25-08-2023
(O) (Я)
«Красные Ворота»
|
|
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Проектное название: |
Красноворотская площадь, Красноворотская |
Прежние названия: |
Лермонтовская (29 мая 1962 — 25 августа 1986) |
Район: | |
Округ: | |
Тип: | |
Глубина заложения, м: |
32,8[1] |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: |
И. А. Фомин, соавтор Н. Н. Андриканис |
Архитекторы вестибюлей: |
Н. А. Ладовский (южный), |
Инженеры-конструкторы: |
А. Ф. Денищенко |
Станцию возвело: |
Шахта № 21−22 (СМУ-5, руководитель И. Гоциридзе) и Строительство № 8 (СМУ-8, руководитель В. Леферов) Мосметростроя |
Выход к улицам: |
обе стороны Садового кольца, площадь Красные Ворота, Каланчёвская улица, Новая Басманная улица, Боярский переулок, Хоромный тупик |
Наземный транспорт: | |
Время открытия: |
5:25 |
Время закрытия: |
1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
007 |
Соседние станции: | |
«Кра́сные Воро́та» — станция Сокольнической линии Московского метрополитена. Станция ограничена перегонами: «Красные Ворота» — «Чистые пруды», «Красные Ворота» — «Комсомольская». Находится на территории Басманного и Красносельского районов Центрального административного округа Москвы. Название связано с Красными воротами, утраченным памятником архитектуры XVIII века, а также с площадью Красные Ворота, под которой расположена станция.[2] Станция «Красные Ворота» построена по проекту архитектора И. А. Фомина[1] и имеет статус объекта культурного наследия местного значения.[3] Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.[4] Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена. Вестибюли станции расположены по обе стороны Садового кольца.
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7700067000 |
Ещё в 1920-х годах существовали планы строительства метро в Москве.[5] В 1929 году трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Красные Ворота, однако он так и остался нереализованным.[6] В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Уже на самых первых проектах, составленных в 1931 году, предусматривалось сооружение станции «Красные Ворота».[7]
Строительные работы начались весной 1932 года, когда была заложена шахта № 21. Руководил строительством И. Д. Гоциридзе.[8] Сооружение шахтных стволов велось способом опускного колодца. При рытье шахты были пройдены: культурный слой, 14-метровый слой плывуна, пласт чёрной юрской глины и 15 метров водоносных трещиноватых известняков. Весной 1933 года рядом была заложена шахта № 21-бис, благодаря чему темпы сооружения станции существенно увеличились. Шахта 21-бис была пройдена за 4 месяца.[9] Для постройки наклонного хода эскалатора использовался метод искусственной заморозки.[10]
Станция была изначально спроектирована трёхсводчатой. Но в ходе её строительства ряд инженеров высказывали сомнения в прочности такой конструкции на столь значительной глубине. Американский инженер Морган, консультировавший советских метростроевцев, говорил: «В мировой практике не было примера, чтобы под таким чудовищным давлением строить трехсводчатую станцию. Я предлагаю не раскрывать третьего свода „Красноворотской“ станции — у нас нет никакой гарантии, что давление породы просто-напросто не раздавит его и не погубит всего сооружения». Тем не менее, начальнику строительства И. Д. Гоциридзе удалось убедить Л. М. Кагановича в достаточной прочности конструкции станции, и было решено не отказываться от сооружения третьего свода.[9] 3 сентября 1934 года начались работы по раскрытию третьего свода.[11] Впоследствии такая конструктивная схема послужила образцом для многих других станций Московского метрополитена.[12][13] Тем не менее, в ходе строительства, американский инженер регулярно следил за его ходом и буквально оказывал психиологическое давление на строителей. «Инжерер Морган приезжал к нам каждый день, отмечал у себя каждую деталь, каждую трещинку, сколы бетона — и все эти сведения докладывал в Московском комитете. Почти ежедневно подавал он докладные записки <…> Кагановичу и Хрущёву. Мне приходилось кропотливо доказывать, что <…> в практике работы это обычные явления и ничего угрожающего в них нет», — вспоминал Гоциридзе.[11]
Во время строительства возникали и другие проблемы. Станция была под угрозой затопления, когда в одну из вспомогательных выработок стала быстро поступать вода. Как оказалось, строящийся тоннель отрезал дно одной из разведочных скважин. Проблему удалось вовремя устранить, затампонировав скважину и откачав воду.[12] Ещё один «казус» состоял в том, что в последний момент выяснилось: на станции не было вентиляционых решёток. Срочный заказ на изготовление решёток был отправлен на кроватную фабрику (из металлических трубок делали спинки кроватей); в течение дня решётки, сделанные из металлических трубок, были установлены на станции.[11]
Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская».[4]
Название станции связано с площадью Красные Ворота. Здесь в 1709 году была воздвигнута Триумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битвы. Ворота получили у москвичей неофициальное название «красные», то есть красивые. Вскоре это название стало официальным как для ворот, так и для площади. Первоначально ворота были деревянными, но в 1753—1757 годах их заменили каменными (архитектор Д. В. Ухтомский). В XIX веке ворота были выкрашены в красный цвет (ранее они были белыми).[14] В 1927 году ворота были снесены, и символический образ остался запечатлён лишь в интерьере одноимённой станции метро. С 1941 по 1992 год площадь называлась Лермонтовская — в честь поэта М. Ю. Лермонтова, родившегося в доме, который находился на месте нынешнего высотного здания у площади; на площади установлен и памятник Лермонтову. С 29 мая 1962 года по 25 августа 1986 года станция также называлась «Лермонтовская». Проектные названия станции — «Красноворотская площадь», «Красноворотская».[4]
Проект станции был удостоен Гран-при на Всемирной выставке 1937 года в Париже.[15]
Во время Великой Отечественной войны на станции был оборудован командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата народного комиссариата путей сообщения.[16] В связи с этим поезда на этой станции не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной.
В 1949—1953 годах[17] на площади Красные Ворота по проекту архитекторов А. Н. Душкина и Б. С. Мезенцева был построен высотный дом со встроенным северным выходом станции метро «Красные ворота». Для сооружения наклонного хода эскалатора снова потребовалось проводить заморозку грунта. Поскольку при оттаивании грунт неизбежно просел бы, проектировщики возводили высотку с заранее рассчитанным наклоном влево. После завершения строительства здание приняло вертикальное положение.[18] Встроенный в это здание северный вестибюль станции метро был открыт 31 июля 1954 года.[4]
На станции в 1952 году начал работу первый в московском метро турникет,[19] а 28 июля 1959 года впервые опробован турникет, основанный на принципе свободного прохода. В 1950-х годах были установлены гермозатворы, в результате чего были убраны две пары проходов между центральным и боковыми залами.[16] В 1994 году в южном вестибюле проводилась замена эскалаторов.[20]
Станционный зал
Посадочная платформа
Пилоны и путевая стена
Круглый зал северного выхода
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения[4] (глубина заложения — 32,8 метра[1]). Автор проекта — архитектор И. А. Фомин (при соавторстве Н. Н. Андриканиса)[12]; конструктор — А. Ф. Денищенко.[21] Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона.[4]
Иван Фомин построил станцию в классическом стиле. Свод центрального зала станции поддерживают мощные пилоны с относительно неширокими проходами к боковым залам. Цвета облицовочных материалов соответствуют названию станции.[21] Основные поверхности пилонов облицованы мраморизованным известняком красно-бурого и мясисто-красного цветов в приглушённых разводах из грузинского месторождения Старая Шроша.[12] Чтобы зрительно облегчить массивные пилоны, они были поделены на три части с центральной нишей и двумя выступами по бокам. В центре каждого такого выступа были выделены соразмерные человеку декоративные ниши, завершённые полусферами. Эти ниши отделаны светлым, сероватым, крупнозернистым уральским мрамором месторождения Коелга. Средние части пилонов отделаны жёлтым мраморовидным известняком месторождения Биюк-Янкой. Базы пилонов покрыты тёмным лабрадоритом. Тяжесть свода зрительно принимает на себя ступенчатый карниз. Свод декорирован шестиугольными и квадратными кессонами. В декоре станции повторяется мотив ворот — декоративные ниши в пилонах, сводчатые проходы между пилонами, проходы к эскалаторам, свод центрального зала. Центральный зал освещают свисающие с потолка два ряда шарообразных светильников.[13] Путевые стены облицованы керамической плиткой. Пол центрального зала выложен в шахматном порядке из плит красного и серого гранита (ранее покрытие было выложено керамической плиткой).[22] Станция стала первой в Московском метро, где не был использован асфальт .
