23-10-2023
ОР23 | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Осевая формула | |
Год постройки | |
Страна постройки | |
Завод |
Ворошиловградский паровозостроительный имени Октябрьской революции |
Всего построено |
1 |
Ширина колеи |
1524 мм |
Технические данные | |
Длина локомотива |
16 775 мм |
Рабочая масса паровоза |
168,1 т |
Сцепная масса |
115,4 |
Нагрузка от движущих осей на рельсы |
23 тс |
Конструкционная скорость |
90 км/ч |
Мощность |
2 500 л.с. |
Диаметр бегунковых колёс |
900 мм |
Диаметр движущих колёс |
1 500 мм |
Диаметр поддерживающих колёс |
1 050 мм |
Давление пара в котле |
17 кгс/см² |
Испаряющая поверхность нагрева котла |
324,0 м² |
Тип пароперегревателя |
двухоборотный Шмидта |
Поверхность нагрева пароперегревателя |
184,0 м² |
Площадь колосниковой решётки |
8,2 м² |
Диаметр цилиндров |
520 мм |
Ход поршня |
645 мм |
ОР23
|
Паровоз ОР23 (завод им. Октябрьской революции, осевая нагрузка 23 тс) — опытный советский грузовой паровоз со сцепной массой 115 т. Первый в мире паровоз, имевший паровую машину с расходящимися поршнями и движущий механизм с передаточными качающимися рычагами, которые до этого применялись лишь на теплопаровозах (гибрид паровоза с тепловозом).
Содержание |
После окончания Великой Отечественной войны в связи с восстановлением народного хозяйства на железных дорогах Советского Союза стал происходить рост грузовых перевозок. На паровозостроительных заводах к тому времени уже был налажен выпуск паровозов типа 1-5-0 со сцепным весом 85—90 т (серии СО и Л). Однако многие эксперты по железнодорожному транспорту понимали, что рост масс поездов будет продолжаться, а это требует более сильных паровозов. Возобновление производство паровозов серии ФД было признано нерациональным, так как у этого паровоза был ряд конструктивных недостатков (слабая экипажная часть, низкий КПД котла). К тому же к тому времени на наиболее загруженных линиях начали укладывать рельсы типа Р50 (50 кг/м), что позволяло поднять осевую нагрузку до 23 тс (у паровозов ФД она составляла 20 тс). В 1946 году комиссия по выбору новых типов магистральных паровозов под председательством академика Сыромятникова указала на необходимость о начале работ по проектированию и выпуску определённого количества паровозов со сцепной массой 112—115 т с 5 сцепными осями с нагрузкой от оси на рельсы 22,5—23тс.
Проектирование нового паровоза поручили Улан-Удэнскому паровозостроительному заводу, но одновременно с этим проектирование нового паровоза было начато на Ворошиловградском и Коломенском паровозостроительных заводах. Проектирование новых грузовых паровозов велось на заводах различными путями. Так, на Улан-Удэнском паровозостроительном заводе было решено спроектировать паровоз по обычной схеме, лишь усилив ряд элементов конструкции и установив более мощный паровой котёл. В дальнейшем эти работы вылились в создание паровоза УУ. Конструкторы Коломенского завода при проектировании приняли решение о сохранении осевой нагрузки в пределах 19 тс, лишь увеличив число сцепных осей. По их замыслу это позволило бы эксплуатировать новый паровоз на большинстве железных дорог Советского Союза. Так вскоре появился паровоз П34.
В отличие от других конструкторов, конструкторы Ворошиловградском паровозостроительного завода разработали совсем необычную схему паровоза. Согласно ей предусматривалось усложнение паровой машины. Дело в том, что простая паровая машина при всей своей простоте вызывает в конструкции рамы различные силы перегрузки, как в продольном, так и в вертикальном направлениях. Тогда конструкторы обратились к опыту по проектированию и постройке теплопаровозов — локомотивов-гибридов, которые сочетали в себе паровоз с тепловозом. Этот тип локомотивов имел совмещённые в одном цилиндре дизельный двигатель и паровую машину, что привело к необходимости создания паровой машины с расходящимися поршнями. Ещё при испытании теплопаровозов, а их на Ворошиловградском заводе было построено 2 экземпляра (пассажирский и грузовой), было отмечено положительное влияние такой конструкции на плавность хода. Тогда под руководством инженеров-конструкторов Н.А. Турика и М.Н. Аникеева на Ворошиловградском паровозостроительном заводе был спроектирован первый в мире паровоз имеющий паровую машину с расходящимися поршнями. В начале 1949 года постройка опытного паровоза типа 1-5-2 с уникальной конструкцией паровой машины была завершена; паровозу было присвоено обозначение ОР23-001.
|
|
---|---|
Пассажирские | |
Товарные / грузовые | |
Маневровые и промышленные | |
Полученые по ленд-лизу | |
Опытные | |
Узкоколейные | |
См. также |
ОР23.