16-04-2023
Рейс 9633 Як Сервис Авиакатастрофа под Ярославлем |
|
Президент России Дмитрий Медведев на месте катастрофы |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время | |
Характер |
Падение после взлёта |
Причина |
Ошибка экипажа |
Место | |
Координаты |
57°33′01″ с. ш. 40°07′18″ в. д. / 57.550160° с. ш. 40.121659° в. д. (O)(O) |
Погибшие |
44 |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
AKY 9633 |
Бортовой номер |
RA-42434[3] |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
37 |
Экипаж |
8 |
Выживших |
1 |
Изображения на Викискладе |
Катастрофа Як-42 под Ярославлем — авиакатастрофа международного чартерного рейса AKY 9633, перевозившего хоккейный клуб «Локомотив» (Ярославль) из Ярославля (Туношна) в Минск (Белоруссия).
Чартерный рейс AKY 9633 выполнялся авиакомпанией «Як Сервис» самолётом Як-42Д (борт RA-42434)[4]. В 15:58:36 по местному времени,[2] в простых метеоусловиях, самолёт начал разбег по взлетной полосе ярославского аэропорта «Туношна». Во время разбега самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, взлёт он произвёл с грунта в 400 метрах за её торцом. Полёт длился несколько секунд: самолёт набрал высоту не более 5—6 метров, затем столкнулся с радиомаяком, врезался в землю на берегу реки Туношонки (недалеко от её впадения в Волгу) [5] и взорвался. Часть обломков и хвост упали в реку.
Выжил только один человек: инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов. Погибли 44 человека. В связи с гибелью основного состава команда «Локомотив» (Ярославль) снялась с розыгрыша Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) в сезоне 2011—2012.
Официальное расследование катастрофы провёл Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Непосредственной причиной катастрофы названы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолёта, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. Определить, кто из них нажимал тормозные педали, не представилось возможным, так как это не регистрируется бортовыми самописцами. Расследование также выявило ряд способствовавших катастрофе факторов.
Самолёт выполнял взлёт с магнитным курсом 233° в простых метеоусловиях (ветер северный 360°, 3 м/с, видимость 10 км, облачность значительная слоисто-кучевая с высотой нижней границы 1 000 м, температура воздуха +18 °C)[6]. Фактический отрыв самолёта произошёл с поверхности грунта на удалении 400 метров от торца взлётно-посадочной полосы (ВПП), за её пределами; максимальная высота, которую набрал самолёт — 5–6 метров.[7] Самолёт столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 м от торца ВПП и имеющей высоту около 3 м, с контейнером КРМ, затем с интенсивным креном влево столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями и врезался в землю примерно в 600 м от торца ВПП. Основная часть фрагментов самолёта была разбросана на расстоянии 800–900 м от торца взлётной полосы.[6][8]
Всего в самолёте находилось 45 человек: 37 пассажиров и 8 членов экипажа. 43 человека погибли сразу (39 человек от мгновенных механических повреждений тела, 3 человека из-за утопления, 1 из-за термических повреждений тела)[9]. Хоккеист Александр Галимов и инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов были госпитализированы[10]. Оба после крушения самолёта оказались в реке. Хоккеиста подобрали сотрудники отряда особого назначения УТ МВД России по СЗФО; Галимов был в сознании, смог сам выбраться из горящего самолёта и назвал свою фамилию сотрудникам полиции. 12 сентября Галимов скончался[11] в НИИ им. Вишневского. Сизова, который также в первые минуты после катастрофы был в сознании, забрал автомобиль «скорой помощи»[12].
Матч на Кубок открытия КХЛ, проходивший 7 сентября в Уфе между командой-чемпионом «Салават Юлаев» и «Атлантом», занявшим в прошлом году второе место, после получения информации о трагедии в Ярославле был остановлен[13], а затем и отменён. 12 сентября эти же команды разыграли трофей под новым названием — Кубок «Локомотива»[14].
В ликвидации последствий катастрофы участвовали 44 единицы спецтехники и 103 человека, в том числе специалисты Главного управления МЧС РФ[15]. Все тела жертв катастрофы были найдены к утру 8 сентября[16].
Самолёт Як-42Д (регистрационный номер RA-42434[3], заводской 4520424305017) был собран Саратовским авиационным заводом. Первый полёт совершил 1 октября 1993 года, совершил 3112 циклов "взлет-посадка" и налетал 6490 часов (что в 2 раза меньше назначенного ресурса в 12000 часов). Оснащён тремя двигателями Д-36. Принадлежал авиакомпании «Протон» Космического центра имени М. Хруничева, у которой 9 июля 2008 года и был взят в лизинг авиакомпанией «Як Сервис». До «Як Сервис» самолёт эксплуатировался авиакомпаниями "Орел Авиа (Универсал)", "Быково Авиа", "Центр Авиа", "ФГУ АП "МЧС"", "Шар инк ЛТД", "Аэро Рент" и "Галактика"[3]. Срок действия сертификата лётной годности самолёта истекал 1 октября 2013 года. 16 августа 2011 года в Казани самолёт прошёл плановое техническое обслуживание, никаких неполадок обнаружено не было [17].
