04-05-2023
Гражданство | |
---|---|
Дата рождения |
24 февраля 1971 (41 год) |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Сезоны | |
Команда | |
№ болида |
22 |
Гран-при |
92 (90 стартов) |
Подиумы |
1 |
Очки |
35 |
Быстрые круги |
1 |
Дебют | |
Лучший старт |
4 (Венгрия 2006) |
Лучший финиш |
2 (Венгрия 2006) |
Последняя гонка | |
Место в 2011 |
20 (0 очков) |
Педро Мартинес де ла Роса (исп. Pedro Martínez de la Rosa) — испанский автогонщик, выступавший в чемпионате Формула-1. Де ла Роса дебютировал в 1999 году и добился лучшего результата в 2006 году — 11 место в чемпионате, старт с четвёртого места и финиш на втором месте в Гран-при Венгрии. С 2008 года по 2010 год и с 2012 по настоящее время — председатель Ассоциации пилотов Гран-При (GPDA).
Содержание |
Педро родился 24 февраля 1971 года в Барселоне, Каталония, Испания, в нескольких километрах от трассы Каталунья-Монтмело. В подростковом возрасте участвовал в чемпионате радиоуправляемых моделей машин, добившись больших успехов: дважды чемпион Европы по этому виду спорта.
Профессиональным автоспортом де ла Роса начал заниматься только в 17 лет, выиграв испанский чемпионат по картингу в 1989. На следующий год Педро выиграл испанский чемпионат Формула Форд в дебютном сезоне. Перейдя в Формулу-Рено, Педро выиграл ее Испанский и британский чемпионаты. Затем несколько лет выступал в японских чемпионатах, выиграв чемпионский титул в местной Формуле-3.
Команда Формулы-1 «Джордан» пригласила испанца на место тест-пилота в 1998 году. Результаты тестов оказались достаточно убедительными, чтобы на следующий год Педро получил контракт с командой Arrows. Дебютировав в Австралии, де ля Роза набрал одно очко за шестое место в первой же гонке. Сезон в целом был не столь удачен: «Эрроуз» скатились в аутсайдеры, способные бороться лишь с Minardi за предпоследнее место, и это очко оказалось для Педро единственным в 1999 году. При этом, однако, он значительно опередил в квалификациях своего партнера японца Тору Такаги. На следующий год напарником де ла Роса стал опытный голландец Йос Верстаппен. Педро дважды финишировал шестым и набрал два очка.
В поисках более быстрой и богатой команды, в 2001 де ла Роса начал переговоры с Jaguar Racing, где места обоих пилотов были уже заняты вице-чемпионом мира Эдди Ирвайном и дебютантом Лучано Бурти. Для Педро оставалось только место тест-пилота. Однако после четырёх гонок, в которых Бурти неоднократно попадал в аварии, руководство «Ягуара» сочло за лучшее отдать его в Prost и взять де ля Розу на место постоянного пилота. Испанец оказался стабильнее, набрал три очка и занял 16-е место в чемпионате. Следующий сезон оказался для Jaguar провальным: машины постоянно сходили с трассы из-за механической ненадёжности. Педро не смог набрать ни единого очка. Разочарованный Ирвайн покинул команду, вслед за ним было смещено всё руководство «Ягуара» и новый босс команды Ники Лауда набрал новый состав гонщиков, в котором уже не было де ла Росы. Испанец оказался временно без работы.
Новым местом трудоустройства для гонщика неожиданно стала топ-команда McLaren, взявшая его вторым тест-пилотом, хотя вакансия запасного гонщика уже была занята Александром Вурцем. Де ля Роза вскоре стал опережать австрийца на тестах, ему чаще доверяли проводить пятничные заезды за команду. В сезоне-2005 Педро провёл всего одну гонку, выйдя на замену травмированного Хуана-Пабло Монтойи и финишировав пятым, причём показав в этой гонке лучшее время круга. Следующий год де ля Роза также начал в позиции тест-пилота, но после неожиданного разрыва Монтойей контракта с McLaren, освободившего место основного пилота, Рон Деннис доверил Педро управление второй машиной начиная с Гран-при Франции до самого конца сезона. Де ля Роза набрал 19 очков, стал 11-м в чемпионате и впервые в своей карьере поднялся на подиум, став вторым в сложном гран-при Венгрии, где свою первую победу одержал Дженсон Баттон. Педро рассматривался как кандидат в партнёры к своему соотечественнику чемпиону Фернандо Алонсо и на следующий год, но по результатам тестов Рон Деннис сделал выбор в пользу своего протеже, чемпиона GP2 Льюиса Хэмилтона. Педро остался тест-пилотом команды.
