23-10-2023
У | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Осевая формула | |
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Завод | |
Всего построено |
62 |
Страна эксплуатации | |
Дорога |
Рязано-Уральская, Николаевская, Юго-Западная, Привислинская и Ташкентская |
Ширина колеи |
1524 мм |
Технические данные | |
Длина локомотива |
11 032 мм (У), 11 369 мм (Уу) |
Рабочая масса паровоза |
72,1 т (У), 76,1 т (Уу) |
Сцепная масса |
45,4 т (У), 48,9 т (Уу) |
Конструкционная скорость |
105 км/ч |
Диаметр бегунковых колёс |
930—950 мм |
Диаметр движущих колёс |
1730 мм |
Давление пара в котле |
14 кгс/см² |
Испаряющая поверхность нагрева котла |
182 м² (У), 151,9 м² (Уу) |
Поверхность нагрева пароперегревателя |
38,9 м² |
Число цилиндров |
4 |
Диаметр цилиндров |
370/580 мм (У), 410/580 мм (Уу) |
Ход поршня |
650 мм |
Паровоз У
|
Паровоз У (Уральский) — пассажирский паровоз, производившийся с 1906 по 1912 год для Рязано-Уральской, Николаевской, Юго-Западной, Привислинской и Ташкентской дорог на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге.
Содержание |
В 1901 году Рязано-Уральская железная дорога заказала проект нового, более мощного паровоза. Задание на проектирование составлял инженер А. Е. Делакроа. Проекты разрабатывались Путиловским, Харьковским, и Брянским заводами. Инженерный совет МПС в июле 1903 года утвердил проект, выполненный Путиловским заводом под руководством инженера В. М. Гололобова.
Первый паровоз был построен в конце 1906 года. В марте 1907 года паровоз был отправлен на Рязано-Уральскую дорогу, где получил наименование П1.
В 1911 году в конструкцию паровоза были внесены изменения: усилен котел, поставлен пароперегреватель, увеличен диаметр малых цилиндров. Паровозы с этими изменениями получили серию Уу.
В 1912 году по заданию Рязано-Уральской и Московско-Виндаво-Рыбинской железных дорог Путиловский и Харьковский завод внесли изменения в проект паровоза, но этот проект реализован не был и паровозы серии Уу до дорог не дошли.
Всего за годы постройки было построено 63 единицы паровозов серий У и Уу.
Паровоз имел осевую формулу 2-3-0. Котел паровоза имел 244 дымогарных трубы диаметром 46/51 мм. Максимальная скорость паровоза была установлена 105 км/час. Диаметр движущих колес был 1730 мм, бегунковых колес — 950 мм.
Паровая машина компаунд имела четыре цилиндра. Цилиндры высокого давления располагались снаружи рамы и были связаны со средней движущей осью, а цилиндры низкого давления располагались внутри рамы и приводили в движение первую коленчатую ось (система де Глена). Внутренние колена первой движущей оси располагались противоположно наружным кривошипам, поэтому ходовая машина не требовала тяжелых противовесов. У паровозов был очень спокойный ход при высоких скоростях (115—117 км/ч). Вредного влияния на слабый рельсовый путь обнаружено не было.
В 1910 году были проведены опыты, которые показали, что паровоз серии У удовлетворительно работал при отсечках в цилиндрах высокого давления не более 0,3. При больших выпусках мощность паровоза оказалась недостаточной. При высокой нагрузке паровоз «бросал воду». Результаты опытов послужили поводом переделки конструкции паровоза и появления паровозов серии Уу.
У паровозов серий У и Уу Рязано-Уральской железной дороги были полукруглые тендеры с тележками Даймонда, предназначенные для воды и нефти (23 т и 8,2 т).
Паровозы для Р. У. ж.д. выпускались с тормозами системы «Нью-Йорк», а для остальных дорог с тормозами Вестингауза.
Единственный сохранившийся паровоз серии У — паровоз У-127 — был построен на Путиловском заводе в 1910 году для Ташкентской железной дороги. Заводской его номер 1960. Во время гражданской войны паровоз работал на прифронтовых участках под Актюбинском, Оренбургом и Мёртвыми Солями, где получил серьёзные повреждения. После этого он был доставлен в Москву, по-видимому, на запчасти. В мае 1923 года был восстановлен на субботнике в депо Москва Рязано-Уральской железной дороги. Тогда же он был окрашен в красный цвет, и на бортах его тендера появились революционные лозунги. Почетным машинистом паровоза рабочие депо избрали В. И. Ленина, а почетным помощником машиниста Р. С. Землячку.
23 января 1924 года паровоз У-127 провёл траурный поезд с телом В. И. Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала. После этого он водил пассажирские поезда на Павелецком направлении ещё 13 лет. Приписан паровоз был, по-видимому, к депо Москва. Паровоз был снят с эксплуатации в 1937 году. Тогда же было принято решение сохранить его потомкам на память как свидетеля всенародной скорби. После этого У-127 прошёл капитальный ремонт и был тщательно отреставрирован. В начале войны паровоз был эвакуирован в Ульяновск и только в октябре 1945 года был возвращён в Москву. В 1948 году рядом с Павелецким вокзалом был построен специальный павильон «Траурный поезд» — филиал Центрального музея В. И. Ленина. В нём и были установлены паровоз У-127 вместе с вагоном номер 1691, в котором везли тело вождя.
|
|
---|---|
Пассажирские | |
Товарные / грузовые | |
Маневровые и промышленные | |
Полученые по ленд-лизу | |
Опытные | |
См. также |
Паровоз У.