21-09-2023
Ка-52 | |
---|---|
Тип | ударный вертолёт |
Разработчик | ОАО «Камов» |
Производитель | ОАО ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина |
Главный конструктор | Григорий Кузнецов |
Первый полёт | макет: 25 июня 1997 года[1] опытный экземпляр: 27 июня 2008 года |
Начало эксплуатации | ноябрь 2011 года[2] |
Статус | производится, эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | Россия |
Годы производства | с 2008[3] |
Единиц произведено | 20 (по состоянию на март 2012 года)[4] |
Стоимость единицы | ~1055 млн рублей[5] |
Базовая модель | Ка-50 |
Изображения на Викискладе |
Ка-52 (изделие «806», по классификации НАТО — Hokum B, также известен как «Аллигатор») — российский боевой вертолёт, командирская машина армейской авиации и морской пехоты, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.
Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Чёрная акула».
Содержание |
25 июня 1997 года состоялся первый полёт макета Ка-52.
27 июня 2008 года в Арсеньеве (Приморский край) на аэродроме авиазавода «Прогресс» состоялся первый испытательный полёт первого Ка-52 из опытной партии.
29 октября 2008 года на заводе «Прогресс» началось серийное производство «Аллигаторов»[6][7]. В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года получит до 30 вертолётов Ка-52. В месяц авиазавод может собирать до 2 Ка-52.[8]
Первый этап ГСИ был закончен в декабре 2008 года, было дано разрешение на производство опытной партии, для продолжения 2 этапа ГСИ.
В 2011 году завершены ГСИ вертолёта[9]
2008 год — построено два опытных вертолёта Ка-52 (бортовые номера «062 жёлтый» и «063 жёлтый»)
2009 год — построено три предсерийных вертолёта (бортовые номера «51 жёлтый», «52 жёлтый» и «53 жёлтый»). Используются для испытаний.[10]
2010 год — построено 4 Ка-52[11]
В 2010-м году государственные совместные испытания Ка-52 были провалены, сроки испытаний не выдержаны[12]
20 июня 2011 года глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Мистраль» ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор».[13]
26 июля 2011 года генеральный конструктор ОКБ Камова Сергей Михеев сообщил о планах по постройке и испытаниях первой партии вертолётов Ка-52К и Ка-29 для базирования на ДВКД типа «Мистраль» к 2014 году.[14]
2011 год — поставлено 9 Ка-52[15]. На последних четырёх вертолётах впервые была установлена БРЛС «Арбалет».[11]
31 августа 2011 года — подписан контракт между Вертолёты России и Оборонпром на производство и поставку 140 вертолётов Ка-52 на сумму 120 млрд рублей до 2020 года.[4] При этом не уточняется, будет ли часть этих машин произведена в морской модификации или для этого будет отдельный контракт[16].
В марте 2012 года Андрей Реус, гендиректор Оборонпрома, подтвердил подписание в 2011 году Министерством обороны России долгосрочного контракта на поставку 140 Ка-52.[4]
7 августа 2012 года пресс-секретарь компании «Вертолёты России» Роман Кириллов сообщил о начале производства первых опытных образцов модификации Ка-52К (корабельная версия Ка-52) для оснащения универсального корабля-вертолетоносца «Мистраль».[17]
Приведённые характеристики соответствуют модификации Ка-52.
Источник данных: [18]
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, ПТУР «Вихрь» с лазерной лучевой системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР «Атака (ПТУР)» типа 9М120-1 (9М120-1Ф) разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с лазерно-лучевой системой управления в составе многоцелевого комплекса управляемого ракетного вооружения 9К113У «Штурм-ВУ» вертолётов Ка-52 и Ка-52К, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность». ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные в ГосМКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12g и скоростью до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.
Немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолётов фронтовой авиации, ПТРК «Вихрь» будут вооружены штурмовики Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 вменено в обязанность решение ещё одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.
КА-52 будет оборудован радарной системой «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную капсулу для экипажа. Катапультирование капсулы возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять любой из пилотов.
КА-52 (с № 96) оборудован бортовым комплексом обороны Л370В52 (разработки НИИ «Экран» г. Самара).
12 марта 2012 года в 21:05, вертолёт Ка-52 при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой службой спустя 10 часов после аварии (всего в 10-ти км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва-Санкт-Петербург (трасса М-10))[23]. В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался[24].
Россия — в 2011 году был подписан долгосрочный контракт на поставку 140 Ка-52 к 2020 году[4]
Ми-28Н[30] | Ка-52[31] | AH-64D Apache Longbow (Block III)[32] | Bell AH-1Z Viper[33] | AugustaWestland T129[34][35][36] | Eurocopter Tiger[37][38] |
---|
Denel AH-2 Rooivalk[46] | Kawasaki OH-1 Ninja[47] | Harbin Z-19[48] | CAIC WZ-10[49][50] | HAL LCH[51] | HESA Shahed 285[52] |
---|
Ка-52.