Lt304888.ru

Туристические услуги

Кече

25-06-2023

Кече (Кече-Ава, Кече-Ньё) (Кеце.)
Мифология: Марийская
Толкование имени: Богиня Солнца.
Имя на других языках: Шунды-мум
В иных культурах: Хорс, Хатор, Гелиос
Местность: Солнце
Отец: Кугу-Юмо
Мать: Мланде-Ава
Супруга: Кече-юмо
Дети: Кече удыр
Связанные персонажи: Кугу-Юмо, Кокша
Атрибуты: ноги богини — солнечные лучи
Характерные черты: расшитое цветами и звездами платье

Кече Кеце — солнце — женское божество марийского пантеона. Имя богини восходит к запретному названию солнца в марийском и мордовском языках. Сравнить с финским kehä, от праволжского *kesä, круг.

Содержание

Описание и функции

Кече имела антропоморфный облик, о чём свидетельствуют идиомы кечейол — солнечный луч, букв. «нога солнца»; кече корно — букв. «дорога солнца». Её представляли всевидящим оком верховного небесного божества. В орнаментальной вышивке и резьбе символом солнца служил круг, заключенный в круг ромб и перекрещенный по диагонали квадрат.

Мифы

Кече упоминается в мифах о проклятии короткопалого ежа и объяснении причины, почему облака стали летать высоко. В первом случае богиня выступает советчиком (она не знает где хитрый плотник спрятал гроб с духом смерти Колымашем, но велит спросить об этом бога Луны), во втором, наряду с Куго-Юмо, — предопределителем человеческой судьбы. В мифе о Кокше помогает своему зятю помириться с Кече удыр.

Семья

Соответствующий мужской персонаж — Кече юмо. Кроме того, известны другие мужские божества солнца: Кече куруж (божество солнца), Кече он (владыка солнца), Кече пюрышо юмо (бог предопределитель солнца), Кечевал юмо (бог полудня)[1].

Культ

Кече жила внутри самого солнца. В честь неё устраивались публичные празднества, в которых принимали участие исключительно женщины и девушки. В жертву богине приносили красную или белую корову. В случае если ребёнок заболевал, клали на пенек яйцо и три блина, прося Кече вернуть ребёнку румянец[2]. Весной жрецы совершали обряд кормления Кече: они зачерпывали ложкой молоко и поднимали ложку по направлению к солнцу, обращаясь к нему с молитвой. Осенью, перед тем как начать есть хлеб нового урожая, приносилась символическая жертва Кече: люди выходили во двор, поворачивались к солнцу и поднимали над головой блюдо с хлебом. В старину над дверным косяком делали специальный вырез. При восходе солнца его открывали и возносили хвалу Кече: «Мать солнца, велико твое могущество! За матерью ветра, матерью облаков, матерью воды присматриваешь. Нашу жизнь освещаешь, утренней зарей мир расцвечиваешь, силы нам даешь!»


Литература

  • Смирнов И. Черемисы. Историко-этнографический очерк. — Казань, 1889.
  • Мокшин Н. Ф. Отражение матриархата и периода распада первобытно-общинного строя в религиях некоторых народов Поволжья (мордва, марийцы). — Москва, 1964.
  • Петрухин В. Я. Марийская мифология / Мифы финно-угров. — М., 2003. — С. 260—290.
  • Ситников К. И. Словарь марийской мифологии. Том I. Боги, духи, герои. — Йошкар-Ола, 2006.
  • Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология. Этнографический справочник. — Йошкар-Ола, 2007.
  • Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. О богах. — Казань, 1887.

Примечания

  1. Ситников К. И. Словарь марийской мифологии. Том I. Боги, духи, герои. — Йошкар-Ола, 2006. — С. 56 — 57.
  2. Sebeok, 1956. Цит. по: Ситников К. И. Словарь марийской мифологии. Том I. Боги, духи, герои. — Йошкар-Ола, 2006. — С. 56.


Кече.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01