14-08-2023
Калужско-Рижская линия | |
Московский метрополитен | |
Открытие первого участка: | |
---|---|
Длина, км: |
37,8 |
Количество станций: |
24 |
Время поездки: |
55,5 мин. |
Максимальное число вагонов в составе поезда: |
8 |
Число вагонов в составе поезда: |
8 |
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки: |
1322,5 (2005) |
Наземные участки: |
«Бабушкинская» — «Медведково» (метромост) |
Электродепо: | |
Калу́жско-Ри́жская ли́ния — шестая линия Московского метрополитена, пролегающая с северо-востока на юго-запад города.
Калужско-Рижская линия — условно подземная на участке «Новоясеневская-Бабушкинская». На участке «Бабушкинская-Медведково» имеется крытый метромост через р. Яузу, хотя проезжающие по линии не ощущают выхода состава на поверхность. Также, на участке «Ленинский проспект» — «Академическая» вдоль Проспекта 60-летия Октября имеется насыпь, в которой отчетливо слышен звук проходящих поездов. Это позволяет предположить, что уровень потолка перегонного туннеля находится выше уровня проезжей части проспекта.
В составе линии 24 станции. Длина — 37,8 км, среднее время поездки по всей линии — около 55 мин. Имеются участки как глубокого, так и мелкого заложения.
Является одной из самых загруженных линий московского метро; по данным годового отчёта метрополитена, средний суточный пассажиропоток на линии в 2005 году составил 1322,5 тыс. чел. (по этому показателю Калужско-Рижская линия уступает только Таганско-Краснопресненской).
Содержание |
Северный и южный радиусы линии были построены в конце 1950-х — начале 1960-х годов, центральный участок открылся только в 1972 году.
Изначально планировалось подвести линию метро из центра к ВСХВ для улучшения ее транспортной доступности. Именно поэтому самый старый участок линии — от «Проспекта Мира» до «ВДНХ», длиной 5,4 км; ранее (до 1972) назывался Рижским радиусом; на нём — четыре станции глубокого заложения: «Ботанический сад» (ныне — «Проспект Мира»), «Рижская», «Мир» (с 1966 года — «Щербаковская», c 1990 — «Алексеевская») и «ВСХВ» (ныне — «ВДНХ»). Этот участок линии в основном проходит параллельно проспекту Мира.
С бурным развитием юго-западных районов города, в частности знаменитых Черёмушек, возникла необходимость проведения метро и туда. Южный радиус, вошедший в состав линии, — Калужский — вступил в эксплуатацию в октябре 1962; протяжённость его — 8,9 км, при открытии включал пять станций — «Октябрьскую», «Ленинский проспект», «Академическую», «Профсоюзную» и «Новые Черёмушки». Станция «Шаболовская», находящаяся ныне между «Октябрьской» и «Ленинским проспектом», была предусмотрена исходным проектом, но вступила в строй только в 1980 году. На некоторых участках проходка тоннелей была тяжёла; наиболее сложны были геологические условия при строительстве перегона «Октябрьская» — «Ленинский проспект». Особенностью строительства Калужского радиуса явился впервые применённый метод сооружения станций в открытых котлованах, а перегонных тоннелей — щитовой проходкой. В 1964 году Калужский радиус был продлён на юг, до здания нового электродепо; на его территории в течение десяти лет — с 1964 года по 1974 — размещалась станция «Калужская». В 1974 году открылась новая — подземная — станция с таким названием, старая же была закрыта; одновременно открылась станция «Беляево».
Строительство центрального участка линии, соединившего Калужский и Рижский радиусы и образовавшего вместе с ними Калужско-Рижскую линию, началось в 1970 году. 4 января 1971 года его южная половина — от «Октябрьской» до «Площади Ногина» (ныне — «Китай-город») — начала работу; тогда открылись две станции — «Новокузнецкая» (с 1983 года — «Третьяковская») и «Площадь Ногина»; последняя была совмещена со Ждановско-Краснопресненской линией (ныне — Таганско-Краснопресненская); позднее, в 1986 году (после открытия второго зала), и «Третьяковская» стала совмещённой — с Калининской линией. В январе 1972 года открылась и северная половина центрального участка с двумя станциями — «Колхозной» (ныне — «Сухаревская») и «Тургеневской»; инженерно-геологические условия при строительстве этого участка также отличались большой сложностью. Таким образом, Калужско-Рижская линия появилась в 1972 году.
В 1978 линия была продлена на север — от станции «ВДНХ» до станции «Медведково»; на этом участке длиной 8,1 км — четыре станции («Ботанический сад», «Свиблово», «Бабушкинская» и «Медведково»), все — мелкого заложения. Южный конец линии — от «Беляево» до «Битцевского парка» (ныне — «Новоясеневская») — был открыт в две очереди. Первая очередь, включавшая две станции — «Коньково» и «Тёплый Стан» — была сдана в эксплуатацию в 1987; вторая — со станциями «Ясенево» и «Битцевский парк» — вступила в строй в январе 1990 года.
Станции Калужско-Рижской линии регулярно ремонтируются; особенно частого ремонта требуют станции — «сороконожки» Калужского радиуса; кафель, которым облицованы стены станций, недолговечен и осыпается. В 2004 году видоизменилась станция «Академическая»; вместо кафельной плитки на её стенах появился анодированный алюминий; нижняя часть путевых стен была облицована чёрным гранитом. При этом цветовое решение станции не изменилось; как и прежняя кафельная плитка, алюминиевое покрытие имеет синие и белые полосы.
