06-10-2023
Китайская литература — литература на китайском языке.
В отличие от западноевропейской литературы Нового Времени, художественные тексты в Китае занимали второстепенное место относительно литературы историографической и этико-философской направленности, как прямое следствие господства конфуцианской идеологии.
Бросается в глаза отсутствие древнейшего пласта эпического устного творчества и разрозненность мифологических представлений. Предполагается, что в их искоренении также участвовала конфуцианская идеология; следы их существования обнаруживаются в фольклоре китайских национальных меньшинств.
Отличительной чертой иерархии китайских литературных жанров является низкое положение драмы и ее сравнительно позднее возникновение. Малоразвитыми относительно европейской традиции оказались мемуарный и эпистолярный жанры, однако их место занял т. н. жанр «записок» бицзи, близкий к эссе.
Содержание |
Восьмой год от основания династии Цинь является важным рубежом в истории древнекитайской литературы: это дата знаменитого указа Цинь Шихуанди, запрещающего оборот книг по теории государства.
Среди известных на тот момент литературных памятников значатся:
период Западного Чжоу
период Вёсен и Осеней и Сражающихся Царств
После падения династии Цинь конфуцианство начинает приобретать статус государственной идеологии, формируется конфуцианский канон. Поворотной датой считается 26 г. до н.э., когда император Чэн (Зап. Хань) отдал приказ о сборе всех письменных памятников государства. Работа по упорядочиванию и каталогизации была выполнена Лю Сяном, Лю Синем и Ян Сюном.
Ныне приянятые названия произведений этого периода, а также их отдельных глав, вероятней всего являются продуктом редакторской деятельности, а не авторской. Для авторов доимперского периода литературной данностью было только разделение наиболее широко цитируемых источников на ши (оды, стихи, песни) и шу (книги, документы).
Образование канонов относится к эп. Хань. Изучение более ранних текстов требовало интерпретации и редактуры. Исследователи обращали внимание на стилистическую неоднородность сохранившихся документов и выделяли в них наиболее заметные категории:
Традиция стихосложения в Китае восходит к Шицзину, сборнику народной и литургической поэзии.
Одним из первых сбоников поэзии, следующих за Шицзином по значимости стал Вэньсюань 文選. Создание поэтического текста было обязательным элементом в классическом образовании, догматизированным благодаря экзаменационной системе в позднюю имперскую эпоху. Зачастую поэтами были крупнейшие государственные деятели, такие как Цао Цао и Ван Аньши.
Традиционно считающееся в конфуцианской среде недопустимо низким, театральное действо было широко распространено в Китае как развлечение. Китай подарил миру, при посредстве монгольских войск, театр теней (по сей день редко рассматривающийся как важная часть литературы, несмотря на распространённость), а в собственно Китае при монгольской династии Юань расцвели цзацзюй, или «смешанные представления», также называемые юаньской драмой. В условиях упадка конфуцианской системы в этот период драма стала основным его литературным наследием, и с тех пор драма прочно вошла в состав китайского литературного наследия.
В китайский литературный канон также вошёл ряд «южных» пьес, средневекового драматического наследия южных регионов Китая.
Современные театральные школы пекинская опера, шанхайская опера и т. д. являются прямыми наследниками юаньской драмы, которая также оказала значительное влияние на мировой кинематограф: в фильмах о боевых искусствах эти искусства демонстрировались прежде всего актерами, воспитанными в школах т. н. «опер».
дин. Тан, Мин: городской жанр категории малых (сяошо)
Китайская историография выработала специальный термин для обозначения событий, повлекших крупные потери в литературной традиции: шу э zh:书厄. Ню Хун zh:牛弘(545-610), дин. Суй, классифицировал первые пять катастроф подобного рода.
|
|
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Китайский литературный канон | |
---|---|
Четыре классических романа | Троецарствие | Речные заводи | Путешествие на Запад | Сон в красном тереме |
Четыре удивительных истории | Троецарствие | Речные заводи | Путешествие на Запад | Цзинь пин мэй |
Пять светлых легенд | Записки о нефритовой заколке | История о белом кролике | Моление Луне | Убить собаку, чтобы образумить мужа | История пипы |
Шесть мудрых книг | Чжуан-цзы | Лисао | Ши-цзи | Ду ши | Речные заводи | Западный флигель |
Четыре хроники | Ши-цзи | Ханьшу | Хоу Ханьшу | Записи о Трёх царствах |
Конфуцианский канон | Четверокнижие (Лунь Юй · Мэнцзы · Да сюэ · Чжун юн) | Пятикнижие и Шестикнижие (Ши-Цзин · Шу-Цзин · Книга Перемен · Ли цзи · Чуньцю · Юэ-Цзин) |
См. также | Тринадцатиканоние | Двадцать четыре хроники |
Портал «Китай» · Портал «Литература» | История Китая · Китайская литература · Китайская поэзия · Китайская философия · Китайский театр |
Китайская Литература.