30-06-2023
В данный список включены паровозы, которые попадали на советские железные дороги как военная добыча, а также по репарациям. Подавляющее большинство из них поступило в годы Второй мировой войны, однако в список также дополнительно включены и паровозы, попавшие в страну в период Гражданской войны.
В списке используются следующие обозначения:
Род службы |
---|
Маневровый/Промышленный |
Магистральный грузовой |
Магистральный грузопассажирский |
Магистральный пассажирский |
В данном списке приведены паровозы, попавшие на российские железные дороги в период иностранной военной интервенции.
Серия | Страна происхождения | Иллюстрация | Осевая формула | Рабочий вес, т | Сцепной вес, т | Годы выпуска | Заводы |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Хм | США | 1-4-0 | 63,05 | 56,2 | 1915 — 1916 | H. K. Porter, Inc | |
Т | США | 0-3-0 | 41,7 | 41,7 | 1915 | H. K. Porter, Inc |
Ввиду многочисленности, паровозы в данном списке разделены по странам, с чьих железных дорог они поступили. Зачастую один и тот же паровоз может иметь разное обозначение в разных странах. Например, немецкий G 81 в Польше получал обозначение Tp4.
Данные локомотивы поступили в СССР в связи с присоединением Западной Белоруссии и Западной Украины. На польских железных дорогах (PKP) обозначения серий состояли из латинских букв и цифр (подробнее…); в НКПС паровозы, за исключением старых русских серий, после переделки на русскую колею сохраняли своё обозначение, но латиницу заменяли на кириллицу.
Согласно советским данным, в сентябре 1939 года НКПС получил с польских железных дорог 2074 паровоза, однако эти данные неполные. Согласно немецким данным, на 31 декабря 1939 года Советский Союз захватил 1840 бывших польских паровоза[1].
По данным на 31 декабря 1940 года, на русскую колею было переделано 589 паровозов. Ещё 699 локомотивов с польских железных дорог планировалось переделать в 1941 году, однако к июлю того же года большинство из них ещё находилось на заводах со снятыми колёсными парами, где их и захватили наступающие воинские части Германии и Румынии.
Данные паровозы попали в НКПС в связи с присоединением Бессарабии и Северной Буковины и преимущественно эксплуатировались на новообразованной Кишинёвской железной дороге. Всего поступило 274 локомотива, из которых к началу Великой Отечественной войны на русскую колею было переделано 55 (52 машины серии 50, 2 — серии 230, 1 — серии 140).
Серия (обозначение в НКПС) |
Иллюстрация | Осевая формула | Годы выпуска | Заводы |
---|---|---|---|---|
50 | 0-5-0 | 1920 — 1939 | Malaxa, Австрия | |
140 | 1-4-0 | 1920 — 1923 | Škoda, Baldwin, Henschel, Франция | |
230[2] | 2-3-0 | 1921 — 1939 | Malaxa, Германия. |
Серия | Иллюстрация | Осевая формула | Годы выпуска | Заводы |
---|---|---|---|---|
K3 | 1-4-0 | 1917 — 1944 | Tampella, Lokomo, Hanomag, NOHAB | |
K5 | 1-4-0 | 1928 — 1953 | Tampella, Lokomo | |
L1 | 0-3-0 | 1913 — 1927 | Hanomag, Tampella |
В 1925 году в Германии было введено двухцифровое обозначение серий локомотивов и общую нумерацию для каждой серии. При этом нередко в одну общую серию, например 55, попадали паровозы разных конструкций, имевших только одинаковую осевую характеристику. При захвате данных машин и их переделке на русскую колею, цифровое обозначение часто сохранялось. Нередко паровозы получали двухбуквенное обозначение, где первой была Т (Трофейный), а вторая указывала на серию русского локомотива, близкого по мощности к данному паровозу.
Трофейные и репарационные паровозы на советских железных дорогах.