11-06-2023
«Акицусима» | ||
---|---|---|
秋津洲 | ||
|
||
Крейсер «Акицусима» в Кобэ в 1897 году | ||
Основная информация | ||
Тип | бронепалубный крейсер | |
Государство флага | ||
Верфь | Морской Арсенал (Йокосука, Япония) | |
Заказан к постройке | 1889 | |
Строительство начато | март 1890 | |
Спущен на воду | 6 июля 1892 | |
Введён в эксплуатацию | 31 марта 1894 | |
Выведен из состава флота | 10 января 1927 | |
Современный статус | разобран в 1927 | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 3150 т | |
Длина | 91,7 м | |
Ширина | 13,14 м | |
Осадка | 5,32 м | |
Бронирование | палуба: 25 мм (скосы 76 мм) щиты орудий: 115 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 горизонтальные возвратно-поступательные паровые машины тройного расширения 6 цилиндрических котлов |
|
Мощность | 8400 л.с. | |
Винты | 2 | |
Скорость | 19 узлов максимальная | |
Экипаж | 330 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 4×1 152-мм 6×1 120-мм 8×1 47-мм |
|
Торпедно-минное вооружение | 4 × 356-мм ТА |
«Акицусима» (秋津洲) — бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Участвовал в Японо-китайской войне, Русско-японской войне и Первой мировой войне.
Получил название в честь наименования Японии в древнем поэтическом трактате Кодзики.
Содержание |
Крейсер «Акицусима» заказан в рамках бюджета 1889 финансового года. Первоначально предполагалось построить как четвертый крейсер типа «Мацусима». Однако сомнительная эффективность кораблей этого типа, а также противодействие «пробританского» военно-морского лобби привело к выбору в качестве прототипа американского крейсера «Балтимор», спроектированного конструктором британской компании «Армстронг» Уильямом Уайтом. Строительство корабля велось Морским Арсеналом в Йокосука, по импортным чертежам и из импортных материалов.
152-мм скорострельные орудия системы Армстронга были установлены в спонсонах между полубаком и полуютом, между ними — четыре 120-мм пушки, еще два таких орудия находились в оконечностях. Броневая защита из стальной гарвеевской брони.
В целом корабль оценивался как неудачный, с плохой мореходностью, значительной бортовой качкой и ненадежной двигательной установкой.
Еще до официального начала боевых действий 25 июля 1894 года «Акицусима», под командованием будущего адмирала Х.Камимура, в составе «Летучего отряда» адмирала К.Цубоя принимал участие в бою с китайским крейсером «Цзи-Юань» и канонерской лодкой «Гуан-Ши» в Асанском заливе. В ходе боя «Акицусима» захватил деревянный китайский корабль «Цаоцзян», конвоировавший транспорт «Гаошен» с китайскими войсками на борту.
17 сентября 1894 года «Акицусима» принял участие в Сражении у реки Ялу. В крейсер попало несколько китайских снарядов, потери составили 5 убитых (в том числе один офицер) и 10 раненых. [1].
В дальнейшем, в составе «Летучего отряда», крейсер принимал участие в осаде Вэйхайвэя. В том числе, артиллерийским огнем поддерживал действия сухопутных войск по овладению фортов крепости. При отражении прорыва китайских миноносцев из крепости на крейсере получили ранения два матроса. [2].
В 1895 году крейсер «Акицусима» участвовал в захвате Пескадорских островов и острова Тайвань, в том числе 13 октября 1895 года участвовал в бомбардировке фортов Такао.
В марте 1898 года «Акицусима» был переклассифицирован в бронепалубный крейсер 3-го ранга.
9 мая 1898 года, в ходе испано-американской войны, крейсер прибыл в качестве стационера в Манилу, для обеспечения защиты японцев, проживающих на Филиппинах.
В 1900 году в ходе подавления восстания ихэтуаней «Акицусима» сопровождал транспорты с японскими войсками, перебрасываемыми в Китае.
Не задолго до начала русско-японской войны для повышения остойчивости с крейсера сняли два 120-мм орудия.