Всего у авиакомпании «Як Сервис» имелось в наличии семь самолётов типов Як-40 и Як-42Д (авиакомпания прекратила деятельность в связи с отзывом лицензии в 2011 году)[3].
Внешние изображения | |
---|---|
ХК "Локомотив" Ярославль (погибший состав) |
На борту находился основной состав хоккейной команды «Локомотив». Игроки направлялись в столицу Белоруссии, где на следующий день была назначена игра с местным «Динамо» — первый матч «Локомотива» в сезоне Континентальной хоккейной лиги 2011-2012[18].
ФИО | Возраст | Позиция | Гражданство | Судьба |
---|---|---|---|---|
Виталий Аникеенко | 24 года | Защитник | Россия / Украина | Погиб |
Михаил Баландин | 31 год | Защитник | Россия | Погиб |
Александр Васюнов | 23 года | Нападающий | Россия | Погиб |
Йозеф Вашичек | 30 лет | Нападающий | Чехия | Погиб |
Александр Вьюхин | 38 лет | Вратарь | Россия / Украина | Погиб |
Александр Галимов | 26 лет | Нападающий | Россия | Скончался в больнице |
Павол Демитра | 36 лет | Нападающий | Словакия | Погиб |
Роберт Дитрих | 25 лет | Защитник | Германия / Россия | Погиб |
Марат Калимулин | 23 года | Защитник | Россия | Погиб |
Александр Калянин | 23 года | Нападающий | Россия | Погиб |
Андрей Кирюхин | 24 года | Нападающий | Россия | Погиб |
Никита Клюкин | 21 год | Нападающий | Россия | Погиб |
Стефан Лив | 30 лет | Вратарь | Швеция | Погиб |
Ян Марек | 31 год | Нападающий | Чехия | Погиб |
Сергей Остапчук | 21 год | Нападающий | Россия / Белоруссия | Погиб |
Карел Рахунек | 32 года | Защитник | Чехия | Погиб |
Руслан Салей | 36 лет | Защитник | Белоруссия | Погиб[19] |
Карлис Скрастиньш | 37 лет | Защитник | Латвия | Погиб |
Павел Снурницын | 19 лет | Нападающий | Россия | Погиб |
Даниил Собченко | 20 лет | Нападающий | Россия / Украина | Погиб |
Иван Ткаченко | 31 год | Нападающий | Россия | Погиб |
Павел Траханов | 33 года | Защитник | Россия | Погиб |
Юрий Урычев | 20 лет | Защитник | Россия | Погиб |
Геннадий Чурилов | 24 года | Нападающий | Россия | Погиб |
Максим Шувалов | 18 лет | Защитник | Россия | Погиб |
Артём Ярчук | 21 год | Нападающий | Россия | Погиб |
Александр Галимов, после катастрофы госпитализированный в крайне тяжёлом состоянии с ожогами, по разным данным, восьмидесяти[20][21] или девяноста процентов тела[22], умер 12 сентября[11].
При опознании тел погибших мать Сергея Остапчука была близка к сердечному приступу[12]. Некоторые СМИ распространили сообщение о её смерти[23][24], но эта информация была опровергнута[12][25].
Юрий Урычев не мог сыграть в Минске из-за травмы и дисквалификации, но тем не менее решил присоединиться к летевшей в Минск команде, желая поддержать партнёров[26]. Вместо Александр Калянина на матч должен был лететь другой нападающий — Максим Зюзякин, но незадолго до рейса выяснилось, что Калянин оправился от травмы, и Зюзякина решили не брать на матч[27].
ФИО | Возраст | Должность | Гражданство | Судьба |
---|---|---|---|---|
Александр Карповцев | 41 год | тренер | Россия | Погиб |
Игорь Королёв | 41 год | тренер | Россия / Канада | Погиб |
Николай Кривоносов | 31 год | тренер по физической подготовке | Белоруссия / Россия | Погиб |
Брэд Маккриммон | 52 года | главный тренер | Канада | Погиб |
Тренера вратарей Йорму Валтонена Брэд Маккриммон попросил остаться в Ярославле и поработать с молодёжной командой «Локомотива»[12]. Таким образом, Зюзякин и Валтонен избежали катастрофы[26].
ФИО | Возраст | Должность | Гражданство | Судьба |
---|---|---|---|---|
Юрий Бахвалов | 47 лет | массажист | Россия | Погиб |
Александр Беляев | 48 лет | массажист | Россия | Погиб |
Андрей Зимин | 49 лет | врач | Россия | Погиб |
Евгений Куннов | 31 год | массажист | Россия | Погиб |
Вячеслав Кузнецов | 27 лет | массажист | Россия | Погиб |
Владимир Пискунов | 52 года | администратор | Россия | Погиб |
Евгений Сидоров | 43 года | методист | Россия | Погиб |
Экипаж состоял из восьми человек:
ФИО | Должность | Судьба |
---|---|---|
Соломенцев Андрей Анатольевич | КВС | Погиб |
Жевелов Игорь Константинович | Второй пилот | Погиб |
Журавлёв Сергей Валерьевич | Бортмеханик | Погиб |
Сарматова Елена Александровна | Бортпроводник | Погибла |
Максумова Надежда Музафаровна | Бортпроводник | Погибла |
Шалина Елена Михайловна | Бортпроводник | Погибла |
Матюшкин Владимир Юрьевич | Инженер по наземному обслуживанию планера и двигателей.
