Lt304888.ru

Туристические услуги

Фрегаты проекта 11356

22-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Сторожевые корабли проекта 11356
Головной корабль серии «Адмирал Григорович»
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Годы постройки 2010—н.в.
Годы в строю 2016—н.в.
Запланировано 6, возможно увеличение до 9 или 12 единиц[1] (13 млрд руб. шт.[2])
Построено 3
Строится 3[3][4][5]
В строю 2
Основные характеристики
Водоизмещение 3 620 т (стандартное),
4 035 т (полное)
Длина 124,8 м (наибольшая)
Ширина 15,2 м
Осадка 4,2 м (габаритная – 7,5)
Двигатели двухвальная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) типа COGAG
Мощность 2 × 30 450 л.с., ГТА М7Н1 (8 450 л.с. маршевая ГТУ, 22 000 л.с. форсажная ГТУ),
4 ДГ WCM-800 по 800 кВт (на индийских фрегатах)
Скорость хода 30 узлов
Дальность плавания 4 850 миль (на 14 узлах)[6]
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 180 (18 офицеров) плюс 20 морских пехотинцев[7]
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У»
Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М»,
РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2»
Радиоэлектронное вооружение БИУС «Требование-М»,
Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216),
СУ 5П-10 «Пума»,
СУ МР-123-02 «Вымпел»,
ПУТС «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение УКСК «Калибр-НК»
Артиллерия 1×1×100-мм АУ А-190
Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АУ АК-630М
Ракетное вооружение 8 ПКР ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НК»),
УВП ЗС90Э.1 ЗРК «Штиль-1» (36 ЗУР)[8],
8 × 1 ПУ ЗРК «Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 ПКР 91РЭ1 (семейства «Калибр-НК»),
1×12 РБУ-6000,
РПК-8 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2×2×533-мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К)
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31
Викискладе

Сторожевые корабли (фрегаты) проекта 11356 (шифр «Буревестник», по кодификации НАТО — Krivak V) — многоцелевые сторожевые корабли дальней морской зоны или фрегаты (по советской классификации — сторожевые корабли), строящиеся для Военно-Морского Флота ВС России.

Представляют собой откорректированный проект, созданный на основе фрегатов «Тальвар», поставляемых на экспорт для ВМС Индии[9].

История

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли новые, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на март 2016 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют три «Нерея».

Сторожевые корабли проекта 11356 унаследовали лучшие свойства своих предшественников. При этом качественно новыми стали вооружение и электронное оснащение. Так же как и на «Нереях», у них появилась взлётно-посадочная площадка для вертолёта Ка-27 и ангар для него. Изменилась архитектура корпуса и надстройки, которая отвечает требованиям обеспечения малой заметности. Если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — многоцелевые корабли. Они предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения[8].

История проектирования

Проект сторожевого корабля разработан Северным проектно-конструкторским бюро на основе проекта 11356. Корабль создавался для ускоренного пополнения ВМФ России, в результате затяжки реализации проекта 22350, что не позволяло быстро перевооружить ВМФ России этим типом кораблей[9].

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продлённым полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трёхостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищённости и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учётом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от оружия массового поражения.

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ — 56000 л. с.

Электроэнергетическая система включает четыре дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт.[7]

Вооружение

Вооружение включает в себя восемь ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса, универсальную автоматическую 100-мм артиллерийскую установку А-190, зенитный ракетный комплекс Штиль-1, две шестиствольные скорострельные 30-мм установки АК-630М[8]. Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и РБУ-6000[8].

УКСК 3С14

Основу ударного вооружения сторожевого корабля данного проекта составляет вертикальная пусковая установка УКСК 3С14, предназначенная для хранения, транспортировки и запуска ракет семейства Калибр и Оникс.

Противокорабельные ракеты «Оникс» способны поражать любые надводные цели на дальности до 500 км при исключительно высотной траектории полёта, до 300 км при комбинированной и до 120 км при полёте на малой высоте.