Де ла Роса сыграл важную и противоречивую роль в шпионском скандале 2007 года. На протяжении начала сезона он вместе с Майком Кухланом, инженером McLaren, тестировал агрегаты с использованием информации, похищенной Кухланом из Ferrari через шеф-механика этой команды Найджела Степни. Педро обсуждал и обменивался этой информацией с Алонсо по e-Mail. В частности, он прислал ему схему весового баланса Ferrari, а также состав «шинного газа», очень заинтересовавший его партнёра. Именно эти письма, будучи переданы в FIA, послужили основной уликой и основанием для дисквалификации команды.
19 января 2010 года де ла Роcа подписал контракт с командой Sauber на сезон-2010. Выступал слабее своего напарника по команде Камуи Кобаяси, и в сентябре произошла своеобразная рокировка: после того, как команда объявила о том, что оставшиеся до конца сезона 5 гонок вместо де ла Росы проедет Ник Хайдфельд, тестировавший на тот момент резину для возвращающейся в 2011 году в качестве поставщика шин Pirelli, де ла Роса принял предложение шинников стать их тестером.
9 марта 2011 года было объявлено, что де ла Роса возвращается в «Макларен» в качестве тест-пилота и резервного гонщика. [1]
10 июня 2011 года, имея контракт тест-пилота с командой «Макларен», заменил после первой тренировки Гран-при Канады гонщика «Заубера» Серхио Переса.[2]
21 ноября 2011 года Педро подписал контракт с командой HRT на 2012 и 2013 годы. Перед этим «Макларен» официально «отпустил» Де Ла Росу, и он получил возможность подписать контракт с HRT. [3]
Педро женат на Марии Рейес. У них трое дочерей: Георгина (род. 21 января 2003 г.), Оливия (род. 10 ноября 2004 г.) и Луна (род. 25 марта 2008 г.).
Сезон | Серия | Команда | Старты | Победы | Поулы | БК | Подиумы | Очки | Место |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1989 | Испанская Формула-Фиат | Ofensiva Uno — Meycom | 7 | 2 | ? | ? | 5 | ? | 1 |
1990 | Испанская Формула-Форд | Racing for Spain | 10 | 8 | ? | ? | 9 | ? | 1 |
Британская Формула-Форд | 6 | 0 | ? | ? | 2 | 0 | НКЛ | ||
Фестиваль Формулы-Форд | ? | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | 12 | |
1991 | Испанская Формула-Рено | Racing for Spain | 10 | 0 | ? | ? | 3 | 46 | 4 |
1992 | Rencontres Internationales de Formule Renault | Racing for Spain | 3 | 2 | ? | ? | ? | ? | 1 |
Британская Формула-Рено | 12 | 3 | 0 | ? | 7 | 153 | 1 | ||
1993 | Британская Формула-3 | West Surrey Racing | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 18 | 6 |
Гран-при Макао | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | НКЛ | ||
Формула-3 Мастерс | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | 9 | ||
1994 | Британская Формула-3 | Racing for Spain | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 19 |
1995 | Японская Формула-3 | TOM'S | 9 | 8 | 8 | 4 | 9 | 54 | 1 |
Гран-при Макао | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | - | 3 | ||
1996 | Формула-Ниппон | Team Nova | 10 | 0 | 0 | 0 | 1 | 13 | 8 |
Всеяпонский чемпионат GT | TOM'S | 6 | 0 | ? | ? | 2 | 38 | 13 | |
Гран-при Макао | Paul Stewart Racing | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | 7 | |
1997 | Формула-Ниппон | Team Nova | 10 | 6 | 4 | 3 | 10 | 82 | 1 |
Всеяпонский чемпионат GT | TOM'S | 6 | 2 | ? | ? | 4 | 64 | 1 | |
1999 | Формула-1 | Repsol Arrows | 16 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 18 |
2000 | Формула-1 | Arrows F1 Team | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 16 |
2001 | Формула-1 | Jaguar Racing | 13 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 16 |
2002 | Формула-1 | Jaguar Racing | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 21 |
2005 | Формула-1 | West McLaren Mercedes | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 | 20 |
2006 | Формула-1 | Team McLaren Mercedes | 8 | 0 | 0 | 0 | 1 | 19 | 11 |
2010 | Формула-1 | BMW Sauber F1 Team | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 17 |
2011 | Формула-1 | Sauber F1 Team | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 20 |
2011 | Формула-1 | HRT F1 Team | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 24* |
* Сезон продолжается.