Находился в пассажирском салоне и членом экипажа не являлся. |
Погиб |
Сизов Александр Борисович | Инженер по наземному обслуживанию радиоэлектронного оборудования.
Находился в пассажирском салоне и членом экипажа не являлся.[4] |
Выжил[28] |
Александр Сизов госпитализирован с ожогами 15 % тела, переломами обоих бёдер, свода черепа, рёбер и повреждениями грудной клетки[29]. Первоначально его поместили в ярославскую больницу имени Соловьёва, главный врач которой утром 8 сентября оценил состояние Сизова как стабильно тяжёлое[30]. В тот же день Сизова и второго выжившего — Александра Галимова перевезли в Москву на самолёте МЧС России[31]. Сизова поместили в реанимационное отделение НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского и ввели в медикаментозный сон, чтобы он избежал шокового состояния[29]. 12 сентября департамент здравоохранения Москвы сообщил, что жизнь Сизова вне опасности и он был переведён из реанимации в обычную палату института[32]. Планируется, что Сизов получит единовременную материальную помощь в размере 500 тысяч рублей[33].
Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы[4].
7 сентября в Уфе проходил матч открытия нового сезона Континентальной хоккейной лиги 2011-2012 - матч на "Кубок Открытия" между "Салаватом Юлаевым" (Уфа) и "Атлантом" (Мытищи). Когда пришла новость о гибели "Локомотива", на 17 минуте матч был остановлен, на лед "Уфа-Арены" вышел президент КХЛ Александр Иванович Медведев и объявил о гибели ярославской команды.
Вечером 7 сентября в Ярославле прошла поминальная акция в честь погибших: люди собрались возле культурно-спортивного комплекса «Арена 2000», многие принесли цветы и свечи. По оценке одного из очевидцев, количество собравшихся составило от 10 до 12 тысяч человек[34]. В число возложивших цветы к импровизированному мемориалу вошёл президент Татарстана Рустам Минниханов, участник Мирового политического форума[35]. Похожие массовые акции состоялись в Минске, куда направлялся «Локомотив» (Белоруссию в клубе представляли игроки Руслан Салей и Сергей Остапчук, а также тренер по физической подготовке Николай Кривоносов), в Праге и Карловых Варах (оплакивали Йозефа Вашичека, Яна Марека и Карела Рахунека), Риге (почтили память Карлиса Скрастиньша), словацком Тренчине (в местном клубе «Дукла» два сезона провёл Павол Демитра)[36].
Президент РФ Дмитрий Медведев предложил радикально уменьшить количество авиакомпаний, при этом особенно подчеркнул, что решение не касается случившейся трагедии и, что слияния и ликвидации компаний, парк которых не превышает 20 самолётов, должны пройти в самое ближайшее время.[37]. Эксперты полагают, что такое решение приведет к исчезновению бюджетных авиакомпаний и, соответственно, к увеличению стоимости перелетов в будущем.[38] Также Президент высказался в пользу закупки зарубежных самолётов, даже в ущерб отечественному производителю.[39]
В Ярославской области был объявлен траур с 9 по 11 сентября[40].
Старт чемпионата Континентальной хоккейной лиги 2011/2012 годов был перенесён на 12 сентября[41]. До этого телеканал КХЛ-ТВ повторно транслировал матчи «Локомотива» двух предыдущих сезонов. Также канал провёл прямую трансляцию «Вечера-реквиема» по погибшим в катастрофе, который состоялся в Минске вечером 8 сентября[42].
9 сентября началась выплата страховых компенсаций семьям погибших пассажиров самолёта. Размер страхового возмещения составит 2 025 000 рублей за каждого погибшего[43]. Кроме того, семьи погибших должны получить по 300 тысяч рублей из бюджета Ярославской области и по 150 тысяч рублей — из бюджета Ярославля[44].
10 сентября в комплексе «Арена 2000» прошла церемония прощания с погибшими, на которой присутствовало около 100 тысяч человек[45]. В этот же день на «Арене Омск» состоялась церемония прощания с погибшим вратарём Александром Вьюхиным, проведшим десять лет в омском клубе «Авангард». Его похоронили рядом с другим хоккеистом — Алексеем Черепановым[46], который, также будучи игроком «Авангарда», скончался в 2008 году от остановки сердца во время матча. Губернатор Омской области Леонид Полежаев пообещал оказать материальную помощь семье Вьюхина и за счёт бюджета установить памятник на его могиле[47].
