24-07-2023
В Википедии есть проект «Игры» |
Survival horror ([səˈvʌɪv(ə)l ˈhɒrə]; дословно рус. выживание в ужасе) — жанр компьютерных игр, появившийся в начале и сформировавшийся к концу 1990-х годов. Игры этого жанра содержат в себе различные специфические составляющие, главной целью которых является нагнетание, подобно фильмам ужасов, атмосферы страха и тревоги.
Содержание |
Одной из уникальных черт жанра survival horror является то, что он определяется в большей степени общей атмосферой игры, чем игровой механикой. Хотя survival horror обычно ассоциируется с геймплеем Resident Evil и Silent Hill, существует достаточно представителей жанра, напоминающие избей их всех, квесты, ролевые игры и шутеры от первого лица. Все игры этого жанра объединяют темы страха, необъяснимых явлений, жестокости и пр., что позволяет определить понятие survival horror больше как общий настрой игры, чем какую-то определенную игровую механику.
Подобно фильмам ужасов, игры survival horror могут быть как психологическими триллерами с атмосферой в стиле саспенс, так и боевиками, где сделан упор на уничтожение каких-либо живых мертвецов или жертв неудачных экспериментов.
К основным чертам survival horror стоит отнести следующие моменты: во-первых, игрок вооружен довольно скромно (в отличие от шутеров), а также имеет весьма ограниченные физические возможности — как правило, в хоррорах персонаж может только ходить, бегать и взбираться на небольшие возвышения, а такие способности как прыжки, кувырки и прочие более сложные приемы (в том числе — стрельба на бегу) ему недоступны. В ряде случаев протагонист плохо владеет оружием (стрельба неточна, удары холодным оружием — неловки и слабы).
Во-вторых, нередко хорроры обладают рядом кинематографических эффектов — например, во многих случаях камера фиксирована и показывает персонажа со стороны (как исключение можно привести в пример Silent Hill, где используется как и кинематографическая камера (внутри помещений), так и классический ракурс «за спиной»).
Третьим достаточно распространенным признаком хоррор-игр является отсутствие возможности сохранять игру в любом месте — это относится к Silent Hill, Resident Evil, и некоторым другим играм (в современных хоррорах наблюдается тенденция ухода от этой традиции). Часто для продвижения по игре, игрок должен решать разнообразные головоломки, которые могут составлять даже большую часть игрового процесса, сравнительно с боевой частью.
В связи с этим в survival horror персонаж имеет инвентарь, который обычно расположен на отдельном игровом экране, где отображены предметы, которые персонаж носит с собой и с которыми может совершать какие-либо действия. Другой частый элемент: сильно ограниченное количество ресурсов (медикаменты, боеприпасы) и из-за этого — постоянная необходимость их экономии (отсюда и «выживание» в названии). Для усиления чувства беспокойства, действие игры обычно происходит в замкнутом, стеснённом пространстве с низкой видимостью (подземелья, дома, узкие улочки города).
Обозначение жанра как «Survival horror» впервые было использовано в Resident Evil (1996). Более ранний пример игр в котором используются элементы «Survival horror» являются двухмерная ролевая игра Sweet Home (1989) от японской компании Capcom и Haunted House (1981) от Atari.
Однако первой игрой этого жанра, заложившей в него большую часть его основных черт, является Alone in the Dark (1992), созданная компанией Infogrames Entertainment, SA. Теперь этот термин используется для обозначения игр схожей тематики, в том числе и тех, которые были выпущены до Resident Evil. Alone in the Dark отличался своей простотой, полигональными персонажами, фиксированными камерами обзора, рисованными фонами, однако при всей простоте внешнего вида игра была достаточно сложной для прохождения.
Alone in the Dark принёс известность своим создателям, а сама игра завоевала множество призов и наград. И уже в следующем 1993 году выходит её продолжение — Alone in the Dark 2. Но всё же сиквел не достиг такого большого успеха, как оригинал. Спустя два года вышла третья серия сериала и оказалась провальной.[1] Действие третьей части происходило в заброшенном городе на Диком Западе.
Одной из следующих заметных игр жанра Survival horror явилась Nocturne вышедшая в 1999 году и созданная американскими разработчиками фирмы Terminal Reality. Сюжет игры вращался вокруг секретной правительственной организации под названием Spookhouse, которая занималась поисками и уничтожением различных сверхъестественных существ. В это же время японские разработчики компании Konami выпустили другой, не менее яркий, представитель жанра, который своим успехом затмил Nocturne и стал началом серии игр с одноименным названием — Silent Hill. Действие игры проходило в американском городе-призраке Сайлент Хилл, куда писатель Гарри Мэйсон попал в результате автомобильной аварии. По ходу сюжета Гарри узнает о страшном ритуале, изменившем город раз и навсегда.
Немаловажное значение в развитие жанра внесла игра Blair Witch Project, которая была создана по мотивам фильма Ведьма из Блэр, а также последовавшие за ней продолжения — Legend Of Coffin Rock и Elly Kedward Tale.
Нередко разработчиками используется идея хоррор-шутера (зачастую с кооперативным режимом игры), где игрок должен в пределах игрового уровня противостоять многочисленным противникам, управляемым искусственным интеллектом (обычно это зомби). Наиболее ярким представителем этого жанра является аркадный шутер House of the Dead (1998). Первым переходом от жанра survival horror к horror shooter была четвертая часть серии Resident Evil (2005), в которой стал преобладать элемент стрелялок. Элемент страха и ужаса в игре не был потерян, но стал второстепенным в геймплее. Среди игр этого жанра встречаются различные любительские модификации, например, Zombie Survival для Garry's Mod, Killing Floor для Unreal Tournament 2004. На волне успеха современных игр этого жанра в 2008 году компания Valve выпустила многопользовательский хоррор-шутер Left 4 Dead.
Разновидность шутеров, в которых геймплей построен на том же, что и геймплей survival horror.
Жанры компьютерных игр | |
---|---|
Action |
Стелс-экшен • 3D-шутер (FPS • TPS) • Shoot 'em up • Тактический шутер • MMOFPS • Платформер • Файтинг • Beat 'em up • Слешер |
RPG |
Тактическая • Японская • Action • Hack and slash • MMORPG • Roguelike • ZPG |
Стратегия | |
Квест |
Action-adventure • Interactive fiction • Визуальный роман • Любительский квест • Survival horror |
Симулятор |
Авто- (Симрейсинг • Гонки на выживание) • Авиа- • Железной дороги • Космический • Мото- • Танковый • Ме́ха • Подводных лодок • Бога • Жизни • Cвиданий • Градостроительный • Спортивный • Спортивный менеджер • Экономический |
Другие |
Survival Horror.