Точная дальность полёта ракет семейства «Калибр» (в неэкспортном варианте) до сих пор никем официально не озвучена. По редким заявлениям появлявшимся в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные и наземные цели на дальностях в 375 км и 2600 км соответственно.

Артиллерийский комплекс

Артиллерийская установка А-190 на корвете «Стерегущий»

Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме[7].

Информационно-управляющая система

Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило АО «НПФ „Меридиан“» (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.[7]

Зенитный ракетный комплекс средней дальности

ЗРК «Штиль-1»

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1» используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет).[7] Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.[10]

По требованию предыдущего главкома ВМФ состав ПВО пересматривался…

Зенитный артиллерийский комплекс

На отечественных кораблях представлен двумя установками АК-630, расположенными по бортам у ангара. Первые три корабля для ВМФ Индии вооружались ЗРАК «Каштан»,а последующие три вооружены АК-630.

Противолодочное оружие

РБУ-6000

2 спаренных 533мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника[7].

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2ЕМ») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника[7].

Авиационное вооружение

Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого сторожевой корабль оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой[7].

Представители проекта

Наименование Борт. № Верфь Зав. № Заложен Спущен на воду В строю Флот Состояние Прим.
Адмирал Григорович 745
494
ССЗ «Янтарь» 01357 18.12.2010 14.03.2014 11.03.2016 ЧФ В строю[11]
Адмирал Эссен 751 ССЗ «Янтарь» 01358 08.07.2011 07.11.2014 07.06.2016 ЧФ В строю[12]
Адмирал Макаров 799 ССЗ «Янтарь» 01359 29.02.2012 02.09.2015 05.2017[13] ЧФ Проходит государственные испытания[14]
Адмирал Бутаков ССЗ «Янтарь» 01360 12.07.2013 02.03.2016 2020−2021 Спущен на воду[15]
Адмирал Истомин ССЗ «Янтарь» 01361 15.11.2013 2020−2021
Адмирал Корнилов ССЗ «Янтарь» 01362

Цвета таблицы:
 Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду
 Зелёный действующий в составе ВМФ России
 Красный списан, утилизирован или потерян

Развитие проекта

Изначально планировалось строительство 6 единиц — три для ЧФ и три для БФ[16]. Вполне возможно, что серия будет продлена до 9 или даже 12 единиц[1].

После присоединения Крыма к России, было принято решение о строительстве всех шести сторожевых кораблей для Черноморского флота[17]. Общее количество сторожевых кораблей проекта 11356Р/М будет увеличено до девяти. Третья тройка кораблей будет построена для Тихоокеанского флота.

Так и не ясно, будут ли строить данный тип сторожевых кораблей для Балтийского флота, как планировалось изначально, или нет. Проект 11356Р/М, как уже освоенный ВПК, был временной мерой в связи с задержкой постройки фрегатов проекта 22350, которых планировалось построить по пять единиц на каждый флот. Но в связи с задержкой строительства фрегатов проекта 22350 ожидается увеличение количества заказа на фрегаты проекта 11356Р/М. По состоянию на март 2014 года, головной корабль «Адмирал Григорович» был спущен на воду. Ввод корабля в строй ВМФ был сорван, как минимум, на год и отодвинут на 2016 год.

1 июля 2015 года журналистам на военно-морском салоне в Петербурге главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков заявил, что из-за непоставки Украиной газотурбинных энергетических установок для фрегатов проекта 11356Р российский флот «откажется от трёх последних кораблей этого типа». По его словам, вместо этих трёх крупных кораблей будет построено 18 малых ракетных кораблей с крылатыми ракетами нового проекта 22800, а головной такой корабль будет заложен в 2016 году.

