Lt304888.ru

Туристические услуги

История евангельских христиан-баптистов

16-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Баптистское крещение, г. Минусинск, 1907

В этой статье описывается исто́рия ева́нгельских христиа́н-бапти́стов — основной конфессии, придерживающейся баптистского вероучения на территории России, Украины, Белоруссии, иных стран постсоветского пространства.

Дореволюционный период

Православные, вступающие в члены баптистской общины, должны были предоставить подобное удостоверение для исключения их из православных метрических списков
Обложка первого номера журнала «Баптист», 1907
Василий Гурьевич Павлов (1854—1924). Председатель Союза баптистов с 1909 года. Редактор журнала «Баптист».
Титульный лист одного из выпусков «материалов» В. Д. Бонч-Бруевича, описывающего преследования баптистов

Зарождение

Первые в Российской империи общины евангельских христиан и баптистов появились во второй половине XIX века на Кавказе, в Новороссии (Таврическая губерния) и в Санкт-Петербурге.

  • На Украине средой для возникновения баптистских общин стало движение штундистов. Среди наиболее видных проповедников-штундистов, внёсших большой вклад в развитие баптизма, стали крестьяне Херсонской губернии Ф. Онищенко и И. Рябошапка.
  • В Закавказье зарождение баптистских церквей произошло в среде молоканства. Здесь первым активным проповедником нового учения стал житель г. Тифлиса молоканский пресвитер Никита Воронин. Также среди молокан и при непосредственном участии миссионеров с Кавказа были основаны первые баптистские общины в Таврической губернии[1].
Одна из жертв «борьбы с религией». Мария Яковлевна Янц (1895 г.р.). Арестована 23.06.1935 г. Осуждена на 3 года ссылки. 11.07.1938 г. тройкой НКВД приговорена к расстрелу. Сиротами остались четверо детей.
Николай Васильевич Одинцов (1870—1939). С 1925 г. — редактор журнала «Баптист». С 1926 г. — председатель Союза баптистов. В 1933 г. арестован. Умер в заключении.

Дореволюционные гонения

В период, когда обер-прокурором Святейшего Синода был К. П. Победоносцев (1882-1905) стали одним из объектов целенаправленной политики по искоренению «инославных» конфессий, проводимой посредством просветительских[2] и репрессивных мер. Отношение светской администрации к этой политике было неоднозначным[3], в целом она оказалась провальной[4][5].

Вильгельм Андреевич Фетлер (1883—1957). Основатель «Дома Евангелия» — самого большого молитвенного дома в России. Основатель журналов «Вера», «Гость». Организатор воскресных школ. Изгнан из России в 1915 году.

Становление

30 апреля — 1 мая 1884 года в с. Нововасильевка Таврической губернии на съезде баптистов 12 южных губерний основано первое объединение баптистов России — Союз русских баптистов Южной России и Кавказа, председателем которого стал выходец из меннонитов И. Вилер. Через два года его преемником на этом посту стал бывший молоканин Д. Мазаев[6].

Деятельность петербургского центра евангельского движения тесно связана с именем Ивана Степановича Проханова — выходца из молоканской семьи, крещенного во Владкавказской общине баптистов, и в 1888 году присоединившегося к пашковцам. В 1911 году он создал и возглавил Всероссийский союз евангельских христиан, объединивший христианские общины, исповедовавшие баптистское вероучение, но не входившие в Союз баптистов (преимущественно в северных губерниях страны)[7].

Активная миссионерская деятельность, а также политика царского правительства по высылке сторонников баптизма, привела к быстрому распространению баптистских общин за пределы центров зарождения движения. Так, в 1896 году переселенцами с Кавказа основана первая община баптистов в Западной Сибири, а уже в 1907 году образуется Сибирский отдел Всероссийского союза баптистов с центром в Омске.[8]

В 1905—1906 годы в России были приняты законодательные акты, провозглашавшие веротерпимость, что смягчило положение баптистов и евангельских христиан, однако в годы Первой мировой войны преследования со стороны государственной власти возобновились и прекратились только после Февральской революции 1917 года.

