Lt304888.ru

Туристические услуги

ША (паровоз)

16-10-2023

S 160
ÖBB Reihe 956
ČSD-Baureihe 456.1
MÁV-Baureihe 411
FS 736
НКПС/МПС ША
JDŽ 37
OSE THg
TCDD 45171–220
PKP Tr201, Tr203
Паровоз № 5197 в Стаффордшире. Аналогичные паровозы поставлялись и в СССР
Основные данные
Осевая формула

1-4-0

Годы постройки

19421946

Страна постройки

США

Завод

ALCO, Baldwin

Всего построено

2120

Страна эксплуатации

 Австрия,  Алжир,  Великобритания,  Венгрия,  Германия,  Греция,  Индия,  Италия,  Марокко,  СССР,  США,  Тунис,  Турция,  Франция,  Чехословакия,  Республика Корея

Ширина колеи

1667 мм, 1524 мм, 1435 мм, 1067 мм

Технические данные
Длина локомотива

10 567 мм

Рабочая масса паровоза

74 т

Сцепная масса

64 т

Нагрузка от движущих осей на рельсы

16 тс

Диаметр бегунковых колёс

850 мм

Диаметр движущих колёс

1448 мм

Давление пара в котле

15,8 кг/см²

Испаряющая поверхность нагрева котла

164,8 м²

Тип пароперегревателя

двухоборотный Шмидта

Поверхность нагрева пароперегревателя

43,6 м²

Площадь колосниковой решётки

3,81 м²

Число цилиндров

2

Диаметр цилиндров

482,6 мм

Ход поршня

660,4 мм

ША (паровоз)

USATC S160 — военные паровозы типа 1-4-0, выпускавшиеся американскими заводами для поставок на экспорт по ленд-лизу. Эксплуатировались во множестве стран Европы, Африки, Азии, в том числе и в Советском Союзе, а также в самих США. В СССР данные паровозы получили обозначение серии ША (Ш американский)

Паровозы ША на советских железных дорогах

Во время Второй мировой войны на советских железных дорогах возникла острая необходимость пополнения локомотивного парка. Советские заводы, были ещё не готовы для массового выпуска паровозов и тогда в 1943 году был выдан большой заказ американским заводам ALCO и Baldwin на изготовление паровозов серии Е (поставлялись на российские железные дороги ещё во время Первой мировой войны). Однако американские заводы не могли сразу начать их производство, из-за загрузки прочими военными заказами (в том числе и танками). Тогда для быстрого пополнения паровозного парка, был выдан заказ на изготовление 150 паровозов (позже заказ был увеличен до 200 паровозов) типа 1-4-0 с условием, что их изготовление будет закончено до конца этого года. Также одним из условий было то, чтобы у паровоза был минимальный габарит, что позволяло их эксплуатировать на любых железных дорогах мира.

В качестве прототипа был взят паровоз типа 1-4-1, который американские заводы строили в 1918 году для железных дорог Франции. Новые локомотивы относились к так называемым военным паровозам («паровозы без роскоши») — паровозы построенных с минимальным количеством цветных металлов (в основном бронзы). Помимо материалов, эти паровозы отличались от обычных ещё и более простой, но прочной конструкцией, а при их изготовлении допуски размеров были более свободными. таким образом их производство было дешевле и быстрее. Всего с октября по декабрь 1943 года американские заводы выпустили 200 паровозов типа 1-4-0. На советских железных дорогах эти паровозы получили обозначение серии Ша, что означало: паровоз эквивалентен паровозу серии Ш, но построен на американских заводах. Паровозы завода Baldwin получили номера № 1—90, завода ALCO — № 91—200. Эксплуатировались на Октябрьской, Белорусской, Приволжской, Эстонской и Казанской железных дорогах.

В 1957 году 50 паровозов переделали на колею 1067 мм и отправили для работы на Южно-Сахалинскую железную дорогу.

Литература

См. также

ША (паровоз).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01