Lt304888.ru

Туристические услуги

Калужско-Рижская линия

14-08-2023

Калужско-Рижская линия
Московский метрополитен
Открытие первого участка:

1 мая 1958

Длина, км:

37,8

Количество станций:

24

Время поездки:

55,5 мин.

Максимальное число вагонов в составе поезда:

8

Число вагонов в составе поезда:

8

Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки:

1322,5 (2005)

Наземные участки:

«Бабушкинская» — «Медведково» (метромост)

Электродепо:

ТЧ-5 Калужское, ТЧ-10 Свиблово

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить
Калужско-Рижская линия
Мытищи
Челобитьево
ТЧ «Челобитьево»
Медведково
Медведковский метромост через р. Яузу
Бабушкинская
ТЧ-10 «Свиблово»
Свиблово
Ботанический сад
ВДНХ
Алексеевская
Рижская





Проспект Мира
ССВ к Новослободской
Сухаревская
Тургеневская





Китай-город





Третьяковская





съезд к Третьяковской
ССВ к Новокузнецкой
ССВ к Павелецкой
ССВ к Серпуховской
Октябрьская
Шаболовская
Ленинский проспект
Академическая
Профсоюзная
Новые Черёмушки
ТЧ-5 «Калужское»
Калужская
Калужская
Беляево
Коньково
Тёплый Стан
Ясенево
Новоясеневская

Калу́жско-Ри́жская ли́ния — шестая линия Московского метрополитена, пролегающая с северо-востока на юго-запад города.

Калужско-Рижская линия — условно подземная на участке «Новоясеневская-Бабушкинская». На участке «Бабушкинская-Медведково» имеется крытый метромост через р. Яузу, хотя проезжающие по линии не ощущают выхода состава на поверхность. Также, на участке «Ленинский проспект» — «Академическая» вдоль Проспекта 60-летия Октября имеется насыпь, в которой отчетливо слышен звук проходящих поездов. Это позволяет предположить, что уровень потолка перегонного туннеля находится выше уровня проезжей части проспекта.

В составе линии 24 станции. Длина — 37,8 км, среднее время поездки по всей линии — около 55 мин. Имеются участки как глубокого, так и мелкого заложения.

Является одной из самых загруженных линий московского метро; по данным годового отчёта метрополитена, средний суточный пассажиропоток на линии в 2005 году составил 1322,5 тыс. чел. (по этому показателю Калужско-Рижская линия уступает только Таганско-Краснопресненской).

Содержание

История

Северный и южный радиусы линии были построены в конце 1950-х — начале 1960-х годов, центральный участок открылся только в 1972 году.

Изначально планировалось подвести линию метро из центра к ВСХВ для улучшения ее транспортной доступности. Именно поэтому самый старый участок линии — от «Проспекта Мира» до «ВДНХ», длиной 5,4 км; ранее (до 1972) назывался Рижским радиусом; на нём — четыре станции глубокого заложения: «Ботанический сад» (ныне — «Проспект Мира»), «Рижская», «Мир» (с 1966 года — «Щербаковская», c 1990 — «Алексеевская») и «ВСХВ» (ныне — «ВДНХ»). Этот участок линии в основном проходит параллельно проспекту Мира.

С бурным развитием юго-западных районов города, в частности знаменитых Черёмушек, возникла необходимость проведения метро и туда. Южный радиус, вошедший в состав линии, — Калужский — вступил в эксплуатацию в октябре 1962; протяжённость его — 8,9 км, при открытии включал пять станций — «Октябрьскую», «Ленинский проспект», «Академическую», «Профсоюзную» и «Новые Черёмушки». Станция «Шаболовская», находящаяся ныне между «Октябрьской» и «Ленинским проспектом», была предусмотрена исходным проектом, но вступила в строй только в 1980 году. На некоторых участках проходка тоннелей была тяжёла; наиболее сложны были геологические условия при строительстве перегона «Октябрьская» — «Ленинский проспект». Особенностью строительства Калужского радиуса явился впервые применённый метод сооружения станций в открытых котлованах, а перегонных тоннелей — щитовой проходкой. В 1964 году Калужский радиус был продлён на юг, до здания нового электродепо; на его территории в течение десяти лет — с 1964 года по 1974 — размещалась станция «Калужская». В 1974 году открылась новая — подземная — станция с таким названием, старая же была закрыта; одновременно открылась станция «Беляево».