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Год | Команда | Шасси | Двигатель | Ш | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1999 | Repsol Arrows | Arrows A20 |
Arrows T2-F1 3,0 V10 |
B | АВС 6 |
БРА Сход |
САН Сход |
МОН Сход |
ИСП 11 |
КАН Сход |
ФРА 11 |
ВЕЛ Сход |
АВТ Сход |
ГЕР Сход |
ВЕН 15 |
БЕЛ Сход |
ИТА Сход |
ЕВР Сход |
МАЗ Сход |
ЯПО 13 |
18 | 1 | ||||
2000 | Orange Arrows | Arrows A21 |
Supertec FB02 3,0 V10 |
B | АВС Сход |
БРА 8 |
САН Сход |
ВЕЛ Сход |
ИСП Сход |
ЕВР 6 |
МОН Сход |
КАН Сход |
ФРА Сход |
АВТ Сход |
ГЕР 6 |
ВЕН 16 |
БЕЛ 16 |
ИТА Сход |
СОЕ Сход |
ЯПО 12 |
МАЗ Сход |
16 | 2 | |||
2001 | Jaguar Racing | Jaguar R2 | Cosworth CR-4 3,0 V10 |
M | АВС |
МАЗ |
БРА |
САН |
ИСП Сход |
АВТ Сход |
МОН Сход |
КАН 6 |
ЕВР 8 |
ФРА 14 |
ВЕЛ 12 |
ГЕР Сход |
ВЕН 11 |
БЕЛ Сход |
ИТА 5 |
СОЕ 12 |
ЯПО Сход |
16 | 3 | |||
2002 | Jaguar Racing | Jaguar R3 | Cosworth CR-4 3,0 V10 |
M | АВС 8 |
МАЗ 10 |
БРА 8 |
САН Сход |
ИСП Сход |
АВТ Сход |
МОН 10 |
КАН Сход |
ЕВР 10 |
ВЕЛ 11 |
ФРА 9 |
ГЕР Сход |
ВЕН 13 |
БЕЛ Сход |
ИТА Сход |
СОЕ Сход |
ЯПО Сход |
21 | 0 | |||
2005 | West McLaren Mercedes |
McLaren MP4-20 |
Mercedes FO108S 3,0 V10 |
M | АВС тест |
МАЗ тест |
БАХ 5 |
САН тест |
ИСП тест |
МОН |
ЕВР |
КАН тест |
СОЕ тест |
ФРА тест |
ВЕЛ тест |
ГЕР |
ВЕН |
ТУЦ тест |
ИТА тест |
БЕЛ |
БРА |
ЯПО тест |
КИТ тест |
20 | 4 | |
2006 | McLaren Mercedes |
McLaren MP4-21 |
Mercedes FO108S 2,4 V8 |
M | БАХ |
МАЗ |
АВС |
САН |
ЕВР |
ИСП |
МОН |
ВЕЛ |
КАН |
СОЕ |
ФРА 7 |
ГЕР Сход |
ВЕН 2 |
ТУЦ 5 |
ИТА Сход |
КИТ 5 |
ЯПО 11 |
БРА 8 |
11 | 19 | ||
2010 | BMW Sauber F1 Team |
Sauber C29 |
Ferrari 056 2,4 V8 |
B | БАХ Сход |
АВС 12 |
МАЗ НС |
КИТ Сход |
ИСП Сход |
МОН Сход |
ТУЦ 11 |
КАН Сход |
ЕВР 12 |
ВЕЛ Сход |
ГЕР 14 |
ВЕН 7 |
БЕЛ 11 |
ИТА 14 |
СИН |
ЯПО |
БРА |
КОР |
АБУ |
17 | 6 | |
2011 | Sauber F1 Team |
Sauber C30 |
Ferrari 056 2,4 V8 |
P | АВС |
МАЗ |
КИТ |
ТУЦ |
ИСП |
МОН |
КАН 12 |
ЕВР |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
СИН |
ЯПО |
КОР |
ИНД |
АБУ |
БРА |
20 | 0 | |
2012 | HRT F1 Team | HRT F112 | Cosworth CA2012 2,4 V8 |
P | АВС НКВ |
МАЗ 21 |
КИТ 21 |
БАХ 20 |
ИСП 19 |
МОН Сход |
КАН Сход |
ЕВР 17 |
ВЕЛ 20 |
ГЕР 21 |
ВЕН 22 |
БЕЛ |
ИТА |
СИН |
ЯПО |
КОР |
ИНД |
АБУ |
СОЕ |
БРА |
24* | 0* |
* Сезон продолжается
HRT Formula 1 Team | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Персонал |
|
|||||
Гонщики |
|
|||||
Тест/ резервные гонщики |
|
|||||
Шасси |
Команды и пилоты Формулы-1 сезона 2012 | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Педро де ла Роса.