11 сентября на Староместской площади Праги прошла церемония прощания с Карелом Рахунеком, Яном Мареком и Йозефом Вашичеком. Председатель Чешского хоккейного союза Томаш Крал сообщил, что игровые номера 4, 15 и 63, под которыми они выступали в сборной Чехии, будут закреплены за ними навечно[48].
На месте авиакатастрофы планируется установить мемориал в честь погибших[49].
Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк заявил, что сборная России больше не будет пользоваться самолётами Як-42[12].
Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и болельщикам хоккеистов, погибших при крушении самолёта, и изменил программу участия в Мировом политическом форуме[50]. Утром 8 сентября Медведев в сопровождении губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова посетил место катастрофы и возложил цветы на берегу реки Туношонки, рядом с фрагментами разбившегося самолёта[51][52]. Позже на совещании с участием Медведева Вахруков заявил, что семьи погибших игроков получат «очень значительные выплаты по контрактным обязательствам», а также, что большое количество клубов изъявило желание помочь ярославскому «Локомотиву» и более 30 хоккеистов готовы перейти в «Локомотив», чтобы заменить погибших в его составе[53]. 12 сентября Дмитрий Медведев провёл совещание с участием президента «Локомотива» Юрия Яковлева, министра спорта Виталия Мутко, губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова, президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина и руководителей КХЛ и ФХР, посвящённое дальнейшей судьбе ярославского «Локомотива»[54].
В связи с авиакатастрофой соболезнования высказали президент Белоруссии Александр Лукашенко[55], председатель Верховной рады Украины Владимир Литвин[56], президент Украины Виктор Янукович[57], президент Республики Польша Бронислав Коморовский[58], президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов[59]. Александр Лукашенко принял участие в вечере-реквиеме, состоявшемся 8 сентября в «Минск-Арене»[60].
Соболезнования с связи с гибелью «Локомотива» выразили федерации хоккея Белоруссии[61], Бельгии[62], Великобритании[63], Германии[64], Израиля[65], Казахстана[66], Италии[67], Канады[68], Латвии[69], Люксембурга[70], Мексики[71], Норвегии[72], Нидерландов[73], Польши[74], Румынии[75], Словакии[76], Турции[77], Украины[78], Чехии[79], Швеции[80] и Эстонии[81]. Национальная хоккейная лига также выразила соболезнования[82]. Также соболезнования в своих Твиттер-аккаунтах выразили некоторые игроки Национальной хоккейной лиги[83]. Соболезнования также выразили футбольные клубы российской Премьер-лиги[84][85][86][87][88] и Первого дивизиона[89]. Выразили соболезнования различные футбольные команды из Белоруссии[90], Казахстана[91] и Украины[92]. Узбекский клуб «Пахтакор», основная команда которого в 1979 году потерпела авиакатастрофу, также выразил соболезнования[93]. «Манчестер Юнайтед», команда которого в 1958 году потерпела авиакатастрофу, выразили свои соболезнования и направили письмо с ними в клуб[94]. Федерация регби Украины выразила свои соболезнования, также было сообщено, что все мероприятия под эгидой этой организации 10 и 11 сентября начнутся минутой молчания[95].
Кроме того, с минуты молчания начинались все матчи 23-го тура чемпионата России по футболу[96], который состоялся 10—12 сентября[97], а также 27-го тура Футбольной Национальной Лиги, состоявшегося 12 сентября[98]. Футболисты играли в траурных повязках[96][98]. Игроки сборных команд России по баскетболу и волейболу, выступавшие в эти дни на чемпионатах Европы, также выходили на матчи с чёрными повязками[99].
11 сентября в польском Вроцлаве минутой молчания почтили память погибших зрители и участники боя между Томашем Адемеком и Виталием Кличко[100].
ХК «Динамо» (Москва) обязался оказать «Локомотиву» финансовую помощь в размере 10 миллионов рублей[101].
Пилот команды Формулы 1 Lotus-Renault Виталий Петров в знак соболезнования выступал в специально изготовленном шлеме чёрного цвета на Гран-при Италии в Монце 11 сентября 2011 года[102].
Футболисты «Севильи» перед матчем 4-го тура чемпионата Испании с «Реал Сосьедадом» появились на поле в футболках с эмблемой ярославского «Локомотива» и нанесёнными на них словами поддержки в адрес родных погибших хоккеистов на русском языке: «Севилья скорбит вместе с русским народом»[103][104].
В первом домашнем матче нового сезона команды НХЛ «Нью-Джерси Девилз» вместо традиционного предматчевого концерта была устроена акция памяти о «Локомотиве»[105].
5 октября английский клуб «Портсмут» и клуб Российской Премьер-Лиги «Ростов» сыграли благотворительный матч, все денежные сборы пошли в фонд помощи семьям жертв трагедии, в итоге «Портсмут» выиграл со счётом 2:0.
