка, которую заполнило водой. Общий разброс обломков составил 200×70×80 метров. Все 86 человек на борту погибли[1]. На тот момент это была крупнейшая авиационная катастрофа в Советском Союзе[3].
По результатам расследования следственная комиссия не смогла установить причины катастрофы[1].
Техническая комиссия после проведения испытаний пришла к заключению, что причиной катастрофы послужило непреднамеренное включение автопилота АП-5-2, что при существующих регулировках рулевых машинок в условиях рейсового полёта и при запаздывании вмешательства экипажа может привести к созданию аварийной ситуации, особенно ночью и в сложных метеоусловиях. Аварийную ситуацию могло создать и непреднамеренное включение электроуправления триммером руля высоты, а также триммера элеронов, хотя последнее менее опасно, нежели включение триммера руля высоты. Что до непреднамеренного увода руля направления, то это аварийную ситуацию не создаст, хотя и значительно усложнит пилотирование самолёта. Если руль высоты после включения автопилота АП-5-2 отклонится, а балансировка самолёта будет выполняться триммером, то при последующем отключении автопилота во время полёта может возникнуть аварийная ситуация[1].
Стоит отметить, что гражданская комиссия не допускалась к материалам, попадающих под определение «Военная тайна». В связи с этим встречаются версии, что самолёт мог быть сбит ракетой класса «поверхность-воздух», запущенной с военного полигона Литовко[1][4].
|