Lt304888.ru

Туристические услуги

Филёвская линия

13-10-2023

Филёвская линия
Московский метрополитен
Открытие первого участка:

15 мая 1935; как самостоятельная линия — 7 ноября 1958 года

Длина, км:

14,9

Количество станций:

13

Время поездки:

до Кунцевской 23 мин.
до Международной 13 мин.

Максимальное число вагонов в составе поезда:

6 (стандартного типа), 4 (типа «Русич»)

Число вагонов в составе поезда:

6 (стандартного типа), 4 (типа «Русич»)

Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки:

320,6 (2005)

Самая напряжённая станция:

Киевская

Наземные участки:

есть

Электродепо:

ТЧ-9 Фили

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить
Филёвская линия
ССВ к Молодёжной
Кунцевская
Рублёвское шоссе
Пионерская
безымянный проезд
Филёвский парк
Минская улица
Багратионовская
Улица Барклая
ТЧ-9 «Фили»
Фили
Багратионовский проезд
Кутузовский проспект
Кутузовская
Третье транспортное кольцо
Студенческая
Международная
Выставочная
Киевская
Смоленский метромост через р. Москву
Смоленская
Арбатская
Александровский сад
ССВ к Охотному ряду
ССВ к Площади Революции

Филёвская линия Московского метрополитена (ранее носила название Арбатско-Филёвская) — четвёртая линия Московского метрополитена. Проходит в западной части города через исторический район Фили, что объясняет её название. Одна из двух линий московского метро (вторая — Бутовская линия лёгкого метро), большая часть которой находится на поверхности. Станции на линии короткие, рассчитанные на прием составов максимум из шести стандартных вагонов. Также на трассе линии много кривых и уклонов, в связи с чем наземный её участок можно отнести к легкому метро (за исключением четырёхвагонной проходимости составов, вместо шестивагонной).

Официальный номер линии — четыре, однако по дате открытия она является шестой (официальной датой открытия линии считается 7 ноября 1958 года, в то время как Рижский радиус Калужско-Рижской линии был открыт на несколько месяцев раньше). При этом первый участок Филёвской линии был открыт вообще в составе первой очереди как участок Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии.

Содержание

История

История строительства

Линия ведёт своё начало от участка мелкого заложения первой очереди «Улица Коминтерна» — «Смоленская», построенного в 1935 году и спустя два года продлённого до станции «Киевская». Между «Смоленской» и «Киевской» находится открытый участок и построенный в 1937 году Смоленский метромост. Участок входил в состав Кировско-Фрунзенской линии, действовало вилочное движение от станции «Охотный ряд». В 1938 году участок вошёл в состав новой Арбатско-Покровской линии. При строительстве тоннелей к «Площади Революции» были использованы заделы, оставленные в 1935 году.

После попадания бомбы[1] в тоннель «Арбатская» — «Смоленская» во время одной из бомбардировок 1941 года было принято решение о необходимости строительства параллельного участка глубокого заложения. В 1953 году участок «Калининская» — «Киевская» был закрыт, на станциях были организованы склады, а в тоннелях — депо для хранения резервного подвижного состава.

Однако спустя несколько лет, после прихода к власти Н. С. Хрущева был взят курс на максимальное удешевление строительства, и Арбатско-Покровская линия продлена не была, вместо этого на запад по поверхности земли решили строить новый Филёвский радиус. Участок «Калининская» — «Киевская» был расконсервирован и открыт повторно (уже в составе новой Арбатско-Филевской линии) 7 ноября 1958 года вместе с новым наземным участком «Киевская» — «Кутузовская».

Изначально планировали открыть участок от «Киевской» сразу до «Филей», но так как тоннели на перегоне «Кутузовская» — «Фили» не успели сдать в срок, было принято решение пустить поезда до «Кутузовской». Станция «Фили» была открыта только через год, 7 ноября 1959 года.

В дальнейшем линия была продлена до «Пионерской» (1961), потом до «Молодёжной» (1965) и только в 1989 году — до «Крылатского».

В 1985 году в связи с реконструкцией Смоленского метромоста на несколько месяцев вновь был закрыт участок «Калининская» — «Киевская», поезда в это время ходили от «Молодёжной» до «Киевской».

Станция «Крылатское» была построена как временная конечная (в дальнейшем планировалось продолжить ветку в новые спальные районы — Строгино и Митино). Этим объясняется наличие на ней перекрёстного съезда вместо полноценных тупиков. Но экономический спад в стране отложил эти планы на 20 лет. Станции «Строгино» и «Митино» были открыты лишь в конце 2000-х годов. К этому моменту было принято решение развивать Арбатско-Покровскую линию от Парка Победы дальше на запад как полноценный диаметр. Она была доведена до Кунцевской, поглотила в себя участок Филевской линии Кунцевская-Крылатское, и новые станции открылись уже в её составе. Филёвская же линия была «урезана» до «Кунцевской» и почти целиком стала наземной.