13 октября матч регулярного чемпионата НХЛ между «Вашингтон Кэпиталз» и «Питтсбург Пингвинз» был посвящён погибшим в авикатастрофе. Перед стартом матча Александр Овечкин, Евгений Малкин и Марио Лемье провели символическое вбрасывание. Игроки обеих команд выступали в свитерах с памятными нашивками, которые были проданы на благотворительном аукционе, также на матче продавались браслеты с надписью Love for Lokomotiv. Все вырученные средства пошли на помощь семьям погибших.[106][107]
16 октября, на 40-й день трагедии, на «Арене 2000» прошла церемония памяти, которую посетили около шести тысяч человек. В выступлении приняли участие Игорь Бутман, Юрий Башмет и другие музыканты; был зажжён огонь памяти, который «будет существовать в клубе и появляться перед каждым матчем»[108].
9 ноября 2011 года состоялся благотворительный товарищеский матч памяти погибших в авиакатастрофе 7 сентября между ветеранами «Локомотива» и сборной «Звёзды России». Все билеты на матч были проданы уже в первый день продажи (при цене всего в 50 рублей). Вырученные средства будут перечислены семьям жертв трагедии.[109][110]
31 января 2012 года хоккеисты «Калгари Флеймз» вышли на разминку перед матчем с «Детройт Ред Уингз», в майках с фамилией Маккриммон и номером 4.[111]
8 марта 2012 года в «Пруденшал-центре» состоялся благотворительный матч, в котором «Нью-Джерси Девилз» принимал «Нью-Йорк Айлендерс». Часть средств, собранных с продажи билетов пошла в фонд помощи семьям погибших, на этом матче присутствовало 14573 человека, а «Нью-Джерси Девилз» одержал победу со счётом 5:1.
После победы сборной России на чемпионате мира по хоккею 2012 года главный тренер Зинэтула Билялетдинов посвятил эту победу команде «Локомотив»:
— Свою подготовку к чемпионату мира мы начали с контрольных матчей в Ярославле… Думаю, будет правильно, если победу посвятим погибшим игрокам «Локомотива». В той катастрофе погибло много хороших ребят. И не только из нашей сборной…
— http://www.sovsport.ru/news/text-item/527961
Также об этом и говорит Александр Сёмин:
— Кому посвятите эту победу?
— Бесспорно, «Локомотиву». Тут даже не может быть сомнений.
— http://www.championat.com/hockey/article-124154-sjomin-kazhdogo-igroka-byvajut-vzljoty-i-padenija.html
На вопрос журналистов, кому будет посвящена победа Евгений Малкин ответил:
— Ну, конечно же, «Локомотиву». Мы помним о ребятах, которые теперь не с нами, к сожалению. И, конечно, всей стране нашей.
— http://idvv.ru/articles/1578
Команда Словакии, являвшаяся соперником сборной России в финале, также посвятила своё сенсационное выступление на чемпионате Паволу Демитре, игроку сборной Словакии погибшему в этой катастрофе.[112] После финальной игры игроки сборной Словакии надели футболки с фамилией Демитра и номером 38[113][114]. Номер 38 навсегда остался закреплённым в сборной за Паволом.
3 сентября 2012 года в Екатеринбурге был открыт памятник игрокам ярославской команды. Он был установлен рядом с культурно-развлекательным комплексом «Уралец», где проводит свои домашние матчи местный хоккейный клуб «Автомобилист». Памятник представляет собой фигуру хоккеиста в форме «Локомотива» с номером «37» (количество погибших в катастрофе)[115][116][117].
7 сентября 2012 года в Ярославле и других городах России прошли мероприятия, приуроченные к годовщине трагедии. Около 20 тысяч человек приняли участие в «Марше тишины» — траурном шествии от здания администрации Фрунзенского района Ярославля до «Арены-2000». В 16:05 (время падения самолёта) память погибших почтили минутой молчания, болельщики выпустили в небо 37 воздушных шаров[118]. В тот же день были открыты мемориалы на Леонтьевском кладбище и на месте гибели команды[119][120], вечером в «Арене-2000» состоялся матч между сборными легенд хоккея СССР и Канады.
Основной объем страховых выплат по данной аварии пришелся на страховую компанию «Лексгарант», в которой на сумму приблизительно 1 млн.долларов было застраховано каско воздушного судна[121] и ответственность аваиаперевозчика, сумма выплат по каждому погибшему пассажиру составила 2 млн.руб[122]. Эти риски компании «Лексгарант» были перестрахованы в перестраховочных компаниях «Юнити Ре» [123] и «Транссиб Ре» (ответственность авиаперевозчика)[124], а также в «ВСПК» (каско воздушного судна)[125]. Все хоккеисты команды «Локомотив» были застрахованы от несчастного случая в страховой компании «СОГАЗ» в рамках страхования для всех команд КХЛ, страховая сумма для каждого хоккеиста зависела от величины его контракта, общая сумма выплат компании «СОГАЗ» превысила 90,5 млн.руб [126]. Дополнительное страхование от несчастного случая игроков этой команды проводилось в страховой компании «УралСиб», страховая сумма составляла 100 тыс.руб[122]. Отдельные иски к авиакомпании со стороны родственников погибших хоккеистов достигали 14 млн.руб[127].
