29-07-2023
Данная статья — о станции «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской линии. Статья о планируемой станции «Адмиралтейская» Невско-Василеостровской линии — Адмиралтейская-2 (станция метро).
«Адмиралтейская»
Фрунзенско-Приморская линия
|
|
Петербургский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Район: | |
Округ: | |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
86[1] |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: | |
Станцию возвело: |
Тоннельный отряд-3, СМУ-11, |
Выход к улицам: | |
Время открытия: |
5:36 |
Время закрытия: |
0:12 |
Код станции: |
АМ |
«Адмиралте́йская» — 65-я станция Петербургского метрополитена. Расположена на Фрунзенско-Приморской линии, между станциями «Садовая» и «Спортивная». Станция открыта 28 декабря 2011 года. До этого — «станция-призрак» с 1997 по 2011 год[3].
Содержание |
Решение о месте нахождения наземного вестибюля периодически изменялось из-за организационно-технических трудностей строительства в условиях исторической застройки центра Петербурга, и было принято с опозданием на несколько лет. Для постройки вестибюля «Метрострой» планировал выкупить жилой дом по адресу Кирпичный переулок дом № 1/4 на пересечении Кирпичного переулка и Малой Морской улицы, снести его, а затем на его месте построить офисный центр со встроенным вестибюлем. Хотя дом этот не представлял исторической ценности (он восстановлен после войны), возражений нашлось много и со стороны его жильцов, и со стороны КГИОПа. Позже появились и другие проблемы — часть квартир была приватизирована и с их владельцами возникли серьёзные юридические сложности[4].
В 2005—2006 годах рассматривались другие варианты размещения вестибюля, но в декабре 2006 года было принято окончательное решение осуществить первоначально задумывавшийся план. В связи с этим 6 сентября 2007 года правительство города приняло постановление об изъятии земельного участка, квартир и помещений в этом доме с формулировкой «для государственных нужд»[2].
Летом 2009 года был проведён снос жилого здания на месте вестибюля. Проходка эскалаторного тоннеля была завершена к апрелю 2011 года[5]. Использовался тот же проходческий щит, что и при прокладке наклонного хода станции «Обводный канал».
Выход со станции расположен на углу Кирпичного переулка и Малой Морской улицы. Сама станция располагается под наземным вестибюлем. Из-за глубины залегания и расположения станции относительно вестибюля, наклонный ход имеет два марша эскалаторов с промежуточным подземным залом, аналогично станции «Пролетарская», но, в отличие от неё, второй марш эскалатора расположен практически в обратном направлении по отношению к первому. Один из проектов предполагал два «нижних» марша эскалатора — по одному к каждой из пересадочных станций.
Вестибюль являет собой овальное в плане помещение, оформленное в стиле, перекликающемся с оформлением подземных сооружений станции. Стены вестибюля облицованы мрамором «газган». Потолок, опирающийся на ряд массивных чёрных колонн с каннелюрами, украшен подсвеченной композицией «роза ветров», ориентированной по сторонам света; наклонный ход эскалаторов увенчан мозаичными панно «Адмиралтейство» (художник А. К. Быстров)[6].
«Адмиралтейская» — колонно-стеновая станция глубокого заложения. Глубина заложения — 86 метров. Является одной из самых глубоких станций метро в мире[7].
Вход на станцию осуществляется через наземный вестибюль и каскад из двух эскалаторов. Эскалатор Е-75Т большого наклона связывает наземный вестибюль и соединительный коридор, высота подъёма 68,7 метра. Длина соединительного коридора 112 метров. Эскалатор Е-25Т малого наклона соединяет коридор и платформу станции, высота подъёма 15,2 метра. Длина станции — 162 метра, длина центрального зала — около 110 метров.
Подземный зал сооружён по проекту А. С. Константинова[6]. Эскизный проект был сделан ещё в 1997 году и был принят с некоторыми изменениями в 2006 году.
Художественное оформление станции посвящено морской тематике. Полы вымощены серым мансуровским гранитом, а также красным гранитом с месторождения Кашина гора, с тремя инкрустациями роз ветров в окаймлении золотистых флотских шевронов, выполненных из гранита тона «охра». Путевые стены облицованы голубовато-серым мрамором. Двери на путевых стенах украшены оригинальными решётками с изображением якоря. Аркада станции отделана мрамором «газган» кремово-золотистых тонов. Арки дополняют чёрные полуколонны, отлитые из алюминиевого сплава, с цоколями и капителями из полированной латуни.
Торец центрального зала станции украшает мозаичное панно «Основание Адмиралтейства» (художник А. К. Быстров). Торец пешеходного коридора между большим и малым наклонными ходами украшен мозаичным панно «Нева», а в пространстве над гермозатвором, долженствующем разделять пешеходный коридор в его центре, установлено мозаичное панно «Нептун» (художник А. К. Быстров).
Простенки между колоннами украшены медальонами с барельефами русских адмиралов и флотоводцев: Ушакова, Нахимова, Макарова, Апраксина, Беллинсгаузена и Григоровича работы скульпторов В. Д. Свешникова и А. С. Чаркина[6].
Фёдор Матвеевич Апраксин |
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен |
Иван Константинович Григорович |
Степан Осипович Макаров |
Павел Степанович Нахимов |
Фёдор Фёдорович Ушаков |
Возле станции «Адмиралтейская» проходят следующие маршруты городского общественного транспорта[8]:
На момент ввода в эксплуатацию 15 сентября 1997 года участка «Садовая» — «Чкаловская» подземный зал станции был сооружён в конструкциях и не имел отделки. Платформа в центральном зале отсутствовала, были сделаны лишь два «балкона» для перехода с одной платформы на другую. Впоследствии все проёмы между колоннами были закрыты металлическими листами.
В 2005 году работы были возобновлены в основном по подземной части. Начато выполнение основных работ по перекрытию центрального зала. При этом начались работы по сооружению малого наклонного хода.
В 2007 году производились работы по облицовке центрального зала. Началось расселение дома, в котором построен выход со станции. Строители подтвердили существование проекта с четырьмя эскалаторами в наклонном ходе. Для этого был закуплен проходческий комбайн фирмы «Herrenknecht»[9].
Изначально станция задумывалась в качестве пересадочного узла между 5-й и 3-й линиями, но из-за недостаточного финансирования и сложности строительства станции на действующей линии эти планы отодвинуты на неопределённый срок. В июле 2010 года Генеральный директор ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» Владимир Маслак заявил, что станция «Адмиралтейская» не будет пересадочной[15]. Однако 28 июня 2011 года появился обновлённый план развития метрополитена, в котором станция «Адмиралтейская» будет иметь не одну, а целых две пересадки[16]. Теоретически, будущий пересадочный узел, ввиду конструкции пешеходного коридора между большим и малым наклонными ходами, может иметь один выход в город. Однако это противоречит действующим нормам.
Адмиралтейская (станция метро).