Перед началом русско-японской войны крейсер «Акицусима» вошел в состав 6-го боевого отряда 3-й эскадры Соединенного флота, специально сформированного для наблюдения за Корейским проливом и действий против Владивостокского отряда крейсеров. С 6 февраля 1904 года крейсер в составе своего отряда приступил к сторожевой службе, базируясь в заливе Такесики (на острове Цусима).
18 февраля 1904 года крейсер, в составе своего отряда, по приказу начальника Морского генерального штаба адмирала Ито, прибыл в Шанхай для принуждения к разоружению или уничтожению канонерской лодки «Манчжур». 26 февраля 6-й боевой отряд убыл в Корейский пролив, а крейсер «Акицусима» был оставлен в Шанхае для наблюдения русским кораблем. 30 марта канонерская лодка «Манчжур» завершила разоружение и 31 марта «Акицусима» убыл в Корейский залив где присоединился к своему отряду и впоследствии принял участие в блокаде Порт-Артура.
15 мая 1904 года «Акицусима» в составе своего отряда прикрывал отход броненосца «Ясима», подорвавшегося вместе с броненосцем «Хацусе» на минах, установленных возле Порт-Артура, минным заградителем «Амур».
16 мая крейсер принимал участие в спасении экипажа канонерской лодки «Осима», протараненной в тумане канонерской лодкой «Акаси».
С 7 по 11 июня в составе своего отряда крейсер «Акицусима» действовал в Бохайском (Печилийском) заливе поддерживая 2-ю японскую армию с моря. 23 июня «Акицусима» принимал участие в бое с русской эскадрой под Порт-Артуром.
25 июля в составе сборного отряда кораблей «Акицусима» вновь вышел в Бохайский (Печилийский) залив для оказания поддержки 3-й японской армии генерала Ноги, штурмующей Порт-Артур. 26 июля крейсер участвовал в перестрелке с русскими кораблями «Баян», «Аскольд» и «Новик».
В ходе боя в Желтом море «Акицусима» в составе отряда пытался перехватить крейсер «Аскольд», однако догнать его не удалось. К исходу дня «Акицусима», из-за неисправности в машине, временно отделился от своего отряда, пытавшегося преследовать русские корабли.
В последующем крейсер в составе 6-го боевого отряда продолжал участвовать в блокаде Порт-Артура. [3]
27 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсер «Акицусима» участвовал в бою с русскими крейсерами «Олег», «Аврора» и «Жемчуг». В ходе боя на крейсере «Акицусима» получили ранения два матроса.
В июне 1905 года «Акицусима» в составе «Северной эскадры» принимал участие в обеспечении высадки первого эшелона японских войск на Сахалин. [4]
В ноябре 1905 года «Акицусима» посетили с визитом командиры крейсеров Владивостокского отряда «Россия», «Громобой» и «Богатырь». Русскими офицерами было отмечено наличие на японском крейсера зарядного станка для тренировок экипажа в быстроте и автоматизме навыков заряжания орудий. На русских кораблях такие станки стали обязательной принадлежностью уже после войны. [5]
В 1912 году «Акицусима» был переклассифицирован в корабль береговой обороны 2-го класса.
7 июля 1913 года в Порт-Артуре члены экипажа крейсера приняли участие в торжественных похоронах останков контр-адмирала Моласа М. П. и прахов еще пяти офицеров, поднятых японцами в 1910—1913 годах с броненосца «Петропавловск». При этом матросы «Акицусима» и солдаты местных артиллерийских частей впряглись в артиллерийские лафеты, на которых были установлены гробы, довезя их от вокзала до кладбища в Порт-Артуре. При лафетах находились три офицера с крейсера. [6]
В 1914 году для повышения остойчивости с корабля демонтировали все 47-мм пушки и два торпедных аппарата.
С началом Первой мировой войны «Акицусима» в составе 4-й дивизии (крейсеров и канонерских лодок) 2-й эскадры Соединенного флота принял участие в осаде Циндао[7]
.
В 1921 году корабль вывели из боевого состава флота и сделали базой подводных лодок. 10 января 1927 года «Акицусима» была сдана на слом.
Крейсер «Акицусима» на почтовой открытке в 1905 году
Крейсер «Акицусима»
Крейсер «Акицусима» в 1897 году
Акицусима (бронепалубный крейсер).