МАК: видео моделирования движения борта RA-42434 по ВПП и аудио расшифровка переговоров пилотов перед катастрофой
По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации. Следствием рассматриваются версии о технической неисправности самолёта и ошибке пилотирования.[129]
На месте катастрофы началась работа по выкладыванию силуэта самолёта из обломков. Бортовые самописцы Як-42 вечером 8 сентября были доставлены в Москву в лабораторию Межгосударственного авиационного комитета.[130]
9 сентября заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов заявил, что версия о недостаточной длине взлётной полосы признана несостоятельной. Также не нашло подтверждения предположение о том, что стабилизатор самолёта не был установлен во взлётное положение.[131]
10 сентября специалисты Росавиации вынесли заключение о соответствии нормативным требованиям авиакеросина, которым был заправлен самолёт.[132]
14 сентября МАК рекомендовал авиакомпаниям, эксплуатирующим самолёты Як-42, провести занятия с лётным составом по правильному положению ног на педалях на различных этапах полёта, а также по порядку регулировки пилотских сидений.[6]
17 сентября МАК сообщил[7]:
22 сентября выживший в катастрофе наземный инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию[4] Александр Сизов был допрошен заместителем председателя МАКа по расследованию авиационных происшествий, заслуженным пилотом СССР Георгием Ячменевым[133]. По словам Александра Сизова, никаких замечаний к работе авиатехники ни при подготовке к полёту, ни в ходе взлёта не было[134]. Сизов отметил, что не видел, кто управлял самолётом во время взлёта. Момент самой катастрофы Сизов не запомнил, он помнит лишь, как лайнер взлетал, а в следующий момент очнулся в воде, которая пылала — загорелся разлившийся керосин[135].
По показаниям Сизова[4] МАК уточнил фактическое размещение пассажиров и багажа: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник. Это исключает версию о том, что самолёт не смог штатно взлететь по причине смещения центровки, так основная часть пассажиров якобы находилась в переднем салоне[136].
7 октября МАК сообщил, что в соответствии с решением Технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы самолёта Як-42Д с бортовым номером RA-42434 ЗАО "Авиационная компания «Як Сервис», специалистами ОАО «Корпорация Иркут», ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева», ФГУП «ЛИИ им. М. М. Громова» и ГосНИИ ГА подготовлена, согласована и утверждена программа натурного эксперимента для реконструкции аварийного взлёта самолёта Як-42Д 7 сентября 2011 года, который будет проводиться на базе ЛИИ им. М. М. Громова (аэропорт Раменское) на самолёте Як-42 RA-42412. Планируется выполнить штатный взлёт с повторением действий экипажа в аварийном полёте, но без создания дополнительной тормозящей силы. Далее будет выполнен ряд прерванных взлётов для оценки соответствия результатов математического моделирования по возникновению дополнительной тормозящей силы на различных этапах разбега самолёта и оценки её влияния на создание пикирующего момента, препятствующего поднятию носового колеса и достижению взлётного угла тангажа, то есть условий взлёта воздушного судна. При наличии благоприятных погодных условий (сухая погода со слабым ветром) эксперименты планируется начать с 10 октября 2011 года[4].
10 октября выполнен первый полёт в ходе летных исследований с целью воспроизведения фактических действий экипажа в аварийном полёте, но без воздействия на самолёт дополнительной тормозящей силы. Специалисты приступили к первоначальной обработке зафиксированных данных средств объективного контроля для сравнения испытательного и аварийного полётов[4].
21 октября МАК сообщил:
Расследование будет завершено в течение ближайших двух недель[4].
2 ноября МАК опубликовал итоги расследования катастрофы самолёта Як-42Д RA-42434 под Ярославлем, а также провел пресс-конференцию с разъяснением и комментарием деталей авиапроисшествия[9][137]. Согласно выводам комиссии, непосредственной причиной катастрофы явились ошибочные действия командира воздушного судна или второго пилота (доподлинно установить не удалось), непроизвольно нажимавшего на тормозные педали во время разбега. Это привело к возникновению пикирующего момента, не позволившего самолёту в нужное время поднять носовое колесо и начать отрыв от ВПП. Несмотря на нештатную ситуацию, экипаж не предпринял попытку прекратить взлёт, а продолжил набирать скорость, установив взлётный режим работы двигателя, и увеличивать угол руля высоты, пытаясь поднять судно в воздух. В результате самолёт выкатился за пределы ВПП на 450 метров и оторвался от земли только после того, как угол отклонения руля высоты составил около 13 градусов (в два раза больше, чем при штатном взлёте), а стабилизатор был переведён в положение 10 градусов. Из отчета по результатам летных экспериментов следует, что в момент отрыва усилие, прилагаемое к штурвальной колонке, могло доходить до 70 кгс, и для создания такого усилия пилотам требовалось ещё сильнее упираться ногами в педали тормозов. После отрыва от земли пикирующий момент исчез, самолёт вышел на закритические углы атаки (увеличение угла тангажа с 7 до 19 градусов за 2 с.), поднялся на высоту 5-6 метров и начал сваливаться влево. Столкновение с землёй произошло через 120 метров практически по продолженной оси ВПП.