После революции

Если на первоначальном этапе существования советской власти евангельские и баптистские общины пользовались относительной свободой деятельности, в частности, имели возможность проведения богослужебных собраний, издания и даже приобретения за рубежом духовной литературы и т. п., то уже ко второй половине 1920-х годов положение указанных деноминаций начало осложняться.

Официально поворот в политике был закреплён постановлением ВЦИК, СНК СССР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», давшим правовое основание для резкого ограничения прав верующих на исповедание религии. В последовавшим за этим периодом репрессий уголовному преследованию подверглись практически все значимые фигуры объединений евангельских христиан и баптистов, а также значительное число служителей отдельных общин и просто активных верующих. По имеющимся подсчётам, около 22 тысяч осуждённых членов обоих движений из лагерей не вернулись. Практически все здания молитвенных домов, за исключением одного в Москве и одного в Новосибирске, были закрыты, что вынуждало верующих организовывать богослужебные собрания нелегально и давало властям новые поводы к репрессиям[9].

Следствием проведения указанной политики стал формальный роспуск в 1935 году Союза баптистов и фактическое прекращение существования в тот же период Союза евангельских христиан.

Вновь изменился подход советского государства к отношениям с религиозными объединениями в годы Великой Отечественной войны, когда интенсивность репрессивной политики по отношению к церковным служителям снизилась, и ряд руководителей союзов евангельских христиан и баптистов был освобождён из мест заключения.

Создание ЕХБ

В октябре 1944 года на совещании представителей обеих деноминаций было принято решение об объединении, урегулировании спорных вопросов и формировании Всесоюзного совета евангельских христиан и баптистов (с 1945 года — Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов), который получил официальное признание со стороны Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР.[10]

Позднее к ВСЕХБ присоединилась часть общин других действовавших в СССР христианских конфессий, включая пятидесятников и братских меннонитов.[10]

Богослужение Владивостокской церкви евангельских христиан-баптистов на развалинах Дома молитвы, снесённого городскими властями в 1959 году.

После Великой Отечественной войны в СССР имелось около 5 тысяч общин, как евангельских христиан, так и баптистских . Из них в 1945—1948 годах официальную регистрацию получили лишь 1696, что ставило прочие церкви в положение действующих нелегально[11]. Ещё более осложнилось положение церквей евангельских христиан-баптистов в период Хрущёвской антирелигиозной кампании. В общинах росло недовольство позицией ВСЕХБ, который, согласно мнению ряда служителей и активных верующих, пренебрегал своей обязанностью по защите права евангельских христиан-баптистов на свободу вероисповедания, проявляя чрезмерный конформизм в отношениях с государством.

В ноябре 1965 года группой пресвитеров, выразивших недоверие ВСЕХБ в связи с принятием последним решений, существенно ограничивавших миссионерскую активность церковных общин и расширявших возможности для государственного вмешательства во внутренние дела церквей, был создан независимый координирующий орган Совет церквей евангельских христиан-баптистов, ставший центром второго по величине баптистского объединения в стране. Данная структура не была признана государством, её деятельность рассматривалась советскими органами власти, как незаконная[6].

В последующий период баптисты продолжали подвергаться репрессиям, причём наиболее жёсткие меры применялись к сторонникам СЦ ЕХБ. Многие лидеры и церковные активисты были приговорены к наказаниям в виде лишения свободы[12]. Практиковались и такие формы давления, как принудительное помещение в психиатрические стационары, а также незаконное лишение родительских прав[13].

Тем не менее, несмотря на противодействие миссионерской деятельности и религиозному воспитанию, движение продолжало пополнять свою численность, как за счёт новообращённых, так и за счёт детей верующих родителей (в баптистских семьях широко распространена многодетность). Согласно данным Всемирного баптистского альянса, в 1975 году в СССР насчитывалось 535 тысяч баптистов (включая посещающих богослужения детей)[14].

