22-10-2023
(O)
Запорожский автомобилестроительный завод | |
Тип | |
---|---|
Листинг на бирже |
ZAZA |
Год основания | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Сергей Филипенко |
Отрасль | |
Продукция |
легковые автомобили, фургоны, автобусы |
Чистая прибыль |
▲ 448 тыс. грн. (2012)[1] |
Число сотрудников | |
Сайт |
avtozaz.com |
ПАО Запорожский автомобилестроительный завод (укр. Запорізький автомобілебудівний завод, ранее «Автомобильный завод „Коммунар“») — украинское предприятие, производитель легковых автомобилей, а также фургонов и автобусов, лидер украинского автопрома. Основное производство находится в Коммунарском районе города Запорожье. Является головным заводом корпорации «УкрАВТО»[4]. В качестве ключевых производственных подразделений выступают хозрасчётное предприятие Ильичёвский завод автомобильных агрегатов (ИЗАА) и Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).
На заводе существует полный цикл автомобильного производства — от штамповки металлопроката в прессовом производстве и автоматизированных и роботизированных линий сварки, окраски и сборки до проведения ТО авто, реализованных в сети автосалонов.
В 2007 году объём производства автомобилей составил 276,8 тысяч штук, что составляло 72,9 % от всего производства украинских легковых автомобилей. В 2009 году сократил выпуск автотранспортных средств в 5,6 раза по сравнению с 2008 годом — до 46,18 тыс. ед.[5]
ЗАО «ЗАЗ» по состоянию на 2010 год выпускал легковые автомобили (ЗАЗ, Chance, Sens, Lanos, Chevrolet, ВАЗ и KIA), грузовые автомобили (ТАТА, JAC), автобусы малого класса (I-VAN), запасные части для автомобилей и экспортирует их в Россию, Египет, Армению, Беларусь, Грузию, Азербайджан, Сирию, Индонезию, Албанию[5].
Год | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 11 месяцев 2010 года (ЗАО «ЗАЗ», включая ХРП «ИЗАА»)[6] |
2011[7] | 2012[8] | 2013[7] | сентябрь 2014[9] | октябрь 2014[10] | ноябрь 2014[10] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производство автотехники «ЗАЗ» (включая грузовики и автобусы), тыс. шт. | ||||||||||||||||||
Полномасштабное производство | 11,1 | 6,0 | 8,0 | 12,7 | 17,3 | 45,0 | 90,5 | 90,3 | 128,6 | 158,5 | 123,9 | ЗАЗ — 4,857 ВАЗ — 0,871, Chance — 17,391, Sens — 2,508, Lanos — 6,497, Lanos-фургон — 0,487, Chevrolet — 2,247, KIA — 3,798; автобусов — 0,342 |
42,695 | |||||
Крупноузловое производство | 12,9 | 0 | 3,7 | 2,1 | 6,5 | 24,6 | 35,5 | 57,9 | 64,5 | 123,8 | 133,7 | |||||||
Итого | 24,0 | 6,0 | 11,7 | 14,8 | 23,8 | 69,6 | 126,0 | 148,2 | 193,1 | 282,3 | 257,6 | 39,964 | 60,862 | 22,695 | 0,922 | 1,007 | 0,212 | |
Реализация легковых автомобилей «ЗАЗ», тыс. шт. | ||||||||||||||||||
Экспорт за пределы Украины | 0,1 | 0,3 | 0,9 | 2,4 | 1,6 | 2,3 | 7,5 | 9,8 | 39,6 | 69,3 | 72 | 19,439 | 29,341 | 21,107 | 5,936 | |||
Реализация на внутреннем рынке Украины | 10,8 | 12,3 | 12,0 | 13,0 | 22,0 | 65,6 | 113,0 | 132,2 | 144,4 | 206,6 | 180,0 | |||||||
Итого | 10,9 | 12,6 | 12,9 | 15,4 | 23,6 | 67,9 | 120,5 | 142,0 | 184,0 | 275,9 | 252,0 |
Датой создания завода принято считать 1863 год, когда менонит Абрагам Яковлевич Кооп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги.
В 1908 году было основано предприятие, впоследствии превратившееся в Мелитопольский моторный завод (МеМЗ). С 1960 года МеМЗ начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. С 1975 года МеМЗ вошёл в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Ныне он является одним из структурных элементов ЗАО «ЗАЗ».
В 1923 году бывший завод Абрагама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники — тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. На заводе был выпущен первый советский зерноуборочный комбайн Коммунар.
В 1961 году завод был переименован в «Запорожский автомобильный завод». Завод занимался выпуском единственного автомобиля — ЗАЗ-965, вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец».