Также МАК отмечает, что в организме второго пилота были найдены следы фенобарбитала, оказывающего тормозящее действие на центральную нервную систему. Пилоты, принимающие данный препарат, к лётной работе не допускаются. Кроме того, из медицинской документации следует, что у второго пилота развивался полинейропатический синдром, который проявляется в нарушении координации ног и контроля их пространственного положения. Выполнение полётов при этом заболевании также запрещено.
МАК выделяет следующие факторы, способствовавшие катастрофе:
Первоначально в качестве возможной причины катастрофы в СМИ называлась техническая неисправность[138].
14 сентября 2011 года в Московском комсомольце появилась неподтверждённая информация, что члены экипажа Як-42 забыли отключить стояночный тормоз самолёта перед выполнением взлёта и именно это явилось причиной катастрофы.[139] В тот же день она была опровергнута Минтрансом на основании того, что на ВПП отсутствовали следы торможения.[140] Позднее уже эта информация была опровергнута источником, близким к ходу расследования.[141] Более того, в прессе даже появились фотографии тормозного следа, длиной, впрочем, всего 100 м.[142]
15 сентября новостная передача «Вести» опубликовала неофициальную расшифровку последней минуты переговоров экипажа, которая говорит о том, что взлёт осуществлялся при номинальном, а не при взлётном режиме работы двигателей самолёта (что допустимо при большой длине ВПП).[143]
17 сентября МАК опубликовал на своём сайте следующее заявление:
В связи с появляющимися в средствах массовой информации многочисленными «версиями» о причинах авиационного происшествия с самолётом Як-42Д RA-42434, со ссылкой на близких к расследованию «экспертов», Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета заявляет, что официальная информация о расследовании содержится только на Интернет-сайте МАК. Ссылки на любые другие источники, публикация неофициальных материалов и «тиражирование» различных версий о причинах происшествия противоречат морально-этическим нормам, международным и российским правилам расследования авиационных происшествий.— из сообщения МАК от 17 сентября[7]
По мнению лётчика-испытателя Магомеда Толбоева,[142] опубликованному «Life News» 20 сентября, причиной катастрофы могли стать разногласия между командиром воздушного судна и вторым пилотом. Он предположил, что один из них пытался тормозить, а другой — взлететь.[142] 11 октября газета «Коммерсантъ» со ссылкой на участников расследования сообщила, что в ЛИИ (подмосковный аэродром Раменское) МАК проводит лётные эксперименты с аналогичным самолётом с целью подтверждения этой версии.[144]
14 октября ряд СМИ опубликовал интервью с Василием Севастьяновым, летчиком-испытателем ОКБ имени Яковлева, участником лётных экспериментов в ЛИИ.[145] По его словам: «некая тормозящая сила при положении штурвала „на себя“ в положении 10 градусов не давала увеличить угол атаки, который должен был составлять около 10-12 градусов для нормального взлёта. После того как эта тормозящая сила исчезла, ничто не препятствовало увеличению угла тангажа.» Самолёт вышел на закритический угол атаки (больше 19 градусов в этой конфигурации), что привело к сваливанию. Установить, действительно ли перед катастрофой у самолёта работали тормоза, трудно, так как бортовые самописцы это не фиксируют. Однако следы торможения на ВПП аэродрома Туношна были найдены.
18 октября по сведениям газеты «Коммерсантъ» специалисты Лётно-испытательного института имени Громова произвели два заключительных испытательных эксперимента, на основе которых будут подготовлены выводы о причинах катастрофы.[146] В ходе одного из них были воспроизведены все параметры взлёта Як-42 RA-42434 7 сентября 2011 года. Ранее специалисты предположили, что для отклонения руля высоты на 13 градусов (максимальный угол отклонения руля высоты разбившегося самолёта во время разбега) требуется слишком большое усилие и дополнительная опора, которой могли служить педали тормозов. Однако не все специалисты согласились с этой точкой зрения.[147] Поэтому целью данных экспериментов было установить величину усилия, прилагаемого к штурвальной колонке, при разных углах отклонения руля высоты. Для этого на штурвальную колонку был установлен динамометр.[146] В ходе эксперимента было установлено, что для удержания руля высоты в положении 13 градусов требуется усилие в 64 кг.[146] По словам испытателей, обеспечить этот угол, не упираясь в педали тормозов, они не смогли.[146] Тем не менее, некоторые эксперты опровергают выводы лётчиков-испытателей [148][149][150]; в частности, прозвучало заявление,[149] «что колёса самолёта и резина на них целы» при том, что на фотографии[151] видно обратное.
Авиакатастрофа под Ярославлем показана в 12 сезоне канадского документального телесериала "Расследования авиакатастроф" в серии "Трагедия "Локомотива".
