17-07-2023
Музыка майя — это музыкальное искусство мезоамериканской цивилизации майя. Значительная его часть не сохранилась из-за репрессий со стороны колонизаторов и католической церкви, а остатки сохранили но нынешнего времени индейские племена Центральной Америки.
Музыка была неразрывно связана с песенной культурой майя. Охватывала музыка различные стороны индейской жизни — среди сохранившегося можно отметить[1]:
Музыка цивилизации майя дошла до нас в основном по сохранившимся инструментам, а также по их изображениям на фресках, которые располагались на внешних и внутренних стенах зданий, а также в некоторых рукописях. Кроме того, можно опираться на описания испанских хронистов. Также можно делать выводы из анализа той музыки, которую индейские народы сохранили до сих пор. Вообще, специалисты не уделяли особое внимание музыкальному искусству, ведь для этого нужны масштабные познания в индейских языках, а также знания в истории европейской мызыки, чтобы понять, что индейцы переняли у колонизаторов, а что действительно относится к их культуре, и, наконец, познания в археологии цивилизации майя. Что интересно, даже сейчас в разных районах Мексики и Гватемалы индейские народности исполняют кардинально различную музыку, что показывает разнообразие их древних традиций[1].
Музыка в майя традиционно сопровождала не только песни, но и танцы, ритуалы, театральные выступления, а также военные походы, во время которых наигрывились военные марши и пелись песни такого же характера[2]. Музыка была призвана поддержать воинов, внушить им уверенность в себе и поселить в них воинский дух. Именно поэтому holpop, музыкальный лидер, всегда высоко ценился[3][1].
Бой барабанов традиционно начинал музыкальные композиции майя и бал знаком того, что остальным также нужно готовится к исполнению. Упоминание об этом можно встретить у Геронимо де Мендиета[4][1].
Как упоминает Когольюдо, holpop является не только главным исполнителем, но и хранителем музыкальных инструментов, в том числе барабанов[3][1].
Для мезоамериканских религий было традиционным наличие божеств, отвечающих за музыку, танцы и пение. Например, у ацтеков это был Макуильшочитль. У майя также было подобное божество, однако его имя не сохранилось.
Согласно поэме «Пополь-Вух» братья Хун-Батц и Хун-Човен — покровители флейтистов и певцов. Херо Твинс (Или герой Твинс?) превращался в обезьяну и играл на флейте и барабанах[5]. Tonsured Maize God (Бог Стриженой Кукурузы?) был покровителем черепаховых барабанов. И наконец, божество Ик (рус. Ветер) отвечало за погремушки.
Известный конкистадор Эрнандо Кортес негативно относился к музыкальной культуре индейцев, считая её нудной и монотонной[1].
Так как музыка была тесно связана с религией, испанские захватчики подвергли её репрессиям. Стоит упомянуть указ от 1555 г., где говорилось: «индейцы не должны петь упомянутые песни о своих обрядах или древних историях, пока эти песни не будут исследованы духовенством или людьми, хорошо знающими язык. Служители Евангелия должны смотреть, чтобы в таких песнях не содержалось бы ничего мирского»[6][1].
Были даже поставления, согласно которым индейцам надлежало сжечь все музыкальные инструменты, за исключением барабанов. Католическая церковь с помощью отрядов конкистадоров насильно угнетала индейскую культуру, благодаря чему многие элементы культуры майя, в том числе и их музыка, дошли до нас в отдельных обрывочных сведениях[1].
В майяском обществе было достаточное количество профессиональных музыкантов, певчих и исполнителей танца. Берналь Диас дель Кастильо упоминает, что во дворце Мотекухсомы II «плясуны, певцы и другие увеселители занимали отдельное большое помещение»[7]. А правитель Тескоко Несахуалкойотль обладал целым огромных залом во своём дворце, где исполнялись музыкальные произведения[8]. А в Палатинской рукописи есть заметка, в которой говорится что ацтекские музыканты были профессионалами в своём деле и занимали высокое положение в обществе[9][1].
Также стоит отметить празднество ce-xochitl, во время которого традиционно воздавалась хвала Синтеотлю, ацтекскому богу кукурузы, и Шочипилли, богу искусств, можно было наблюдать следующее: «… вознаграждались подарками и наградами певцы, певцы, сопровождавшие танцы, руководители и сочинители песен. Так же [поступали] и с музыкантами, теми, кто играл на барабанах, на тепонастли[комм 1], теми, кто сочинял слова для песен, теми, кто сочинял песни, кто перелагал и гармонизовал их, теми, кто свистел, кто своими руками управлял движением [танцоров], а также теми, кто, танцуя, представлял что-то, теми, кто танцевал четверками, теми, кто сочинял фигуры для танцев, теми, кто пел насмешливые песни или заупокойные, теми, кто танцевал, вертясь волчком»[10]. Из приведенного отрывка можно выявить, что музыканты специально обучались этой науке, чтобы в дальнейшем стать профессионалами. Требования к музыкантам были крайне жёсткими. Стоит упомянуть один случай, во время которого барабанщика, который нарушил музыкальный ритм во время жетвоприношения, схватили и первым принесли богам[11][1].