В 1970 году на конвейер вошёл обновлённый «Запорожец» — ЗАЗ-966, который кардинально отличался от своего предшественника. Всего (с 1960 по 1994 гг.) в Запорожье было изготовлено 3 422 444 автомобилей «Запорожец» и двигателей с воздушным охлаждением производства МеМЗ.
В 1979 году был запущен в массовое производство ЗАЗ-968М.
В 1986 году по контракту с итальянской «фабрикой фабрик» Comau создаётся новый производственный комплекс, включивший в себя: цех сварки кузовов, цех окраски, цех сборки.
В 1987 году начался выпуск автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя, выпускаемых на ЗАЗе.
В 1994 году 1 июля, закончилось производство автомобиля ЗАЗ-968М, последнего заднемоторного автомобиля ЗАЗ.
В середине 1990-х сложная финансовая ситуация на заводе усугубилась тем, что всю валютную выручку надо было сдавать государству, что повлекло основательное вымывание оборотных средств. Чтобы завод удержался на плаву, директор занялся поиском инвестора в среде лидеров мирового автопрома. В поле зрения попали сначала «Пежо», потом «ФИАТ», а в 1995 году «Дженерал моторс». На переговоры в столицу Украины прилетал даже первый вице-президент «Дженерал моторс». Однако руководители Минпромполитики остановились на варианте создания совместного предприятия с концерном «Daewoo», с уставным капиталом в $150 млн. Несогласный с этим директор Степан Кравчун написал заявление об уходе[11].
В 1998 году завод начинает сотрудничество с корпорацией Daewoo, в связи с чем создается ЗАО «Совместное украино-корейское предприятие с иностранной инвестицией „АвтоЗАЗ-Daewoo“», в которое передаются все активы «АвтоЗАЗа». Начинается сборка новых автомобилей. Генеральным директором СП «АвтоЗАЗ — Daewoo» назначен А. Н. Сотников .
На головном заводе организован выпуск качественно нового автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова». На ХРП «ИЗАА» завершены работы по подготовке производства и начата крупноузловая сборка автомобилей Daewoo: Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza.
В 1999 году начинается выпуск ЗАЗ-1103 «Славута» (с кузовом «пятидверный лифтбэк»), созданного на базе шасси «Таврии» и с участием её кузовных панелей. В разработке принимала участие компания Daewoo.
Разработаны новые модели таврического ряда, среди них ЗАЗ-1105 «Дана» (с кузовом «пятидверный универсал»), в массовом производстве вскоре заменёная на ЗАЗ-1103 «Славута».
На базе индекса 11055 выпускаются различные модели пикапа.
В 2003 году завод меняет название и превращается в закрытое акционерное общество с иностранной инвестицией «Запорожский автомобилестроительный завод».
В 2004 году завод пережил полное обновление средств производства. На производственных мощностях головного завода начинается производство автомобилей АвтоВАЗ (ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099), GM-DAT («Ланос (Т-150)»), Opel Astra G («OTGF69-40» и «OTGF69-60»).
В 2005 году на ХРП «ИЗАА» подготовлены производственные мощности для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA».
Для модели «ZAZ-Sens» на МеМЗ был разработан двигатель объёмом 1,4 литра, созданный на основе прежнего 1,3-литрового. Впоследствии автомобиль переименован в «Lanos 1.4».
В 2006 году ЗАО «ЗАЗ» подтверждает соответствие собственной системы управления качеством международному стандарту ISO 9001:2000. Продукция ЗАО «ЗАЗ» соответствует требованиям Евро 2. Освоен выпуск полуприцепов НХ2210 для перевозки легковых автомобилей. В этом же году была на ХРП «ИЗАА» освоена гамма легковых китайских автомобилей «Chery».
В 2007 году запущена программа локализации производства автомобиля Daewoo Lanos, проведён рестайлинг базовой модели, который получил название «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Разработан и начат выпуск фургона на его базе.
19 сентября 2008 года с конвейера снята трёхдверная Таврия.[12][13]
В 2008 году в состав цеха окраски добавился новый участок — окраски пластмассовых изделий, построенный по контракту немецкой компанией «Eisenmann»
Произведено техническое переоснащение прессового производства. Модернизирована Воронежская автоматическая линия прессов. На прессы были установлены контроллеры Siemens Simatic S7-300, взамен старых Simatic S5, что позволило для осуществления операций загрузки заготовок в штамп и разгрузки из штампа оснастить линию роботами фирмы ABB. Установлена новая автоматическая линия прессов итальянской компании «AIDA S.r.l.», также оборудованная роботами фирмы ABB. Начала производиться штамповка крупных узлов автомобиля «Lanos» моделей T-100 и Т-150 в прессовом цехе завода.
