09-08-2023
A 129 Mangusta | |
---|---|
A 129 на авиашоу в Швейцарии, 2004 год. | |
Тип | ударный вертолёт |
Разработчик | Agusta |
Производитель | Agusta AgustaWestland |
Первый полёт | 11 сентября 1983 |
Начало эксплуатации | октябрь 1990 |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | Армия Италии |
Годы производства | с 1990 |
Единиц произведено | A129: 60[1] AW129: 15[2] |
Стоимость единицы | AW-129: $43,0 млн T-129: $52,9 млн[3] |
Варианты | TAI/AgustaWestland T-129 (англ.)русск. |
Изображения на Викискладе |
Агуста А129 «Мангуст» (англ. Agusta A 129 «Mangusta») — ударный вертолёт, разработанный итальянской фирмой Агуста (подразделение AgustaWestland). Первый ударный вертолёт, разработанный и производящийся целиком в Западной Европе.
После слияния итальянской Agusta и британской Westland Helicopters в AgustaWestland вертолёт сменил название с A129 на AW129.
В 2007 году компания AgustaWestland выиграла турецкий тендер ATAK (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters) на лицензионное производство 51 ветолётов AW129 для турецкой армии.[4] Стоимость контракта оценивается в $2,7 млрд. Соглашение предусматривает возможность увеличить количество выпускаемых вертолётов до 91 единицы.[5] Серийные T-129B и T-129 EDH, лицензионные версии вертолёта AW129, должны поступить в турецкую армию в 2012—2018 гг. T-129 EDH является упрощенной модификацией T-129B и лишен возможности использовать всю номенклатуру вооружения основного варианта ударного вертолёта. T-129 EDH совершил первый полёт в сентябре 2011 года.[6]
Содержание |
Агуста А129 «Мангуст» был разработан в 1982 году для удовлетворения потребностей итальянской армии в лёгком многоцелевом разведывательном вертолёте. На нём впервые была установлена полностью компьютеризированная комплексная система управления, предусматривающая контроль за ней экипажем. А129 имеет обычное тандемное расположение кресел (пилот сзади, чуть выше; стрелок — впереди и ниже), съёмные крылья с двумя пилонами для подвески вооружения и довольно изящный, небольших размеров фюзеляж, что делает эту машину малозаметной. Конструкция фюзеляжа на 45 % состоит из композитных материалов.
При проектировании машины был максимально использован американский опыт обеспечения выживаемости вертолета в боевых условиях. В частности обеспечена неуязвимость лопастей несущего винта при одиночном поражении 12,7-мм пулей в любую часть лопасти (с обепечением возможности продолжения полета не менее 30 мин. после поражения), и ограниченно, неуязвимость (несущего винта, топливной системы) при поражении 23-мм осколочно-фугасным зажигательным (ОФЗ) снарядом зенитной установки ЗУ-23. Главный редуктор, как и все агрегаты трансмиссии спроектирован стойким к поражению бронебойными пулями 12,7-мм и может работать 30 мин при отсутствии смазки[7].
Бронирование уязвимых агрегатов сведено к минимуму за счет применения избыточных элементов в системе управления, специальной компоновки критических по уязвимости агрегатов, протектированных (самозатягивающихся) топливных (заполнены сетчатым пенополиуретаном) и масляняых баков и трубопроводов[7]. Броня используется в кабине для защиты экипажа. Бронируется пол кабины, по некоторым данным, в кабине установлены ударостойкие кресла Martin Baker со сдвижными боковыми бронепанелями из композитной брони, расчитанные на одиночное поражение 12,7-мм пулей при обстреле из нижней полусферы[8]. Переднее плоское лобовое пулестойкое стекло[9]. Имеется бронеперегородка между двигателями для исключения возможности поражения двух двигателей одним попаданием[7].
Первый из пяти прототипов А129 был оснащён двумя ТВД Роллс-Ройс Gem Mk2-1004D и совершил первый полёт 11 сентября 1983 года. А первые 15 вертолётов из 60 заказанных военным ведомством Италии, должны были поступить на вооружение итальянской армии в конце 1987 года. Однако из-за задержек, связанных с доработкой различных систем, первые 5 машин армия получила только в октябре 1990 года. В 1993 году вертолёты «Мангуст» принимали участие в операциях по поддержке «голубых касок» в ООН в Сомали.
Приведенные характеристики соответствуют модификации A 129C.
Источник данных: Jane's, 2004.
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
Ми-28Н[11] | Ка-52[12] | AH-64D Apache Longbow (Block III)[13] | Bell AH-1Z Viper[14] | AugustaWestland T129[15][16][17] | Eurocopter Tiger[18][19] |
---|
Denel AH-2 Rooivalk[27] | Kawasaki OH-1 Ninja[28] | Harbin Z-19[29] | CAIC WZ-10[30][31] | HAL LCH[32] | HESA Shahed 285[33] |
---|
Вертолёты АгустаУэстлэнд (AgustaWestland) | |
---|---|
Вертолёты Агуста (Agusta) | |
Вертолёты Уэстлэнд (Westland) | |
Вертолёты АгустаУэстлэнд (AgustaWestland) |
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Agusta A129 Mangusta.