Строительство центрального участка линии, соединившего Калужский и Рижский радиусы и образовавшего вместе с ними Калужско-Рижскую линию, началось в 1970 году. 4 января 1971 года его южная половина — от «Октябрьской» до «Площади Ногина» (ныне — «Китай-город») — начала работу; тогда открылись две станции — «Новокузнецкая» (с 1983 года — «Третьяковская») и «Площадь Ногина»; последняя была совмещена со Ждановско-Краснопресненской линией (ныне — Таганско-Краснопресненская); позднее, в 1986 году (после открытия второго зала), и «Третьяковская» стала совмещённой — с Калининской линией. В январе 1972 года открылась и северная половина центрального участка с двумя станциями — «Колхозной» (ныне — «Сухаревская») и «Тургеневской»; инженерно-геологические условия при строительстве этого участка также отличались большой сложностью. Таким образом, Калужско-Рижская линия появилась в 1972 году.

В 1978 линия была продлена на север — от станции «ВДНХ» до станции «Медведково»; на этом участке длиной 8,1 км — четыре станции («Ботанический сад», «Свиблово», «Бабушкинская» и «Медведково»), все — мелкого заложения. Южный конец линии — от «Беляево» до «Битцевского парка» (ныне — «Новоясеневская») — был открыт в две очереди. Первая очередь, включавшая две станции — «Коньково» и «Тёплый Стан» — была сдана в эксплуатацию в 1987; вторая — со станциями «Ясенево» и «Битцевский парк» — вступила в строй в январе 1990 года.

Станции Калужско-Рижской линии регулярно ремонтируются; особенно частого ремонта требуют станции — «сороконожки» Калужского радиуса; кафель, которым облицованы стены станций, недолговечен и осыпается. В 2004 году видоизменилась станция «Академическая»; вместо кафельной плитки на её стенах появился анодированный алюминий; нижняя часть путевых стен была облицована чёрным гранитом. При этом цветовое решение станции не изменилось; как и прежняя кафельная плитка, алюминиевое покрытие имеет синие и белые полосы.

История переименований станций

Станция Предыдущие имена Годы
ВДНХ ВСХВ 1958-1959
Алексеевская Щербаковская 1966-1990
Мир 1958-1966
Проспект Мира Ботанический сад 1958-1966
Третьяковская Новокузнецкая 1970-1983
Китай-город Площадь Ногина 1970-1990
Сухаревская Колхозная 1971-1990
Новоясеневская Битцевский парк 1990-2009

Аварии и теракты

Теракт на станциях «Третьяковская» 1 января 1998 года

1 января 1998 года произошел взрыв в вестибюле станции «Третьяковская». Ранены три человека. Мощность безоболочного взрывного устройства составляла 150 граммов тротила. Сменный машинист метропоезда, переходя по пешеходному мостику с одного состава на другой на «Третьяковской», обнаружил около ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию, небольшую сумочку, похожую на визитку или косметичку. Открыв ее, машинист увидел батарейки и провода. Он немедленно отнес находку дежурной по перрону, после чего сел в состав и уехал по маршруту. Дежурная, положив сумочку на металлический ящик с огнетушителем на дальней части перрона, которая отгорожена от пассажирского зала, позвонила в милицию. В этот момент прозвучал взрыв. В результате взрыва разбиты стекла кабинки дежурной — она ранена осколками, а находившиеся рядом две уборщицы станции получили легкие травмы и нервный шок. [1]

Взрыв на выходе станции «Рижская» 31 августа 2004 года

Террористический акт у станции метро «Рижская» 31 августа 2004 г. в 20:50 по московскому времени смертница совершила теракт у вестибюля станции «Рижская». Погибло 10 человек, включая саму террористку и её сообщника Николая Кипкеева, около 50 человек получили ранения различной степени тяжести. Николай Кипкеев, случайно погибший сообщник террористки, был дважды судимым главой «карачаевский джамаат». По данным следствия, он был причастен и к взрывам автобусных остановок в феврале и июле 2004 г в Воронеже. Дела о взрывах на «Рижской», на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» и в Воронеже позже были объединены в одно, трое сообщников террористов были осуждены.[2][3]

Авария энергосети 25 мая 2005 года

25 мая 2005 года движение поездов на линии частично отсутствовало из-за аварии на энергосети.