Программа строительства шести фрегатов проекта 11356Р для Черноморского флота была утверждена еще в 2010 году. Были заключены два контракта стоимостью примерно по 40 млрд рублей. каждый на строительство двух партий по три корабля этого проекта, ранее шесть фрегатов этого типа были построены для ВМС Индии. В настоящее время головной корабль проекта — фрегат «Адмирал Григорович», прибыл в порт приписки, главную военно-морскую базу Черноморского флота — Севастополь. Следующий фрегат — «Адмирал Эссен», зачислен в состав флота и планируется его переход на Черноморский флот. Третий корабль серии —— «Адмирал Макаров», спущен на воду и проходит швартовые испытания на калининградском судостроительном заводе «Янтарь», к концу 2016 года он должен прибыть на Черноморский флот. Еще два корабля были заложены, их спуск на воду планировался на 2018 год, однако газотурбинные установки были поставлены украинским предприятием «Зоря-машпроект» из Николаева до начала украинского кризиса только для первых трёх фрегатов. Их поставки официально запрещены по решению СНБО Украины.

Министерство обороны и правительство России поставили НПО «Сатурн» (входит в подконтрольную госкорпорации «Ростех» Объединённую двигателестроительную корпорацию) задачу заместить импорт этих украинских двигателей, и ранее некоторые чиновники говорили о том, что это возможно сделать к 2018 году. Однако в ходе обсуждения проблем замещения поставок украинского предприятия так и не удалось решить вопрос о том, кто будет изготавливать ряд механизмов, а для установки уже производимых «Сатурном» газотурбинных установок потребовалось бы перепроектирование корабля, говорит менеджер одного из предприятий «Ростеха». Тем не менее, с промышленности не снимается задача по производству газотурбинных установок для более мощных и современных фрегатов проекта 22350, строящихся на петербургской «Северной верфи», для кораблей этого типа «Зоря-машпроект» успел поставить две установки, говорит источник в Объединённой судостроительной корпорации.

В мае 2016 года было объявлено, что не имеющие силовых установок фрегаты проекта не будут проданы иностранному заказчику, а будут достроены и законсервированы до 2020 года, когда для них поступят готовые двигатели отечественного производства[18].

16 октября 2016 года на саммите БРИКС в Гоа было объявлено о продаже недостроенных фрегатов проекта Индии на основании подписанного с ней там соглашения о военно-техническом сотрудничестве[19].

16 декабря 2016 года в ряде СМИ появилось сообщение, что, по крайней мере, некоторые из недостроенных кораблей серии получат двигатели российского производства и будут введены в состав ВМФ России[20].

14 февраля 2017 года было повторно объявлено о продаже Индии недостроенных кораблей[21].

См. также

Примечания

  1. ↑ Новые корабли для ВМФ России: строить больше и быстрее
  2. СМИ: из-за отсутствия импортных двигателей заморожено строительство 17 кораблей
  3. Заложат четвертый фрегат
  4. Заявлено о перспективах развития Военно-морского флота
  5. В Калининграде заложат фрегат «Адмирал Истомин»
  6. Сторожевые корабли Проект 11356
  7. ↑ Русские фрегаты: проект 11356
  8. ↑ Фрегат «Адмирал Григорович» для Черного моря
  9. ↑ Объединенная судостроительная корпорация пополнит ВМФ России тремя фрегатами проекта 11356 — Военный паритет, 30.06.2011
  10. Облик армии XXI века
  11. На фрегате «Адмирал Григорович» поднят Андреевский флаг
  12. «Адмирал Эссен» вернулся в Балтийск после ремонта
  13. Фрегат «Адмирал Макаров» примет участие в параде в Петербурге в День ВМФ России
  14. Фрегат «Адмирал Макаров» продолжит государственные испытания в морских полигонах Балтийского флота
  15. «Адмирал Бутаков» спущен на воду без силовой установки
  16. 27.10.11 Увеличение закупок фрегатов 1135.7 до 6 единиц связано с необходимостью дальнейшей отработки концепции фрегата 22350
  17. Адмиралы возвращаются на флот
  18. Недостроенные фрегаты проекта 11356 будут достраиваться
  19. Россия и Индия посотрудничают на несколько миллиардов долларов
  20. Для оставшихся без украинских турбин фрегатов нашли российские двигатели
  21. Россия продаст Индии фрегаты, простаивавшие без украинских двигателей

Ссылки

Фрегаты проекта 11356.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01