В 2005 году от станции «Киевская» было проложено ответвление в строящийся Московский международный деловой центр, организовано вилочное движение на станцию «Деловой центр» (ныне — «Выставочная»). В 2006 году была открыта следующая за «Деловым центром» станция — «Международная».

После открытия участка Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Строгино» в 2008 году, участок Филёвской линии от «Кунцевской» до «Крылатского» отошёл к Арбатско-Покровской линии[2]. Станция «Кунцевская» реконструирована, и для Филёвской линии теперь предназначен только 1 путь. Ранее, в 2007 году, для обустройства «Кунцевской» в целях будущих изменений, участок «Крылатское» — «Пионерская» неоднократно закрывался в выходные дни или в позднее время с назначением автобуса «М» между этими станциями с остановками на всех промежуточных станциях. Закрытие 2 января 2008 — 7 января 2008 стало последним и решающим, после этого поезда ходили по уже новому направлению в сторону станции «Парк Победы».

История переименований

Станция Предыдущие названия Годы
Александровский сад Улица Коминтерна 19351946
Калининская 19461990
Воздвиженка 1990
Выставочная Деловой центр 20052009

Пересадки

# Пересадка на линию со станции на станцию
1 Сокольническая линия Александровский сад Библиотека имени Ленина
3 Арбатско-Покровская линия Александровский сад
Киевская
Кунцевская
Арбатская
Киевская
Кунцевская
5 Кольцевая линия Киевская Киевская
8 Калининская линия Выставочная Деловой центр
12 Третий пересадочный контур Выставочная Деловой центр

Депо и подвижной состав

Депо, обслуживавшие линию

Депо Годы обслуживания
ТЧ-3 Измайлово 1958-1962
ТЧ-9 Фили С 1962

Количество вагонов в составах

Типы вагонов, использовавшихся на линии

Все вагоны (кроме 81-717/714, экcплуатируемых на полностью закрытом (кроме метромоста и составов, следующих в депо) участке от Александровского сада до Международной), были специально адаптированы для наземной эксплуатации.

Средства сигнализации и связи

В качестве средства сигнализации используется двузначная автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни». Система АЛС-АРС на линии не используется. Из-за отсутствия системы АЛС-АРС, поезда обслуживают машинисты вместе с помощниками.

Канал радиосвязи — второй.

Именные поезда

  • На линии ходит именной поезд «Поэзия в метро». С 1 декабря 2011 года по 10 марта 2012 года временно работал на Арбатско-Покровской линии.

Перспективы

Дальнейшее развитие Филевской линии пока-что не планируется. Имеется возможность строительства прямой пересадки со станции «Александровский сад» на станцию «Боровицкая». Но ни в каких планах строительство этой пересадки не фигурирует. Имеется возможность продления линии в район Можайского шоссе и Очаково-Матвеевское.

Интересные факты

  • Четыре из пяти станций, имеющих кривые платформы, расположены на Филевской линии: «Международная», «Выставочная», «Александровский сад» и «Кутузовская».
  • На Филёвской линии расположены два самых коротких перегона в московском метро: между станциями «Выставочная» и «Международная», и «Александровский сад» и «Арбатская».
  • Самый длинный наземный участок «Фили» — «Кунцевская».
  • Самый большой уклон в московском метро находится на перегоне Киевская — Выставочная и составляет 51 тысячную.
  • Участок «Александровский сад» — «Киевская» сначала принадлежал Сокольнической линии (Первая очередь Московского метрополитена), затем Арбатско-Покровской (Вторая Очередь), затем 5 лет вообще не эксплуатировался, и только с 1958 года стал эксплуатироваться, но уже в составе вновь образованной Филёвской линии. Другой бывший участок линии — «Кунцевская» — «Крылатское» в 2008 году вошёл в состав Арбатско-Покровской линии.
  • Единственная линия, на которой есть платформа, работавшая продолжительное время по расписанию (первая платформа станции «Александровский сад»).
  • Единственная в настоящее время линия московского метрополитена с вилочным движением(за исключением Замоскворецкой, и то редко).
  • Единственная линия, где почти во всех тоннелях включено освещение.
  • Единственная линия, которая состоит из одного радиуса, при этом не планируется строить второй противоположный из-за сложности трассировки, так как линия упирается в Кремль (в 1930-х такой радиус планировался. Линия должна была идти мелким заложением к Зарядью и далее на восток). Был также проект объединения с Покровским радиусом, а Калининской линии с Арбатским Арбатско-Покровской линии. Но из-за строительства Серпуховско-Тимирязевской линии через станцию Боровицкая, приведшей к перегрузке пересадочного узла, (вместо Остоженки и Смоленской-3) вероятность реализации плана минимальна.

Примечания

  1. фотографию этого участка в блоге жж-пользователя russos
  2. В Москве открылась новая станция метро «Строгино»  (рус.). РБК (7 января 2008). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 27 марта 2009.

Ссылки

  • Филёвская линия на сайте metro.molot.ru
  • фотографии Филёвской линии на сайте metro-photo.ru
  • Филёвская линия на форуме «Наш транспорт»

Филёвская линия.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01