Искусствовед Игорь Грабарь писал о станции[23]:
Уже в проекте замысел автора поражал своей внушительной простотой, найденной лаконичностью архитектурного языка, классического по внутреннему смыслу, по логической оправданности, но осовремененного, приближенного к нашим дням. Фомин совершенно обошёлся без колонн, загружающих большинство подземных станций, и мощными низкими гранитными пилонами охарактеризовал подземность пространства. С большим вкусом он придал им нарядность при помощи остроумно и уместно применённых тяг и ниш. Дань классицизму, принесённая в кессонах свода, здесь очень уместна, как противовес грузному низу. Фоминская станция, бесспорно, самая удачная из всех подземных станций первой очереди. |
Архитектурную концепцию станции Фомин позднее развил при проектировании метро «Театральная».[21]
Станция соединена эскалаторами с двумя наземными вестибюлями, расположенными по разные стороны Садового кольца.
Вместе со станцией был открыт южный вестибюль, расположенный на внутренней стороне Садового кольца. Архитектор Н. А. Ладовский построил его в форме сложного портала из четырёх концентрических полуокружностей,[24] символизирующего тоннель метро в перспективе[12] и напоминающего раковину.[25] Арочный входной портал переходит в прямоугольный остеклённый объём.[24] Потолок вестибюля декорирован кессонами, покрытыми внутри красной краской. Из вестибюля в кассовый зал ведёт небольшая трёхмаршевая лестница.[22] Оттуда коридор ведёт к трёхленточному эскалатору типа ЭТ-3М. Он имеет высоту 28,4 м и был установлен в 1994 году взамен старого.[20]
Северный вестибюль (архитектор — А. Н. Душкин) был открыт 31 июля 1954 года при строительстве 138-метрового высотного здания на Лермонтовской площади, вестибюль находится внутри здания. Из вестибюля с кассовым залом трёхленточный эскалатор ЭМ-1М высотой 11,5 м[20] ведёт в круглый промежуточный зал с высоким шатровым сводом, украшенным лепниной. Стены отделаны красным мрамором, на них установлены двухрожковые светильники-бра.[22] Из круглого зала второй эскалатор типа ЭМ-4 и высотой 18,9 м ведёт вниз к станции.[20]
2 января 2016 года северный вестибюль станции закрылся на 18 месяцев для замены эскалаторов[26].
Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 25 минут, время закрытия — в 1 час ночи.[27] Первый состав в сторону станции «Саларьево» отправляется в 5 часов 33 минуты 20 секунд, первый состав в сторону «Бульвара Рокоссовского» — в 6 часов 2 минуты 0 секунд.[28]
В связи с закрытием северного вестибюля на ремонт, южный вестибюль с 8:15 до 9:15 работает только на выход, в остальное время — в обычном режиме.[29]
Согласно статистическому исследованию 1999 года, суточный пассажиропоток станции составил 61 760 человек.[30] В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 51 900 человек, по выходу — 51 700 человек.[31]
Станция расположена на территории Красносельского района под площадью Красные Ворота. Вестибюли расположены по обе стороны Садового кольца. Южный вестибюль имеет выход на Садовую-Черногрязскую, Садовую-Спасскую, Мясницкую улицы и Боярский переулок. Северный вестибюль имеет выход к Лермонтовской площади, Каланчёвской, Новой Басманной улицам и к Орликову переулку.[32]
Вблизи обоих вестибюлей станции расположена остановка «Метро „Красные Ворота“» троллейбуса маршрута Б, следующего по Садовому кольцу.[33] На Лермонтовской площади находится конечная остановка троллейбуса № 24, следующего до Авиамоторной улицы мимо станции метро «Авиамоторная».[34]