В 2009 году завод продолжил изготавливать модели на базе Daewoo Lanos с использованием украинских комплектующих (степень локализации версии с двигателем 1,5 составляет более 50 %, для двигателей 1,3 и 1,4 она ещё выше)[14]: ЗАЗ Lanos Hatchback[15] [16] [17], ЗАЗ Sens [18] [19] [20] и «ZAZ Chance»[21][22]; модели таврического ряда: ЗАЗ-1105 «Славута»[23][24] и пикап[25][26]; собирает и производит автомобили Chevrolet, Chery и ВАЗ (ВАЗ-210934-20[27] и ВАЗ-210994-20[28]). Было начато сотрудничество с Kia Motors по сборке Kia cee’d (пятидверный KIA Cee’d[29], трёхдверный спортивный хэтчбек[30]) и Kia Sportage[31] но в серийное производство модели KIA не пошли.
В мае 2009 года Запорожский автозавод выиграл международный тендер на поставку автомобилей для ветеранов и инвалидов Азербайджана. 4 июня был подписан контракт на поставку 500 автомобилей. 29 июля Запорожский автозавод начал отгрузку первой партии продукции.
В 2009 году вступил в строй новый роботизированный участок металлизации в цеху металлизации покрытий.
10 сентября 2009 года на лакокрасочном складе завода произошёл сильный пожар, в результате которого с ожогами различной степени тяжести госпитализированы трое сотрудников предприятия[32].
С декабря 2010 года начат выпуск нового автомобиля ЗАЗ Forza аналогичного Chery A13[33].
С 2011 года на головном заводе вводятся производственные мощности для выпуска автомобилей проекта T-25X (T-250NB, T-255HB, T-259), изготовленные в 2006 году GM-DAT для варшавского завода FSO[34]. Массовый выпуск новых моделей запланирован с декабря 2011 года[35].
В апреле 2011 года форма акционерного общества меняется на публичное акционерное общество.
В январе 2011 года были сняты с производства автомобили Славута (ЗАЗ-1103) и Таврия-пикап (ЗАЗ-110557) с учетом нерентабельности в связи с сокращением спроса[13].
13 марта 2012 года начались продажи новой модели ZAZ Vida на Украине. В сентябре 2012 года ЗАЗ планировал начать продажи модели в России.
23 ноября 2012 года завод приостановил производство[36] до 6 февраля 2013 года[37].
В июле 2014 завод выпустил только восемь автомашин. В августе 2014 завод перешёл на трёхдневную рабочую неделю[38], 18 июля 2014 администрация завода приняла решение о сокращении 21 тыс. работников[39].
С начала января до 25 февраля 2015 года завод не выпустил ни одного автомобиля[40], продолжается только производство запасных частей[41]
ЗАЗ, подразделение UkrAVTO Group, время выпуска с 1960е- по 2009 год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | 1960-е | 1970-е | 1980-е | 1990-е | 2000-е | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Городской автомобиль | ЗАЗ-965 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Супермаленький автомобиль | ЗАЗ-966 | ЗАЗ-968 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАЗ-1102 «Таврия» | ЗАЗ-1102 Таврия Нова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАЗ-1105 «Дана» | ЗАЗ-1103 Славута | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маленький семейный автомобиль | ЗАЗ Сенс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАЗ Ланос | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пикап | ЗАЗ-11055 Таврия Пикап | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАЗ Ланос Пикап |
ЗАО «ЗАЗ» сотрудничает с ведущими автомобильными компаниями[42]:
Автотехника, производимая ЗАО «ЗАЗ» | |
---|---|
Автомобили ряда «Запорожец»: | ЗАЗ-965 • ЗАЗ-966 • ЗАЗ-967 • ЗАЗ-968 (ЗАЗ-968М, ЗАЗ-968А, 3A3-968МБ, 3A3-968МД, ЗАЗ-968МР) • ЗАЗ-969 |
Автомобили таврического ряда: | ЗАЗ-1102 «Таврия» • ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова» • ЗАЗ-1103 «Славута» • ЗАЗ-1105 «Дана» • ЗАЗ-11055 |
Автомобили на базе моделей General Motors Daewoo Auto & Technology: |
ZAZ Lanos • ZAZ Sens • ZAZ Lanos Pick-up • ZAZ Chance • ZAZ Vida |
Производство сторонних моделей: | ВАЗ: ВАЗ-21093 • ВАЗ-21099 • Adam Opel: «Opel Astra G» • ZAZ Forza |
Крупноузловая сборка: | Kia Motors • ТАТА |
Автобусы: | I-VAN |
zaz.ua — Официальный сайт |
ЗАЗ.