Станция | Предыдущие имена | Годы |
---|---|---|
ВДНХ | ВСХВ | 1958-1959 |
Алексеевская | Щербаковская | 1966-1990 |
Мир | 1958-1966 | |
Проспект Мира | Ботанический сад | 1958-1966 |
Третьяковская | Новокузнецкая | 1970-1983 |
Китай-город | Площадь Ногина | 1970-1990 |
Сухаревская | Колхозная | 1971-1990 |
Новоясеневская | Битцевский парк | 1990-2009 |
1 января 1998 года произошел взрыв в вестибюле станции «Третьяковская». Ранены три человека. Мощность безоболочного взрывного устройства составляла 150 граммов тротила. Сменный машинист метропоезда, переходя по пешеходному мостику с одного состава на другой на «Третьяковской», обнаружил около ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию, небольшую сумочку, похожую на визитку или косметичку. Открыв ее, машинист увидел батарейки и провода. Он немедленно отнес находку дежурной по перрону, после чего сел в состав и уехал по маршруту. Дежурная, положив сумочку на металлический ящик с огнетушителем на дальней части перрона, которая отгорожена от пассажирского зала, позвонила в милицию. В этот момент прозвучал взрыв. В результате взрыва разбиты стекла кабинки дежурной — она ранена осколками, а находившиеся рядом две уборщицы станции получили легкие травмы и нервный шок. [1]
Террористический акт у станции метро «Рижская» 31 августа 2004 г. в 20:50 по московскому времени смертница совершила теракт у вестибюля станции «Рижская». Погибло 10 человек, включая саму террористку и её сообщника Николая Кипкеева, около 50 человек получили ранения различной степени тяжести. Николай Кипкеев, случайно погибший сообщник террористки, был дважды судимым главой «карачаевский джамаат». По данным следствия, он был причастен и к взрывам автобусных остановок в феврале и июле 2004 г в Воронеже. Дела о взрывах на «Рижской», на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» и в Воронеже позже были объединены в одно, трое сообщников террористов были осуждены.[2][3]
25 мая 2005 года движение поездов на линии частично отсутствовало из-за аварии на энергосети.
4 мая 2007 года в окрестностях северного вестибюля станции пакет со взрывчаткой был обнаружен собакой, проживающей в переходе, из-за чего вестибюль был оцеплен примерно на сутки.
Данный теракт незначительно изменил работу транспорта, а именно
Калужско-Рижская линия обслуживается двумя электродепо — «Калужским», открытым в 1964, и «Свиблово», начавшем работу в 1978 (первоначально — оборотное депо Калужского, ныне — отдельное предприятие). В 1958—1972 Рижский радиус обслуживало депо «Красная Пресня».
На линии эксплуатируются составы из вагонов 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-717.5М/81-714.5М. В ближайшее время подвижной состав обновляться не будет. До 1982 эксплуатировались вагоны типа Г, с 1972 по 1996 по линии ходили составы из вагонов Е, Еж, Еж1, Ем-508, Ем-509. Количество вагонов в составах — 8 (с 1987). Все работавшие на линии поезда типа Г были четырёхвагонными, в 1972 их сменили шестивагонные Е. С 1980 поезда работали в составе семи вагонов.
Основное средство сигнализации — двузначная автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС и сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни». Напольное оборудование АЛС-АРС — МАРС 1/5.
Канал радиосвязи — второй.
# | Пересадка на линию | Со станции | На станцию |
---|---|---|---|
1 | Сокольническая линия | Тургеневская | Чистые пруды |
2 | Замоскворецкая линия | Третьяковская | Новокузнецкая |
5 | Кольцевая линия | Проспект Мира Октябрьская |
Проспект Мира Октябрьская |
7 | Таганско-Краснопресненская линия | Китай-город | Китай-город |
8 | Калининская линия | Третьяковская | Третьяковская |
10 | Люблинско-Дмитровская линия | Тургеневская | Сретенский бульвар |
Л1 | Бутовская линия лёгкого метро | Новоясеневская | Битцевский парк |
Станция «Якиманка» должна быть построена между соседними станциями — «Третьяковская» и «Октябрьская» — и иметь пересадку на станцию «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской линии. Строительство станции запланировано в проекте Генерального плана развития Москвы до 2025 года, который будет в ближайшее время[когда?] рассматриваться Мосгордумой во втором чтении. Задел для строительства «Якиманки» был сделан еще в середине 90-х годов, однако впоследствии подготовленную шахту залили бетоном. По планам 1992-го года станцию предполагалось строить с 1996 по 2000 год, сообщает РИА Новости.
Планируется продление линии от станции «Медведково» до станции «Челобитьево» (со строительством депо)[4].
В 2011-2012 годах проводится замена эскалаторов в вестибюлях станций "Бабушкинская" и "Медведково", в апреле 2012 года начнётся замена эскалаторов в северном вестибюле станции "ВДНХ".
Линии Московского метрополитена | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||
Список станций Московского метрополитена Список пусковых участков и новых станций |
Калужско-Рижская линия.