Lt304888.ru

Туристические услуги

Agusta A129 Mangusta

09-08-2023

A 129 Mangusta
A 129 на авиашоу в Швейцарии, 2004 год.
Тип ударный вертолёт
Разработчик Agusta
Производитель Agusta
AgustaWestland
Первый полёт 11 сентября 1983
Начало эксплуатации октябрь 1990
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты Армия Италии
Годы производства с 1990
Единиц произведено A129: 60[1]
AW129: 15[2]
Стоимость единицы AW-129: $43,0 млн
T-129: $52,9 млн[3]
Варианты TAI/AgustaWestland T-129 (англ.)русск.
 Изображения на Викискладе
Agusta A129 Mangusta
Рабочее место оператора A129

Агуста А129 «Мангуст» (англ. Agusta A 129 «Mangusta») — ударный вертолёт, разработанный итальянской фирмой Агуста (подразделение AgustaWestland). Первый ударный вертолёт, разработанный и производящийся целиком в Западной Европе.

После слияния итальянской Agusta и британской Westland Helicopters в AgustaWestland вертолёт сменил название с A129 на AW129.

В 2007 году компания AgustaWestland выиграла турецкий тендер ATAK (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters) на лицензионное производство 51 ветолётов AW129 для турецкой армии.[4] Стоимость контракта оценивается в $2,7 млрд. Соглашение предусматривает возможность увеличить количество выпускаемых вертолётов до 91 единицы.[5] Серийные T-129B и T-129 EDH, лицензионные версии вертолёта AW129, должны поступить в турецкую армию в 20122018 гг. T-129 EDH является упрощенной модификацией T-129B и лишен возможности использовать всю номенклатуру вооружения основного варианта ударного вертолёта. T-129 EDH совершил первый полёт в сентябре 2011 года.[6]

Содержание

Конструкция вертолёта

Агуста А129 «Мангуст» был разработан в 1982 году для удовлетворения потребностей итальянской армии в лёгком многоцелевом разведывательном вертолёте. На нём впервые была установлена полностью компьютеризированная комплексная система управления, предусматривающая контроль за ней экипажем. А129 имеет обычное тандемное расположение кресел (пилот сзади, чуть выше; стрелок — впереди и ниже), съёмные крылья с двумя пилонами для подвески вооружения и довольно изящный, небольших размеров фюзеляж, что делает эту машину малозаметной. Конструкция фюзеляжа на 45 % состоит из композитных материалов.

При проектировании машины был максимально использован американский опыт обеспечения выживаемости вертолета в боевых условиях. В частности обеспечена неуязвимость лопастей несущего винта при одиночном поражении 12,7-мм пулей в любую часть лопасти (с обепечением возможности продолжения полета не менее 30 мин. после поражения), и ограниченно, неуязвимость (несущего винта, топливной системы) при поражении 23-мм осколочно-фугасным зажигательным (ОФЗ) снарядом зенитной установки ЗУ-23. Главный редуктор, как и все агрегаты трансмиссии спроектирован стойким к поражению бронебойными пулями 12,7-мм и может работать 30 мин при отсутствии смазки[7].

Бронирование уязвимых агрегатов сведено к минимуму за счет применения избыточных элементов в системе управления, специальной компоновки критических по уязвимости агрегатов, протектированных (самозатягивающихся) топливных (заполнены сетчатым пенополиуретаном) и масляняых баков и трубопроводов[7]. Броня используется в кабине для защиты экипажа. Бронируется пол кабины, по некоторым данным, в кабине установлены ударостойкие кресла Martin Baker со сдвижными боковыми бронепанелями из композитной брони, расчитанные на одиночное поражение 12,7-мм пулей при обстреле из нижней полусферы[8]. Переднее плоское лобовое пулестойкое стекло[9]. Имеется бронеперегородка между двигателями для исключения возможности поражения двух двигателей одним попаданием[7].

Эксплуатация

Первый из пяти прототипов А129 был оснащён двумя ТВД Роллс-Ройс Gem Mk2-1004D и совершил первый полёт 11 сентября 1983 года. А первые 15 вертолётов из 60 заказанных военным ведомством Италии, должны были поступить на вооружение итальянской армии в конце 1987 года. Однако из-за задержек, связанных с доработкой различных систем, первые 5 машин армия получила только в октябре 1990 года. В 1993 году вертолёты «Мангуст» принимали участие в операциях по поддержке «голубых касок» в ООН в Сомали.


Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации A 129C.

Источник данных: Jane's, 2004.

Технические характеристики


Лётные характеристики

Вооружение


Состоит на вооружении

  •  Италия — авиация сухопутных войск Италии: 60 A129 Mangusta и 15 AW129, по состоянию на 2012 год[10]


См. также

Примечания

  1. AW129 на сайте airforce-technology.com
  2. AW129 на сайте airforce-technology.com
  3. Турция выбрала "Мангусту"
  4. Турция выбрала «Мангусту»
  5. Турция приступает к сборке итальянских ударных вертолетов
  6. Турция скоро получит первые промежуточные варианты ударных вертолетов Т129
  7. 1 2 3 The Agusta A129. Vertiflite, 1980, v. 26, N 6, pp. 6-9
  8. Armada International, 1994, N 4, pp. 8, 20
  9. Gunston B. An Illustrated Guide to Military Helicopters. London: Salamander Books, 1981, p. 24
  10. AW129 на сайте airforce-technology.com
  11. Вертолет Ми-28Н(Э)
  12. Ка-52 «Аллигатор»
  13. AH-64D Apache Longbow
  14. Bell AH-1Z
  15. AugustaWestland T129
  16. AW129 Multirole Combat Helicopter, Italy
  17. ATAK
  18. EC-665 Tiger Multirole Combat Helicopter
  19. Eurocopter Tiger
  20. Оружие России: Вертолет Ми-28Н
  21. Минобороны РФ закупит у ОАО "Вертолеты России" более 140 вертолетов Ка -52 на 120 млрд. рублей
  22. Boeing AH-64D Apache Longbow
  23. CUTAWAY: AH-1Z Viper enters production as substantially new aircraft
  24. Department of the Navy FY 2011 budget estimates
  25. Турция выбрала "Мангусту"
  26. subscription article, dated 30 July 2009.
  27. Denel AH-2 Rooivalk
  28. Kawasaki OH-1
  29. WZ-19
  30. WZ-10 Attack Helicopter
  31. Zhi-10 Attack Helicopter
  32. HAL Light Combat Helicopter (LCH), India
  33. شاهد285 شمشير بُرنده سپاه+عکس
  34. What went wrong with the Rooivalk?
  35. Индия купит 64 собственных боевых вертолета

Литература

  • Jane's All The World's Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane's Information Group, 2004. — P. 300-301. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2
  • Кудрин Н. Острые зубы "Мангусты". Итальянский многоцелевой вертолёт фирмы «Агуста» - A-129 (рус.) // 0130-2701.

Ссылки

Agusta A129 Mangusta.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01