Некоторые семьи евангельских христиан-баптистов, спасаясь от религиозных преследований при Советской власти, были вынуждены эмигрировать, преимущественно в США и Канаду, где ими основаны объединения церквей в эмиграции (Тихоокеанское объединение евангельских христиан-баптистов США и др.), богослужение в которых проводится на русском языке. Часть таких общин входит в МСЦ ЕХБ.

Современность

После распада Союза ССР, ВСЕХБ прекратил своё существование, во вновь созданных независимых государствах были образованы собственные евангельско-баптистские союзы. В качестве органа, координирующего деятельность объединений ЕХБ стран СНГ, с 1992 года действует Евро-азиатская федерация союзов евангельских христиан-баптистов (ЕАФ ЕХБ)[15].

Примечания

  1. С. Савинский. Возникновение баптизма в России
  2. Полунов, 2010, с. 260.
  3. Полунов, 2010, с. 261—263.
  4. Андреев, 2010, с. 128.
  5. Полунов, 2010, с. 280.
  6. 1 2 Митрохин, 1997, с. 356-469.
  7. Проханов, 1992.
  8. И. В. Черказьянова. Религиозные общины меннонитов и баптистов в Западной Сибири
  9. [Архив Самиздата Радио «Свобода», Мюнхен, (АС), № 871, с. 32 (т. 15)]
  10. 1 2 МитрохинЛ, 2010.
  11. [Архив Самиздата Радио «Свобода», Мюнхен, № 770, с. 123; № 771, с. 18 (т. 14)]
  12. Попов, 17.09.2008.
  13. История инакомыслия в СССР: Новейший период. — Вильнюс ; М.: Весть, 1992. — ISBN 5-89942-250-3.
  14. «Хроника текущих событий», Нью-Йорк, изд-во «Хроника», вып. 45, стр. 107
  15. «Братский Вестник». 1993, № 1, стр. 78.

Литература

Научная

Конфессиональная

  • Коллектив авторов. История ЕХБ в СССР. — М.: издательство ВСЕХБ, 1989. — С. 624.
  • Савинский С. Н. История русско-украинского баптизма: Учебное пособие. — Одесса: Одесская богословская семинария, изд-во Богомыслие, 1995. — 128 с.
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии (1867 - 1917). — СПб.: Библия для всех, 1999. — ISBN 5-7454-0376-4.
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии. II (1917 - 1967). — СПб.: Библия для всех, 2001. — 10 000 экз. — ISBN 5-7454-0594-5.
  • История объединения евангельских христиан и баптистов в один Союз. — baznica.info. — 2012.
  • Степанов В. А. Новые сведения о Каргеле. — Газета "Мирт". — Христианский центр "Мирт", 2016. — Т. №1(92).
  • Санников С. В. История баптизма. — Одесса: Одесская богословская семинария, 1996. — 496 с. — ISBN 5-7454-0093-5.
  • В котле России. — Чикаго: Всемирный Союз Евангельских христиан, 1992. — С. 111.
  • Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения. — Альманах по истории русского баптизма, третье издание. — СПб.: Библия для всех, Протестант, 2006. — С. 3-84. — ISBN 5-7454-0380-2.
  • Духовное пробуждение в России. — Корнталь: Свет на Востоке, 1967. — 125 с.
  • В. Ф. Марцинковский. Записки верующего (религиозные движения в Советской России 1917—1923)
  • Счастье потерянной жизни — автобиографическая повесть (1911—1947 гг. мемуарная проза).
  • Книга 1 Книга 2 Книга 3 Книга 4
  • Подражайте вере их 1961—2001 гг. (биографии христиан-баптистов втор. пол. XX века).
  • Дорофеева Ольга. Сохранить единство. — Международная христианская газета. — Титул, 2008.
  • Дело и судьба баптиста Георгия Винса. — Независимая газета. — 17.09.2008.
  • Резолюция Конгресса христианской молодежи Северной Америки «Так бегите, чтобы получить». — газета "Протестант". — 28.03.2011.
  • Мицкевич А. И. История евангельских христиан-баптистов. — 2 издание. — М.: Отдел богословия и катехизации РС ЕХБ, 2007.

История евангельских христиан-баптистов.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01