21-04-2023
Бронепалубные крейсера типа «Ниитака» | ||
---|---|---|
新高型軽巡洋艦 | ||
|
||
"Ниитака" в 1922 году | ||
Основная информация | ||
Тип | бронепалубный крейсер | |
Государство флага | ||
Параметры | ||
Водоизмещение | 3420 т | |
Длина | 104,1 м | |
Ширина | 13,44 м | |
Осадка | 4,92 м | |
Бронирование | палуба: 37—63 мм боевая рубка: 102 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения 16 котлов Никлосса |
|
Мощность | 9500 л.с. | |
Винты | 2 | |
Скорость | 20 узлов максимальная | |
Дальность плавания | 4000 миль | |
Экипаж | 287-320 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 6×1 152-мм 10×1 76-мм 4×1 47-мм |
Тип «Ниитака» (яп. 新高型軽巡洋艦 Ниитака-гата кэйдзюнъё:кан , «Лёгкие крейсера типа „Ниитака“») — тип японских бронепалубных крейсеров. Принимали участие в Русско-японской и Первой мировой войне.
Заказаны в 1897 году по Второй чрезвычайной программе пополнения флота 1896 года за счёт контрибуции, полученной после Японо-китайской войны. Стали вторым типом крейсеров, разработанных и построенных в Японии (неудачный опыт строительства крейсеров тип «Сума» заставил временно отказаться от постройки больших кораблей на отечественных верфях). Головной корабль серии — крейсер «Ниитака» был построен за два года Морским арсеналом в Йокосуке, уже имевшим опыт строительства крупных кораблей. Второй корабль — крейсер «Цусима» строился на новой верфи Морского арсенала в Куре, поэтому его строительство затянулось и заняло 28 месяцев.
Предназначались для разведывательной и сторожевой службы.
По конструкции мало отличались от крейсера «Сума», но обладали большим водоизмещением, что позволило повысить мореходность, и более мощным вооружением (152-мм орудия вместо 120-мм). 152-мм орудия, для повышения остойчивости, были установлены в спонсонах по бортам низко к воде, в результате в свежую погоду сильно заливались волнами. Противоминная артиллерия размещена в центральной части корпуса, установка боевых марсов не предусматривалась. По опыту испано-американской войны, показавшей высокую взрывоопасность торпедного вооружения, было принято решение отказаться от установки торпедных аппаратов.
Главный недостаток заключался в установленных неудачных котлах системы Никлосса. Они были более совершенны, чем локомотивные котлы на «Сума», однако их более высокая аварийность заставила строить крейсер «Отова» по изменённому проекту. На момент вступления в строй крейсера типа «Ниитака» стали наиболее сильно вооружёнными бронепалубными крейсерами в мире.[источник?] Относительно удачный проект обеспечил более чем двадцатилетнее нахождение кораблей в строю.
Название | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|
Ниитака 新高 |
7 января 1902 | 15 ноября 1902 | 27 января 1904 | корабль береговой обороны 2-го класса с 1921 погиб в тайфуне 26 августа 1922 у берегов Камчатки |
Цусима 対馬 |
1 января 1901 | 15 декабря 1902 | 27 января 1904 | корабль береговой обороны 2-го класса с 1921 потоплен как мишень в 1944 |
Бронепалубные крейсера типа «Ниитака».