В Викиновостях есть события по этой теме: Авиакатастрофа под Ярославлем 7 сентября 2011 года |
|
Континентальная хоккейная лига в сезоне 2011/2012 | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
Клубы | |||||
Западная конференция |
|
||||
Восточная конференция |
|
||||
Связанные лиги в этом сезоне |
МХЛ • ВХЛ |
Происшествия и инциденты в Расследования авиакатастроф (список) | |
---|---|
1 сезон | Рейс 1420 American Airlines — Рейс 811 United Airlines — Рейс 236 Air Transat — Рейс 111 Swissair — Рейс 603 Aeroperú — Рейс 261 Alaska Airlines |
2 сезон | Рейс 5390 British Airways — Рейс 529 ASA — Рейс 8969 Air France — Столкновение над Боденским озером — Рейс 965 American Airlines — Рейс 052 Avianca |
3 сезон | Рейс 243 Aloha Airlines — Рейс OO-DLL DHL — Рейс 123 Japan Airlines — Рейс 705 FedEx — Рейс 655 Iran Air — Рейс 434 Philippine Airlines — Рейс 56C Bristow — Рейс 990 EgyptAir — Рейс 593 Аэрофлота — Рейс 961 Ethiopian Airlines |
4 сезон | Рейс 358 Air France — Рейс 009 British Airways — Рейс 797 Air Canada — Рейс 801 Korean Air — Рейс 585 United Airlines/ Рейс 427 USAir/ Рейс 517 Eastwind Airlines — Рейс 006 China Airlines — Столкновение над Серритосом — Рейс 021 United States Air Force — Рейс 604 Flash Airlines — Рейс 522 Helios Airways |
5 сезон | Рейс 182 Air India — Рейс 096 American Airlines/ Рейс 981 Turkish Airlines — Рейс 242 Southern Airways — Рейс 5481 Air Midwest — Рейс 191 Delta Air Lines — Рейс 143 Air Canada — Рейс 295 South African Airways — Рейс 401 Eastern Air Lines — Рейс 301 Birgenair — Столкновение над Мату-Гросу |
6 сезон | Специальные выпуски |
7 сезон | Рейс 103 Pan American — Рейс 394 Partnair — Рейс 611 China Airlines — Столкновение над Чархи Дадри — Катастрофа под Таншоннятом — Рейс 1153 Tuninter — Рейс 574 Adam Air — Рейс 4184 American Eagle Airlines |
8 сезон | Специальные выпуски |
9 сезон | Рейс 28M British Airtours — Рейс 296 Air France — Рейс 255 Northwest Airlines — Столкновение в аэропорту Лос-Анджелес — Рейс 007 Korean Air Lines — Рейс 148 Air Inter — Рейс 1363 Air Ontario/ Рейс 405 USAir — Рейс 101 Chalk's Ocean Airways |
10 сезон | Рейс 3597 Crossair — Рейс 038 British Airways — Рейс 751 Scandinavian Airlines System — Рейс 3407 Colgan Air — Рейс 1549 US Airways — Рейс 1951 Turkish Airlines |
11 сезон | Рейс 3054 TAM Airlines — Рейс 708 West Caribbean Airways — Рейс 1285 Arrow Air — Рейс 2574 Continental Express — Рейс 609 BEA — Рейс 085 Northwest Airlines — Рейс 8509 Korean Air Cargo — Столкновение над Сан-Диего — Рейс 2120 Nigeria Airways — Рейс 1771 PSA — Рейс 110 TACA — Катастрофа в аэропорту Линате — Рейс 232 United Airlines |
12 сезон | Рейс 008 Reeve Aleutian Airways — Рейс 592 ValuJet Airlines — Рейс 006 Singapore Airlines — Рейс 185 SilkAir — Рейс 204 TANS Peru — Столкновение над Большим каньоном — Рейс 191 American Airlines — Рейс 9633 Як Сервис — Рейс 173 United Airlines — Катастрофа президентского Ту-154 — Рейс 409 Ethiopian Airlines — Рейс 518 Santa Bárbara Airlines — Рейс 447 Air France |
13 сезон | Рейс 587 American Airlines — Рейс 090 Air Florida — Рейс 548 BEA — Столкновение над горами Сан-Габриель — Рейс 498 Crossair — Инцидент с NOAA 42 — Рейс 870 Itavia — Рейс 888Т XL Airways Germany — Рейс 1121 Air Moorea — Рейс 032 Qantas |
14 сезон | Рейс 092 British Midland Airways — Рейс 004 Lauda Air — Рейс 254 Varig — Рейс 201 Copa Airlines — Рейс 014 FedEx/Рейс 080 FedEx — Гибель Джона Кеннеди-младшего — Рейс 4590 Air France — Авиакатастрофа в Мехико — Рейс 7100 Manx2 — Рейс 6560 First Air — Рейс 370 Malaysia Airlines |
Спец. серии | Столкновение на Тенерифе |
Катастрофа Як-42 под Ярославлем.