Взрывчатка возле «Профсоюзной» 4 мая 2007 года

4 мая 2007 года в окрестностях северного вестибюля станции пакет со взрывчаткой был обнаружен собакой, проживающей в переходе, из-за чего вестибюль был оцеплен примерно на сутки.[источник не указан 1043 дня]

Данный теракт незначительно изменил работу транспорта, а именно

  • Автобусам 41, 196 назначена дополнительная остановка между маршами южного вестибюля (аналогично Академической)
  • Автобусам 57, 121 назначена дополнительная остановка «метро Профсоюзная» (на которой останавливается 130)
  • Автобус 67 следовал через метро Академическая по трассе 119
  • При следовании в парк автобусам 44, 113, 168 была перенесена отметка с к/ст Профсоюзная на 26 кв Новых Черёмушек
  • Изменены рейсы трамвая 22 (и все укороты, в основном на усиление 14)

Депо и подвижной состав

Калужско-Рижская линия обслуживается двумя электродепо — «Калужским», открытым в 1964, и «Свиблово», начавшем работу в 1978 (первоначально — оборотное депо Калужского, ныне — отдельное предприятие). В 19581972 Рижский радиус обслуживало депо «Красная Пресня».

На линии эксплуатируются составы из вагонов 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-717.5М/81-714.5М. В ближайшее время подвижной состав обновляться не будет. До 1982 эксплуатировались вагоны типа Г, с 1972 по 1996 по линии ходили составы из вагонов Е, Еж, Еж1, Ем-508, Ем-509. Количество вагонов в составах — 8 (с 1987). Все работавшие на линии поезда типа Г были четырёхвагонными, в 1972 их сменили шестивагонные Е. С 1980 поезда работали в составе семи вагонов.

Средства сигнализации и связи

Основное средство сигнализации — двузначная автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС и сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни». Напольное оборудование АЛС-АРС — МАРС 1/5.

Канал радиосвязи — второй.

Пересадки

# Пересадка на линию Со станции На станцию
1 Сокольническая линия Тургеневская Чистые пруды
2 Замоскворецкая линия Третьяковская Новокузнецкая
5 Кольцевая линия Проспект Мира
Октябрьская
Проспект Мира
Октябрьская
7 Таганско-Краснопресненская линия Китай-город Китай-город
8 Калининская линия Третьяковская Третьяковская
10 Люблинско-Дмитровская линия Тургеневская Сретенский бульвар
Л1 Бутовская линия лёгкого метро Новоясеневская Битцевский парк

Перспективы

Станция «Якиманка» должна быть построена между соседними станциями — «Третьяковская» и «Октябрьская» — и иметь пересадку на станцию «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской линии. Строительство станции запланировано в проекте Генерального плана развития Москвы до 2025 года, который будет в ближайшее время[когда?] рассматриваться Мосгордумой во втором чтении. Задел для строительства «Якиманки» был сделан еще в середине 90-х годов, однако впоследствии подготовленную шахту залили бетоном. По планам 1992-го года станцию предполагалось строить с 1996 по 2000 год, сообщает РИА Новости.

Планируется продление линии от станции «Медведково» до станции «Челобитьево» (со строительством депо)[4].

В 2011-2012 годах проводится замена эскалаторов в вестибюлях станций "Бабушкинская" и "Медведково", в апреле 2012 года начнётся замена эскалаторов в северном вестибюле станции "ВДНХ".

Примечания

  1. Метро-2010: возвращение терактов. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 13 августа 2010.
  2. Взрывы закрыты — Газета. Ru
  3. Метротеррористы сели навсегда — Газета. Ru
  4. Челобитьево  (рус.). Метрострой. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 14 ноября 2011.

Ссылки

  • Калужско-Рижская линия на официальном сайте Московского метро
  • Калужско-Рижская линия в фотографиях в Виртуальной фотогалерее метрополитенов СНГ

Калужско-Рижская линия.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01