В составе оркестра у майя были большие деревянные либо тростниковые трубы. Был также особый вид труб, сделанный из коры, издававший звук при вдыхании воздуха, а не при вдувании, как это обычно бывает. Трубы часто изображались на росписях, можно отметить, скажем, фреску из первой комнаты в Бонампаке, изображающую оркестр. В качестве труб использовали также hub — крупные морские раковины[1].
Также в распространении были chul — флейты из кости, глины или тростника, как простые, так и особые — флейты Пана. Они могли иметь от шести тонов в доклассический период и вплоть до 12 в более позднее время. Тройные и четвертные флейты позволяют брать аккорды. Согласно 6 главе IV части «Пополь-Вуха», был также ещё один особый тип флейты — чиримия — для инсигнии у верховного правителя киче[1].
Майяские погремушки, или маракасы, создавались, как правило, из тыквы. Однако раскопки в Пакбитуне, Белиз, свидетельствуют, что были и глиняные погремушки с мелкими шариками внутри[12].
Кроме того, к духовому типу относятся и xoxob — майяские свистки. Они имели различные тона, по материалу изготовления были деревянные, костяные либо глиняные. Свистки последнего типа имели форму людей или животных[1].
Из струнных инструментов известен только музыкальный лук с тетивой из хенекена, служивший главным басовым инструментом[1].
Самым разнообразным был арсенал ударных инструментов. Барабаны были двух видов[1]:
Также стоит отметить и прочие инструменты ударного состава[1]:
Был у майя и уникальный музыкальный инструмент, который делался из длинной кости оленя, ягуара или человека, на который наносились глубокие зазубрины. Музыкант быстро проводил по ним палкой, что порождало довольно приятный слузу звук. Данный инструмент наряду с барабанами использовался для более плавной смены ритма в музыке. В наше время подобный инструмент есть в кубинских народных оркестрах[1].
Экзотикой майяского оркестра были человеческие черепа, по которым били палками[1].
В Дрезденском кодексе можно встретить изображения флейт с четырьмя отверстиями, барабанов, трещоток[13], в Мадридском — вертикальных барабанов[14], костей с нарезками[15], черепа-резонатора[16][1].
Описание окрестра майя можно встретить у Ланды: «У них есть маленькие барабаны, по которым бьют рукой, и другой барабан — из полого дерева, с низким и унылым звуком. По нему бьют довольно длинной палкой с набалдашником из смолы одного дерева на конце. У них были трубы, длинные и тонкие, из полого дерева, с длинными и кривыми тыквами на конце[комм 4]. У них был еще инструмент из панциря целой черепахи, очищенного от мяса. По нему били ладонями рук, и звук его заунывный и печальный. У них были свистки из берцовых костей оленей и больших раковин и флейты из тростника»[17]. В приведённом отрывке описан малый состав оркестра[1].
Главные особенности майяской музыкальной культуры[1]:
Для майяской музыки также был характерен острый ритмический рисунок как следствие традиций и определённого оркестрового состава, хотя мелодика была довольно проста. Многие черты музыкального искусства майя переняли и современные индейские народы Мексики, Гватемалы и Гондураса. Результатом музыковедческого анализа сохранившихся у них духовных инструментов стало то, что в их основе лежал пентатонический звукоряд (тон, тон, малая терция, тон). Многие флейты могли иметь до 16 тонов. Традиции многоголосного пения описывал Торкемада в своих трудах[18][1].
Учёные ещё не пришли к единому мнению, была ли у майя нотная запись. Однако, есть данные что одно из племён современной Гватемалы платило дань копиями своих песен, что само по себе предполагает наличие у индейцев навыков записи своих музыкальных произведений. «Рукопись Чи» говорит о том, что индейцы с помощью иероглифов записывали «некоторые песни в определенных размерах»[19]. X. Кастильо, исследователь из Гватемалы, в своих трудах опубликовал фото плоской нефритовой таблички, на которой была изображена странная надпись, состоящая из зигзагообразной линии и точек. Согласно его мнению, это и есть пример нотной записи у майя[20][1].
Музыкальный оркестр майя классического периода можно заметить на нижних стенах помещения храма Бонампак. Здание было построено в 791 г. н. э.. Фреска изображает королевский танец, музыку к которому играют 12 музыкантов, которых можно разделить на группы:
В перерыве между игрой труб и барабанов появлялся знатный человек в окружении 5 актёров.
Музыка майя.